Решение от 12.12.2011 года по иску о признании права на присвоение звания `Ветеран труда`



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2011 года п. Арсеньево Тульской области

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Валицкой Л.В.,

при секретаре Овчинниковой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Федяшовой Г.И. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» об обязывании предоставления статуса «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения,

установил:

Федяшова Г.И. обратилась в суд с заявлением к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на получение указанного звания и его присвоение. В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» с приложением необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГ она получил отказ в присвоении звания «Ветеран труда», так как продолжительность ее трудового стажа не соответствует требованиям Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28 февраля 2007 года №797-ЗТО. Полагает, что отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в присвоении ему звания «Ветеран труда» противоречит положениям, предусмотренным ФЗ №5-ФЗ «О Ветеранах», в частности статьи 7 пункта 4 «Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», а также Конституции РФ, Закону Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28.02.2007 N 797-ЗТО, в соответствии со ст. 1 которого условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, его стаж составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней в льготном исчислении в соответствии с п.1,2, 3 «г» Постановления Совета Министров Правительства РФ от 22.09.1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ». Закон Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО не изменил основания и порядок присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом о «Ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ. Приказом Министерства юстиции РФ -к от ДД.ММ.ГГГГ он награжден ведомственной медалью «За службу» Ш степени и имеет трудовой стаж 22 года 9 месяцев 5 дней в льготном исчислении, что дает ему право для назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии пп. «б» п.1, п.2 абз.10, пп. «в» п.3 Постановления Совета Министров –Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ», т.е. имеются основания для присвоения ему звания «Ветеран труда». Ссылаясь на ч.2 ст.7 Конституции РФ, Федеральный закон от 12.01.1995 г. «О ветеранах», закон Тульской области от 28.01.2007 года №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» истец просит обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» предоставить статус «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения.

Истец Федяшова Г.И. в зал судебного заседания не явилась, направила заявление, в котором исковые требования поддержала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие в связи с занятостью.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения

Арсеньевского района» в судебное заседание не явился. Ответчик прислал письменное возражение на исковые требования Федяшовой Г.И., в которых исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:1)имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» предусматривает аналогичные требования для присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии со ст.2 этого закона лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют следующие документы, подтверждающие трудовой стаж и награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде. По мнению ответчика, Федеральный закон «О ветеранах» выделяет такие категории как ветеран военной службы, ветеран государственной службы и ветеран труда и определяет различные требования для их присвоения, в том числе для звания «Ветеран труда» трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. В настоящее время старая терминология трудовой стаж заменена понятием «страховой стаж». В соответствии со ст.3,10,77,88,90 ранее действовавшего Закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. для приобретения права на пенсию по старости необходимо было иметь трудовой стаж в календарном исчислении: у мужчин не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста), женщинам не менее 20 лет (при достижении 55-летнего возраста). Ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает наличие стажа в календарном исчислении, указанный закон не предусматривает пенсию за выслугу лет. Ранее пенсия за выслугу лет устанавливалась в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью (педагоги). Как считает ответчик, понятие «выслуга лет на военной службе и (или) службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в органах уголовно-исполнительной системы» и «трудовой» стаж не являются тождественными при определении права на присвоение звания «ветеран труда». В соответствии со ст.10,11 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. при подсчете трудового стажа Федяшовой Г.И., необходимого для установления статуса ветерана труда период прохождения службы не может быть применен при определении права на получение звания «Ветеран труда». Поэтому ответчик пришел к выводу об отсутствии у Федяшовой Г.И. необходимого стажа для назначения трудовой пенсии по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» и необходимый стаж трудовой деятельности в целях присвоения звания «Ветеран труда», поэтому просит в иске отказать. Также просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца и представителя ответчика.

Огласив заявление истца, возражение ответчика, исследовав письменные материалы, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О ветеранах" звание "Ветеран труда" присваивается с учетом продолжительного добросовестного труда, однако понятие "продолжительный добросовестный труд" конкретизируется, в частности, в пункте 2 части 1 статьи 7 этого Федерального закона, которым установлено, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются ветеранами труда.

Таким образом, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого пенсионного стажа и факт награждения гражданина ведомственным знаком (знаками) отличия за добросовестный труд.

Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".

На основании ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 N 797-ЗТО (ред. от 22.07.2010) "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда" (принят Постановлением Тульской областной Думы от 15.02.2007 N 43/1867 условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются:

1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Положениями статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам труда относятся как лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", так и лица, награжденные орденами и медалями, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Причем для последней категории признание ветераном труда не ставится федеральным законодателем в зависимость от достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или установления (назначения) такой пенсии.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.03.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.

Ст.5,7,13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 10.12.2010) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает пенсию за выслугу лет, при этом если они имеют стаж на службе 20 лет и более.

Таким образом, доводы ответчика, что современное пенсионное законодательство не предусматривает пенсию за выслугу лет, не основано на законе.

В соответствии с п.3»г» Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941

"О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий лицам, прослужившим в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях (кроме указанных в подпункте "в" настоящего пункта), следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20 июля 1992 г. засчитывать на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца.

Таким образом, утверждения ответчика о календарном исчислении стажа противоречат действующему законодательству.

Согласно справке УФСИН по Т. области от ДД.ММ.ГГГГ стаж Федяшовой Г.И. в льготном исчислении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, в льготном исчислении <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> день, т.е. Федяшова Г.И. имеет необходимый стаж для назначения пенсии по выслуге лет в случае его увольнения.

П.16 ст.11Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" предоставлено право директору Службы учреждать ведомственные награды.

Согласно п.81 Приказа Минюста РФ от 08.11.2007 N 211"Об утверждении описания предметов формы одежды сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и правил ее ношения Медаль «За отличие службу III» степени является ведомственными наградами.

Ксерокопия трудовой книжки и удостоверение к ведомственной награде подтверждают факт награждения Федяшовой Г.И. ведомственной наградой.

В постановлении от 03.06.2004 года №11-П по делу о проверке конституционности положений п.п. 10,11 и 12 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конституционный суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой соблюдение в сфере пенсионного обеспечения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). По убеждению суда, данная правовая позиция может быть распространена на отношения по поводу присвоения звания «Ветеран труда» и применима при рассмотрении настоящего дела. Конституционный Суд РФ также неоднократно указывал, что государство не может произвольно уменьшать обусловленный определенным статусом лицу, связанным с выполнением им публичных обязательств перед государством, объем социальных гарантий. Изменение ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, предсказуемость политики в социальной сфере (постановление от 24 мая 2001 года №8-П, определение от 04 апреля 2006 года №89-О, определение от 08 февраля 2007 года №321-О-П).

Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2,18,19 (часть 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

По вышеприведенным доводам отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в присвоении Федяшовой Г.И. звания «Ветеран труда» нельзя признать законным, обоснованным, поэтому заявленный иск подлежит удовлетворению

Согласно расписке-уведомлению заявление и документы гр. Федяшовой Г.И. на присвоение звания «Ветеран труда» приняты 03.ю11.2011 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Федяшовой Г.И. о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на получение указанного звания и его присвоение удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» присвоить Федяшовой Г.И. звание «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в гражданскую коллегию Тульского областного суда в течение 10 дней через Одоевский районный суд.

Судья