решение от 06.09.2011г. о понуждению к принятию мер по постановке объекта на учет



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 сентября 2011 года п. Арсеньево Тульской области

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Валицкой Л.В.,

при секретаре Овчинниковой Т.С.,

с участием помощника прокурора Арсеньевского района Николаева П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Арсеньевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам администрации муниципального образования Арсеньевский район и третьим лицам администрация муниципального образования Бобровское Арсеньевского района и администрации муниципального образовании Астаповское Арсеньевского района о понуждению к принятию мер по постановке объекта на учет

в качестве бесхозяйного,

установил:

прокурор Арсеньевского района Тульской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам администрации муниципального образования Арсеньевский район и третьим лицам администрация муниципального образования Бобровское Арсеньевского района и администрации муниципального образовании Астаповское Арсеньевского района о понуждению к принятию мер по постановке объекта на учет в качестве бесхозяйного. Свои требования обосновывает тем, что в границах муниципального образования Арсеньевский район проходит автодорога к А.-Л.-К., протяженностью <данные изъяты> км. Данная дорога относится к дорогам общего пользования. Автодорога А.-Л.-К. проходит по территории муниципальных образований Бобровское и Астаповское, таким образом является межмуниципальной дорогой общего пользования. В ходе проведения проверки прокуратурой района совместно с начальником С. отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по <адрес> установлено несоответствие автоподъезда к н.п. К. Арсеньевского района, то есть части дороги А.-Л.-К., требованиям п.4.1, 4.1.1 ГОСТа Р 5597-93, а также п. 8.2 ГОСТа Р 52289-2004, п.п. 4.1.4, 5.2.6, 2.6.4, 4.6.1 ВСН 24-88. В частности, на мостовом сооружении отсутствует ограждение, отсутствует разворотная площадка, отсутствуют дорожные знаки, в местах установки водопропускных труб сигнальные столбики установлены с нарушениями, имеются выезды на дорогу транспортных средств в непредусмотренных для этой цели местах и другие. По данным Управления Росреестра сведения о зарегистрированных правах на автодорогу к А.-Л.-К. отсутствуют.

Таким образом, указанная автомобильная дорога не имеет собственника, балансодержателя, эксплуатирующей организации, то есть является бесхозяйной. Отсутствие собственника у автодороги А.-Л.-К. препятствует осуществлению обязанностей собственника по надлежащему содержанию автодороги и обеспечению ее безопасности, в то время как автодорога нуждается в проведении ремонтных работ. Неудовлетворительное состояние дорожного покрытия проезжей части угрожает безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурор Арсеньевского района обратился с указанным иском в суд.

В судебном заседании помощник прокурора Арсеньевского района Николаев П.А. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика, будучи надлежаще извещенным о времени, дате и месте судебного разбирательства, в зал суда не явился, прислал письмо, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представители третьих лиц в зал суда не явились, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, глава администрации муниципального образования Астаповское просил дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации, о причинах неявки представитель администрации муниципального образования Бобровское Арсеньевского района не сообщил и не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.

Исходя из требований ст.167 ГПК РФ суд с учетом мнения участвующего в деле лица пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика и представителей третьих лиц.

Выслушав пом. прокурора Арсеньевского района Николаева П.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.

В соответствии с ч. 1, 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 5 указанного закона к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В силу ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 5597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению.

Из письма Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ сведений об автодороге к населенному пункту К. Арсеньевского района в реестре имущества Тульской области нет.

Согласно письму территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимого имущества – автодорога, расположенный по адресу: <адрес> к населенному пункту К. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества по Тульской области не числится.

В силу письма управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ сведений о правах на объект недвижимого имущества - автодороги А.-Л.-К., а также ее части подъезда к населенному пункту К. Арсеньевского района протяженностью <данные изъяты> км не имеется.

Отсутствуют такие данные и в Суворовском участке Белевского отделения Тульского филиала ФГУ «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» согласно сообщению от ДД.ММ.ГГГГ

Как явствует из акта обследования автодороги, по которой проходит автобусный маршрут от ДД.ММ.ГГГГ, автодорога протяженностью <данные изъяты> км к н.п. К. имеет отклонения от требований ГОСТ.

Администрация муниципального образования Арсеньевский район сообщила, что автоподъезд к н.п. К. протяженностью <данные изъяты> км является бесхозной дорогой, проводятся работы по обращению ее в муниципальную собственность.

Как явствует из проектной документации указанный участок дороги протяженностью <данные изъяты> км строился хозспособом силами колхоза им. Г., который ДД.ММ.ГГГГ реорганизован в совхоз «Д.», в настоящее время его правопреемника не существует.

В соответствии с.1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 №580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Поскольку отсутствие собственника у спорной автодороги препятствует надлежащему содержанию автодороги и обеспечению ее безопасности, в то время как автодорога нуждается в проведении ремонтных работ, а неудовлетворительное состояние дорожного покрытия проезжей части угрожает безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурор Арсеньевского района вправе был на основании ст.45 ГПК РФ обратиться с указанным иском в суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

1. Признать незаконным действия администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет в качестве бесхозяйной автодороги А.-Л.-К., в частности автоподъезд к н.п. К.

2. Обязать администрацию муниципального образования Арсеньевский район Тульской области обратиться в орган регистрации прав на недвижимое имущество по Тульской области с заявлением о постановке на учет автодорогу А.-Л.-К. до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней через Одоевский районный суд.

Председательствующий Л.В. Валицкая