Решение от 11 октября 2011 года о признании договора передачи квартиры в собственность недействительным в части, признании права собственности на часть жилого дома с надворными постройками, реальном разделе жилого дома



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2011 года. п. Дубна

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Таранец С.В.,

при секретаре Кострюковой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пискарёва А.М., Пискарёвой Н.И., к комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Дубенский район, Пискарёву В.А., Марахиной А.А., Лысенковой Т.Д., Лысенкову С.А., Лысенкову Е.С., Мельниковой Ж.С. о признании договора передачи квартиры в собственность недействительным в части, признании права собственности на часть жилого дома с надворными постройками, разделе жилого дома, встречному исковому заявлению Лысенковой Т.Д., Лысенкова С.А. к комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Дубенский район, Лысенкову Е.С., Мельниковой Ж.С., Пискарёву А.М., Пискарёвой Н.И., Пискарёву В.А., Марахиной А.А. о признании договора передачи квартиры в собственность недействительным в части, признании права собственности на часть жилого дома с надворными постройками, разделе жилого дома,

установил:

жилой дом общей площадью <данные изъяты> учтен в муниципальной казне муниципального образования <адрес>, при этом право собственности на данный жилой дом ни за кем не зарегистрировано.

Квартира в жилом доме по <адрес> на праве совместной собственности принадлежит Лысенкову С.А., Лысенковой Т.Д., Лысенковой Ж.С. и Лысенкову Е.С.

Квартира в указанном жилом доме на праве совместной собственности принадлежит Пискарёву А.М., Пискарёвой Н.И., Пикарёвой А.А. и Пискарёву В.А.

Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о признании договора передачи квартиры в собственность недействительным в части, признании права собственности на часть жилого дома с надворными постройками, разделе жилого дома ссылаясь на то, что кроме принадлежащей на праве совместной собственности квартир, они с ДД.ММ.ГГГГ пользуются изолированными частями жилого дома как своим недвижимым имуществом, несут расходы по их содержанию и ремонту, возвели надворные постройки. При приватизации указанной квартиры в ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетние дети вынужденно участвовали в приватизации, поскольку их отказ от приватизации, согласно действующему в то время законодательству, лишал и других членов семьи получения в собственность квартиры в порядке бесплатной приватизации. В настоящее время дети не проживают в квартирах, не несут расходов по их ремонту и содержанию жилого дома, не участвовали в расходах по возведению надворных построек.

Ответчики Пискарёв В.А., Марахина А.А. (до заключения брака Пискарёва), Лысенков Е.С. и Мельникова Ж.С.(до заключения брака Лысенкова) согласились с исковыми требованиями истцов. В заявлениях, адресованных суду, просят рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.

Представитель ответчика комитета имущественных и земельных отношений администрации МО Дубенский район в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление просят рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя, при этом не оспаривают исковых требований.

Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, учитывая поступившее ходатайство и мнение участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков Пискарёва В.А., Марахиной А.А., Лысенков Е.С. и Мельниковой Ж.С., представителя ответчика комитета имущественных и земельных отношений администрации МО Дубенский район.

Выслушав объяснения истцов, ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <адрес> БТИ и свидетельства о регистрации права собственности, зарегистрированного в администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в реестре за , Пискарёв А.М., Пискарёва Н.И., Пискарёва А.А.(после заключения брака Марахина) являются собственниками квартиры в доме , площадью <данные изъяты>., расположенной по <адрес>.

Как следует из архивной справки, выданной <адрес> производственным участком <адрес> отделения <адрес> филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Лысенкову С.А., Лысенковой Т.Д., Лысенкову Е.С. и Лысенковой Ж.С.(до заключения брака Мельниковой) на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <адрес> БТИ и свидетельства о регистрации права собственности, зарегистрированного в администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в реестре за , на праве совместной собственности принадлежит квартира в доме , площадью <данные изъяты>., расположенной по <адрес>.

Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1992 года с изменениями и дополнениями, граждане, занимающие помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях предусмотренных законодательством.

Жилые помещения передаются в собственность совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В случае приватизации жилого помещения несовершеннолетние были вправе наравне с совершеннолетними пользователями жилого помещения стать участниками общей собственности на это помещение, поскольку согласно ст.53 ЖК РСФСР, имели равные права, вытекающие из договора найма жилого помещения. Не включение детей в приватизационные документы могло иметь место только с разрешения органа опеки и попечительства.

ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> зарегистрировала переход права квартиру в доме по ул. <адрес> в совместную собственность Пискарёву А.М., Пискарёвой Н.И., несовершеннолетним Пикарёвой А.А. (ныне Марахиной) и Пискарёву В.А. на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ими с руководителем АП <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> зарегистрировала переход права квартиру в доме по ул. <адрес> в совместную собственность Лысенкову С.А., Лысенковой Т.Д., несовершеннолетним Лысенковой Ж.С. (ныне Мельниковой) и Лысенкову Е.С. на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ими с руководителем АП <адрес>

Несовершеннолетние Пискарёва А.А. (ныне Марахина), Пискарёв В.А., Лысенков Е.С. и Лысенкова Ж.С.(ныне Мельникова) в силу несовершеннолетнего возраста не подписывали договоров передачи квартиры в совместную собственность, тем самым не давали согласие на приватизацию, поскольку это являлось особым условием передачи квартиры в собственность, хотя фактически становиться собственниками они не желали. За несовершеннолетних детей решение по приватизации занимаемых жилых помещений принимали их родители и подписывали договоры передачи – Пискарёв А.М. и Лысенков С.А.

Поскольку включение несовершеннолетних детей в приватизационные документы было обязательным условием приватизации квартиры другими пользователями жилого помещения, Пискарёва А.А.(ныне Марахина), Пискарёв В.А., Лысенкова Ж.С. (ныне Мельникова), Лысенков Е.С. реализовали помимо своей воли право на добровольную однократную бесплатную приватизацию жилья.

Суд считает, что сделки по передаче квартир в общую собственность несовершеннолетними были совершены в нарушение принципа добровольности. Реализовав помимо своей воли право на однократную бесплатную приватизацию, и являясь участником общей собственности, Пискарёва А.А.(ныне Марахина), Пискарёв В.А., Лысенкова Ж.С. (ныне Мельникова), Лысенков Е.С. в настоящее время не могут получить жилье в порядке улучшения жилищных условий или приватизировать другое фактически занимаемое жилое помещение.

Марахина А.А., Пискарёв В.А., Мельникова Ж.С., Лысенков Е.С. отказались от своего права на общую совместную собственность квартирах и д. по ул. <адрес>, которую они приобрели в несовершеннолетнем возрасте. В нарушение принципа добровольности. В заявлениях, адресованных суду, просят изменить договоры передачи, оставив квартиры в собственности только их родителей.

Пискарёв А.М., Пискарёва Н.И., Лысенкова Т.Д. и Лысенков С.А. согласны, если договор передачи квартир будет изменен и квартиры и в указанном жилом доме будут в их собственности.

Согласно ст.450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Суд считает, что поскольку стороны: Пискарёв А.М., Пискарёва И.Н., Пискарёв В.А. и Марахина А.А., а также Лысенкова Т.Д.,, Лысенков С.А., Лысенков Е.С. и Мельникова Ж.С. пришли к соглашению об изменении договора передачи квартир и в доме по <адрес>, отказываясь от своего права общей совместной собственности, приобретенной ими в нарушение принципа добровольности, в пользу родителей договоры передачи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ подлежат изменению.

Согласно ч.1 ст. 453 ГК РФ, при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. Поскольку Пискарёв В.А. и Марахина А.А. отказались от своего права общей совместной собственности на квартиру в д. по ул. <адрес> все обязательства по условиям заключенного договора от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме переходят на Пискарёва А.М. и Пискарёву Н.И.

Поскольку Лысенков Е.С. и Мельникова Ж.С. также отказались от своего права общей совместной собственности на квартиру в д. по ул. <адрес> все обязательства по условиям заключенного договора от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме переходят на Лысенкова С.А. и Лысенкову Т.Д.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Согласно выписки из реестра муниципального образования <адрес>, жилой дом , расположенный по <адрес> учтен в муниципальной казне муниципального образования <адрес>.

При этом право собственности за муниципальным образованием <адрес> не зарегистрировано.

Приватизированные квартиры и в указанном жилом доме, являются неотъемлемыми частями домовладения по <адрес>, состоящего из жилого дома, а также хозяйственных построек: двух гаражей, трех сараев, забора и двух калиток.

В соответствии со ст. 290 ГК РФ).

Истцы приняли на себя обязательство по уплате налогов на недвижимость, осуществляют за свой счет эксплуатацию и ремонт квартир, а также участвуют, соразмерно с занимаемой площадью, в расходах, связанных с эксплуатацией и ремонтом, в том числе капитальным, всего дома в соответствии с правилами и нормами, действующими в РФ для государственного и муниципального жилищного фонда.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела и не оспариваются сторонами.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2002 года по жалобе гражданки Кулаковой на нарушение ее конституционных прав абз. 5 ст. 4 Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», в котором указано, что в результате принятия Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 года понятия «жилой дом (часть дома)» и «квартира» как объект частной собственности были полностью уравнены в правовом титуле.

Квартира , принадлежащая Пискарёву А.М. и Пискарёвой Н.И., расположена в изолированной части жилого дома площадью <данные изъяты>., и составляет <данные изъяты> долю жилого дома общей площадью <данные изъяты>. Указанная часть жилого дома имеет отдельный вход, автономную отопительную, водопроводную, газовую системы.

Квартира , принадлежащая Лысенкову С.А. и Лысенковой Т.Д.., расположена в изолированной части жилого дома площадью <данные изъяты>., и составляет <данные изъяты> долю жилого дома общей площадью <данные изъяты> Указанная часть жилого дома имеет отдельный вход, автономную отопительную, водопроводную, газовую системы.

Таким образом, судом установлено, что, не являясь по закону собственником изолированных частей жилого дома по ул. <адрес>, истцы открыто и непрерывно владеют с ДД.ММ.ГГГГ изолированными частями жилого дома площадью как своим собственным недвижимым имуществом.

Поэтому как собственники в доле всего домовладения , расположенного по <адрес>, истцы имеют право на раздел домовладения и признания за ними права собственности на изолированные части жилого дома, соответствующие площади принадлежащих им квартир, а также на возведенные ими надворные постройки.

Учитывая сложившийся порядок пользования жилым домом и надворными постройками, истцы Пискарёв А.М. и Пискарёва Н.И. настаивают на передаче в собственность изолированной части жилого дома, соответствующей площади квартиры, которой они владеют на праве собственности – <данные изъяты>, две холодные пристройки (лит.а1 и лит.а3), а также хозяйственные постройки: ? доля сарай (лит.Г Г), гараж (лит.Г3), сарай (лит.Г4), часть забора и калитку.

Учитывая сложившийся порядок пользования жилым домом и надворными постройками, истцы Лысенков С.А. и Лысенкова Т.Д. настаивают на передаче в собственность изолированной части жилого дома, соответствующей площади квартиры, которой они владеют на праве собственности – <данные изъяты>, две холодные пристройки (лит.а и лит.а2), а также хозяйственные постройки: ? доля сарай (лит.Г Г), гараж (лит.Г1), сарай (лит.Г2), часть забора и калитку.

Признанием права собственности за истцами на изолированные части жилого дома, а также хозяйственные постройки не нарушаются чьи –либо законные права и интересы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, судья

решил:

исковые требования Пискарёва А.М., Пискарёвой Н.И., к комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Дубенский район, Пискарёву В.А., Марахиной А.А., Лысенковой Т.Д., Лысенкову С.А., Лысенкову Е.С., Мельниковой Ж.С. о признании договора передачи квартиры в собственность недействительным в части, признании права собственности на часть жилого дома с надворными постройками, разделе жилого дома, удовлетворить.

Встречные исковые требования Лысенковой Т.Д., Лысенкова С.А. к комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования <адрес>, Лысенкову Е.С., Мельниковой Ж.С., Пискарёву А.М., Пискарёвой Н.И., Пискарёву В.А., Марахиной А.А. о признании договора передачи квартиры в собственность недействительным в части, признании права собственности на часть жилого дома с надворными постройками, разделе жилого дома, удовлетворить.

Свидетельство о регистрации права собственности на <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, выданное администрацией <адрес> семье Пискарева А.М., в части регистрации права собственности за Пискаревой А.А. (ныне Марахиной), Пискаревым В.А. признать недействительным.

Регистрационное удостоверение за от ДД.ММ.ГГГГ, выданное <адрес> БТИ, о регистрации квартиры в доме расположенном по адресу: <адрес>, по праву совместной собственности за Пискаревым А.М., Пискаревой Н.И., Пискаревой А.А., Пискаревым В.А. в части регистрации за Пискаревой А.А. и Пискаревым В.А. признать недействительным.

Договор передачи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между руководителем АП <адрес> и Пискаревым А.М., Пискаревой Н.И., Пискаревой А.А., Пискаревым В.А. о передаче квартиры в доме , расположенного по адресу: <адрес>, в совместную собственность, в части передачи в совместную собственность Пискареву В.А. и Пискаревой А.А. признать недействительным.

Признать за Пискарёвым А.М. и Пискарёвой Н.И., в равных долях, право общей долевой собственности на изолированную часть жилого дома , общей площадью <данные изъяты> две холодные пристройки (лит.а1 и лит.а3) и хозяйственные постройки: ? долю сарая (лит.Г ), гараж (лит.Г3), сарай (лит.Г4), часть забора и калитку, расположенные по адресу: <адрес>, прекратив право общей собственности.

Свидетельство о регистрации права собственности на квартиру в доме , расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, выданное администрацией <адрес> семье Лысенкова С.А., в части регистрации права собственности за Лысенковой Ж.С. (ныне Мельниковой) и Лысенковым Е.С. признать недействительным.

Регистрационное удостоверение за от ДД.ММ.ГГГГ, выданное <адрес> БТИ, о регистрации квартиры в доме , расположенном по адресу: <адрес>, по праву совместной собственности за Лысенковым С.А., Лысенковой Т.Д., Лысенковой Ж.С., Лысенковым Е.С. в части регистрации за Лысенковой Ж.С. и Лысенковым Е.С. признать недействительным.

Договор передачи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между руководителем АП 10 <адрес> и Лысенковым С.А., Лысенковой Т.Д., Лысенковой Ж.С., Лысенковым Е.С. о передаче квартиры в доме , расположенного по адресу: <адрес>, в совместную собственность, в части передачи в совместную собственность Лысенковой Ж.С. и Лысенкову Е.С. признать недействительным.

Признать за Лысенковым С.А. и Лысенковой Т.Д., в равных долях, право общей долевой собственности на изолированную часть жилого дома , общей площадью <данные изъяты> две холодные пристройки (лит.а и лит.а) и хозяйственные постройки: ? долю сарая (лит.Г ), гараж (лит.Г1), сарай (лит.Г2), часть забора и калитку, расположенные по адресу: <адрес>, прекратив право общей собственности.

Решение подлежит государственной регистрации.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Одоевский районный суд в течение десяти дней.

Судья Таранец С.В.