решение от 05.09.2011г. о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 сентября 2011 года п. Арсеньево Тульской области

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Валицкой Л.В.,

при секретаре Овчинниковой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Сосуновой И.И. к отделу Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Арсеньевскому району Тульской области о признании незаконным отказа в установлении пенсии и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

установил:

Сосунова И.И. обратилась в суд с иском к ГУ – отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому району о признании незаконным отказа в установлении пенсии и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии. В обоснование иска Сосунова И.И. ссылалась на то, что обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей трудовой пенсии до достижения общего пенсионного возраста на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", однако в назначении досрочной трудовой пенсии отказано из-за отсутствия необходимого требуемого специального стажа( при необходимости стажа 25 лет у нее 23 года 4 месяца 8 дней), при этом не принят к зачету в специальный трудовой стаж период ее отпуска по уходу за ребенком - с 7 октября 1992 года по 21 июня 1994 года с указанием на то, что в настоящее время включение данного вида отпуска в специальный трудовой стаж законодательством не предусмотрено, а также учебные отпуска в специальный стаж не входят. С таким решением она не согласна. В период ее ухода в отпуск по уходу за ребенком (июнь 1992 года) действовала статья 167 КЗоТ РСФСР, предусматривавшая возможность включения отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Следовательно, весь период пребывания ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет должен быть включен в специальный льготный стаж.

В судебном заседании истица Сосунова И.И. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности Х.. исковые требования не признала, пояснив, что подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сосунова И.И. обратилась в ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ по Арсеньевскому району Тульской области, предоставив трудовую книжку, справки, уточняющие льготный характер работы, выданные <данные изъяты> «О.» общеразвивающего вида МО <адрес>, диплом ЛТ , свидетельства о рождении детей ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ рождения. Оценив документы Сосуновой И.И., дополнительно проверив книги приказов и лицевые счета с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (Акт от ДД.ММ.ГГГГ), было установлено, что с 28.06.1992 г. по 21.06.1994г. Сосунова И.И. осуществляла уход за ребенком. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в стаж для досрочного назначения пенсии до 6.10.1992 г., поэтому отпуск по уходу за ребенком с 7.10.1992 г. по 21.06.1994 г. в специальный стаж не засчитывается. Поэтому специальный стаж Сосуновой И.И. составляет 23 года 4 месяца 8 дней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ что недостаточно для назначения досрочной пенсии, т.к. необходим специальный стаж 25 лет педагогической деятельности.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как следует из материалов дела, Сосунова И.И. осуществляет педагогическую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Согласно акту по результатам документальной проверки льготного стажа работы Сосуновой И.И. от ДД.ММ.ГГГГ и решению начальника УПФР в Арсеньевском районе Тульской области за от ДД.ММ.ГГГГ Сосуновой И.И. отказано в назначении пенсии в соответствии с п/п19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ по причине невключения отпуска по уходу за ребенком с 7.10.1992 г. по 21.06.1994 г. в специальный стаж, а также учебных отпусков.

Согласно возражениям педагогический стаж составляет 23 года 4 месяца 8 дней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

В специальный трудовой стаж Сосуновой И.И., дающий право на досрочное назначение пенсии, ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ в Арсеньевском районе Тульской области не был включен период нахождения Сосуновой И.И. в отпуске по уходу за ребенком с 7 октября 1992 года по 21 июня 1994 года. Вместе с тем, зачтен в специальный трудовой стаж период нахождения в этом отпуске до 6 октября 1992 года.

Отдел Пенсионного Фонда РФ по Арсеньевскому району, отказывая истице в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что истица не имеет необходимого стажа для досрочного назначения трудовой пенсии. При этом указано на то, что порядок назначения трудовой пенсии по старости определен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516. Данными Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. Положение ранее действовавшего законодательства (КЗоТ РСФСР) о включении периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в стаж для досрочного назначения пенсии действовало лишь до 6 октября 1992 года, т.е. до момента вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР". С 6 октября 1992 года отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в стаж работы по специальности для назначения пенсии на льготных условиях не включается.

Суд с указанными выводами ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ по Арсеньевскому району не может согласиться, так как указанное заключение основано на неправильном применении и толковании норм материального права.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.

Разрешая спор, суд пришел к выводу об обоснованности иска по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

По изложенным основаниям суд находит, что специальный стаж работы истицы на дату обращения в пенсионный орган (ДД.ММ.ГГГГ) составил 25 лет 00 месяцев 22 дня, т.е. у истицы на день подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ имеется необходимый специальный стаж для назначения досрочной пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Сосуновой И.И. к отделу Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Арсеньевскому району Тульской области о признании незаконным отказа в установлении пенсии и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника УПФР в Арсеньевском районе Тульской области за от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Сосуновой И.И. в назначении трудовой пенсии до достижения общего пенсионного возраста.

Признать право Сосуновой И.И. на досрочное назначение трудовой пенсии до достижения общего пенсионного возраста на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней через Одоевский районный суд.

Председательствующий Л.В. Валицкая