Решение от 30.11.2011 г.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2011 года п.Дубна

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Таранец С.В.,

при секретаре Кострюковой С.Г.,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Дубенского района Тульской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к производственному отделению «Суворовские электрические сети» ОАО «Межрайонная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья филиал «Тулэнерго» по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: <адрес> незаконным, признании действий Суворовского межрайонного отделения ОАО «Тулаэнергосбыт» по начислению платы за электроэнергию исходя из учета показателей коллективных (общедомовых) приборов учета, незаконными; обязании Суворовского межрайонного отделения ОАО «Тулаэнергосбыт» не применять при начислении платы за электроэнергию жителям вышеуказанных домов формулы № 4 и № 9 п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 до момента оборудования домов общедомовыми приборами учета электроэнергии в соответствии с действующим законодательством,

установил:

прокурор Дубенского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Суворовскому межрайонному отделению ОАО «Тулаэнергосбыт», производственному отделению «Суворовские электрические сети» ОАО «Межрайонная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья филиал «Тулаэнерго» о признании действий Суворовского межрайонного отделения ОАО «Тулаэнергосбыт» по начислению платы за электроэнергию исходя из учета показателей коллективных (общедомовых) приборов учета, незаконными; об обязании Суворовского межрайонного отделения ОАО «Тулэнергосбыт» произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в домах, расположенных по адресам: <адрес>, жилые дома ; <адрес>, жилые дома ; <адрес>, жилые дома ; <адрес>, жилые дома ; <адрес>; <адрес>, ул. <адрес>, жилые дома ; <адрес>, жилые дома ;<адрес>, жилые дома ; <адрес>, жилые дома ; <адрес>, жилые дома ; <адрес>, жилые дома ; <адрес>, жилые дома <адрес>,жилыедома; <адрес>, жилые дома №; <адрес>, жилой дом ; <адрес>, жилые дома ; <адрес>, жилые дома ; <адрес>, дом ; <адрес>, дом ; <адрес>, жилые дома , перерасчет платы за электроэнергию в жилых помещениях, которые оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, по п.16 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307; в жилых помещениях, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электрической энергии, по подпункту «б» п.19 раздела 3 указанных Правил, а также об обязании Суворовского межрайонного отделения ОАО «Тулаэнергосбыт» не применять при начислении платы за электроэнергию жителям вышеуказанных домов формулы №№ 4 и 9 п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 до момента оборудования домов общедомовыми приборами учета электрической энергии в соответствии с действующим законодательством.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил свои исковые требования и просил признать действия производственного отделения «Суворовские электрические сети» ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: <адрес> незаконным, признании действий Суворовского межрайонного отделения ОАО «Тулаэнергосбыт» по начислению платы за электроэнергию исходя из учета показателей коллективных (общедомовых) приборов учета, незаконными; обязании Суворовского межрайонного отделения ОАО «Тулэнергосбыт» не применять при начислении платы за электроэнергию жителям вышеуказанных домов формулы № 4 и № 9 п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 до момента оборудования домов общедомовыми приборами учета электроэнергии в соответствии с действующим законодательством. В обоснование исковых требований прокурор Дубенского района ссылается на то, что в соответствии с действующим законодательством при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах. Собственники многоквартирных жилых домов по <адрес>; по <адрес> в <адрес>; жилых домов по <адрес> в <адрес>; по <адрес> в <адрес> выбрали способ управления многоквартирными домами – управляющими компаниями <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> Собственники многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> выбрали управление товариществом собственников жилья, которое заключило договор с управляющей компанией <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Отделением «Суворовские электрические сети» ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго» в подъездах, на лестничных клетках и подвалах вышеуказанных жилых домов, то есть на общем имуществе собственников многоквартирных домов были установлены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, которые используются отделением «Суворовские электрические сети» для расчета платы за электроэнергию с жителями данных многоквартирных домов. Общедомовые приборы учета находятся на балансе и в собственности <данные изъяты> и установлены без согласия собственников, а также без уведомления управляющих компаний, осуществляющих содержание общего имущества в многоквартирных домах. Поэтому установленные приборы учета электроэнергии, показания которых использует ОАО «Тулаэнергосбыт» как коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, не входит в состав общего имущества собственников многоквартирных домов, и их показания не могут быть положены в основу исчисления размера платы за электроэнергию с использованием показаний общедомового прибора учета. Поскольку вышеуказанные многоквартирные дома в установленном законом порядке не оборудованы общедомовыми приборами учета электроэнергии, применение ОАО «Тулаэнергосбыт» при расчетах за коммунальную услугу по электроснабжению в отношении потребителей, жилые помещения которых оборудованы и не оборудованы индивидуальными приборами учета, пункта 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, устанавливающего, что расчеты за электроэнергию производятся по формуле № 9, является незаконным.

В судебном заседании помощник прокурора Дубенского района Ноздрачева М.А. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.

Представители ответчиков ОАО «Тулаэнергосбыт» по доверенности Герасимова Е.С. и Суворовского межрайонного отделения ОАО «Тулаэнергосбыт» по доверенности Кириллина Т.В., исковые требования не признали, пояснив суду, что рассматриваемые общедомовые приборы учета установлены на границе раздела балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей, соответствуют требованиям, предъявляемым к приборам учета, определяют количество электроэнергии, поданной в многоквартирные дома, и установлены в соответствии с действующим законодательством, опломбированы и поверены. Порядок признания прибора учета общедомовым не предусмотрен действующим законодательством. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, в котором не содержится указания на то, что прибор учета электроэнергии, установленный на границе сетей, должен находиться в составе общего имущества собственников многоквартирного дома. В связи с чем нет оснований полагать, что использование установленных приборов учета при осуществлении расчетов с потребителями является незаконным.

Представитель МРСК Центра и Приволжья» филиала «Тулэнерго» по доверенности Сыстерова М.Л. исковые требования прокурора Дубенского района не признала, пояснив суду, что действия по установке приборов учета на указанные дома в пределах границ балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации являются законными, так как приборы учета установлены в соответствии с требованиями п. 89,159 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» и используются сетевой организацией для коммерческого учета электрической энергии, потребленной многоквартирным домом и передачи этих данных гарантирующему поставщику для дальнейшего расчета за оказанную услугу по передаче электрической энергии, в рамках заключенного договора между <данные изъяты> и <данные изъяты> Согласно п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, коллективный (общедомовой) прибор учета- средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. В силу положений ст. 544 ГК РФ оплата электроэнергии производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

Выслушав объяснения сторон, объяснения свидетелей ФИО2, ФИО1, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению частично.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч.1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг (п.10), внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п.11).

Согласно требованиям п.3 ст. 67 ЖК РФ, п.3 и п. 5 ч.2 ст. 153 ЖК РФ наниматели и собственники жилого помещения обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, включающие в себя, в том числе, плату за электроснабжение (ч.4 ст. 154 ЖК РФ).

На основании ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Исходя из п.1 ст. 36 ЖК РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме. Собственник жилого помещения согласно ч.3 ст. 30 ЖК РФ несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Анализ вышеприведенных норм закона свидетельствует о том, что обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в силу закона.

Вместе с тем, в силу положений ст. 161,162,164 ЖК РФ, вопрос о том, кто должен оплачивать за электроэнергию в местах общего пользования: исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация) или граждане, напрямую зависит от способа управления многоквартирным домом, который граждане выбирают самостоятельно.

Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года в соответствии со ст.157 Жилищного кодекса РФ были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги.

Пункт 7 данных Правил предусматривает специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме. Собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ.

Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством РФ.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Особенностью договора энергоснабжения является то, что по данному договору энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренные договором режим ее потреблении, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ст. 539 ГК РФ).

Согласно ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок.

В силу ст. 544 ГК РФ оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Исходя из смысла вышеприведенных правовых норм, а также учитывая разъяснения, содержащиеся в письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 № 4967-СК/07 «О применении п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года», при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной, воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно- технического обеспечения. В указанном случае, согласно ст. 539 ГК РФ, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют порядок определения размера платы за коммунальные услуги и с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электроэнергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

Правилами также предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за потребленную холодную воду, горячую воду, электрическую энергию определяется из нормативов потребления.

При определении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года учитываются нормативно- технологические потери коммунальных услуг и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Технически неизбежные и обоснованные потери во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома, необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются в виде коэффициента. Также формула расчета платы за коммунальные услуги учитывает требования ст. ст. 30 и 39 ЖК РФ, предусматривающие несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества.

Судом установлено, что в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: <адрес>, дом ; <адрес> дома ; <адрес>, дома <адрес>, дома состоялись общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором собственниками помещений указанных многоквартирных жилых домов выбрали способ управления данными домами –<данные изъяты>

В многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: <адрес>, дома , состоялись общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором собственниками помещений указанных многоквартирных жилых домов выбрали способ управления данными домами –Управляющую компанию ООО «РПД ЖКХ».

Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> выбрал управление товариществом собственников жилья, которое заключило договор с <данные изъяты>

Процедура выбора способа управления указанными многоквартирными домами, а также решения, принятые на общих собраниях, сторонами не оспариваются.

Стороны также не оспаривают то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела ОАО «Тулаэнергосбыт» осуществляет снабжение электрической энергией на территории <адрес>, поскольку в настоящее время у ОАО «Тулаэнергосбыт» нет договора с Управляющими компаниями, и все взаимоотношения с абонентами–потребителями электрической энергии осуществляется напрямую, то есть непосредственно с абонентами.

Таким образом, ОАО «Тулаэнергосбыт» является поставщиком коммунальных ресурсов (электроэнергии) для предоставления гражданам –потребителям <адрес>.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530 утверждены Положения, регулирующие правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также определяющие условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных цен в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.

В соответствии с п. п.89,159 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» для коммерческого учета электрической энергии, потребленной многоквартирным домом, и передачи этих данных гарантирующему поставщику для дальнейшего расчета за оказанную услугу ОАО «МРСК Центра и Приволжья» установил общедомовой приборы учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей в жилых домах по адресам: <адрес>, дом ; <адрес> дома ; <адрес>, дома <адрес>, дома .

При этом границей балансовой принадлежности электрических сетей является место соединения внешних сетей с внутридомовой сетью, то есть распределительный щит многоквартирного дома, так как в соответствии с п.7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно- распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Во исполнение положений п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года и с целью определения объема электрической энергии, потребленной владельцами помещений в многоквартирном доме у ресурсоснабжающей организации ОАО «Тулаэнергосбыт», на совместных совещаниях главы администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, с участием ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «Тулаэнергосбыт», <данные изъяты>», были приняты решения об оплате за электроэнергию по показаниям общедомовых приборов учета электроэнергии, а также принято решение о месте установке общедомовых приборов учета электроэнергии, порядок ввода в эксплуатацию установленных и устанавливаемых приборов учета и порядок съема показаний.

ДД.ММ.ГГГГ представителями ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и администрацией МО <адрес>, с согласия ОАО «Тулаэнергосбыт» и <данные изъяты> были подписаны акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, определяющей границы между сетевой организацией – ОАО «МРСК Цента и Приволжья», с одной стороны и управляющей компанией <данные изъяты> с другой стороны, как владельца электрооборудования, расположенного за указанной границей в сторону кабельного ввода и сети внутреннего электроснабжения жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, ; <адрес> дома ; <адрес>, дома <адрес>, дома .

Учитывая изложенное, общедомовые приборы учета электроэнергии в вышеуказанных жилых домах были установлены ответчиками в соответствии с требованиями законодательства РФ, после уведомления управляющей компании и с ее согласия, в соответствии с балансовой принадлежностью, поэтому исковые требования прокурора в этой части необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Утверждение прокурора о том, что приборы учета установлены на средства ОАО «МРСК Центра и Поволжья», данные по счетчикам, установленным на границе балансовой принадлежности, являются данными для расчета между сетевой и ресурсоснабжающей организацией, поэтому указанные приборы учета не являются общедомовым имуществом, необоснованно.

По смыслу п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, во взаимосвязи с подпунктом «д» п.2 и п.5 Правил в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включается оборудование, находящееся в доме, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.

В соответствии с п.7-8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых)приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъезда многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей сетью, входящей в многоквартирный дом.

При этом в Правилах не указано, что оборудование должно быть установлено на средства собственников помещений в многоквартирном жилом доме или их силами.

Необоснованно также и утверждение прокурора о том, что коллективные приборы учета установлены не на внешней стене многоквартирного дома, а в подъезде, подвале указанных многоквартирных домов.

В судебном заседании установлено, и не оспаривается истцом, что коллективные приборы учета, установлены в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: <адрес>, дом ; <адрес> дома ; <адрес>, дома <адрес> <адрес>, дома , в местах соединения с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. А их установка на внешней стене многоквартирного дома, в подъезде или в подвале обусловлена технической возможностью подключения к электросети, входящей в многоквартирный дом.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Разрешая требования прокурора о признании незаконным действия ОАО «Тулаэнергосбыт» по начислению платы за потребляемую электроэнергию в местах общего пользования в жилых домах, расположенных по адресам: <адрес> дом ; <адрес>, дома ; <адрес>, дома <адрес>, дома , с применением формулы 9 п.3 Приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», суд находит, что установление такого порядка расчета за электроэнергию в многоквартирном жилом доме не противоречит действующему законодательству.

Установлено, что между собственниками жилых помещений в жилых домах, расположенных по адресам: <адрес>, дом ; <адрес>, дома <адрес>, дома <адрес>, дома , и ОАО «Тулаэнергосбыт» в соответствии со ст. 539, 540 ГК РФ заключены договоры энергоснабжения, поскольку собственники используют электроэнергию для бытового потребления, фактически в установленном порядке подключены к присоединенной сети, оплачивают потребленную электроэнергию. Данные многоквартирные жилые дома оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии, также в квартирах установлены индивидуальные приборы учета.

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета определяется для электроснабжения по формуле 9 (подпункт 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам), где в формулу расчета включается: объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме; суммарный объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах- общими (квартирными) приборами учета; суммарный объем коммунального ресурса, потребленный в расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1и3; тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, формула 9 учитывает объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленной за расчетный период в конкретном помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета (Vi.p), а также технически неизбежные обоснованные потери электрической энергии и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном доме в виде коэффициента: VD: Vi.p + Vn.n.

Проанализировав представленные ответчиками расчеты оплаты электроэнергии, предъявляемые жителям жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, дом ; <адрес> дома ; <адрес>, дома <адрес>, дома , суд установил, что ОАО «Тулаэнергосбыт» при расчете суммы оплаты потребленной абонентами электроэнергии не были допущены нарушения прав потребителей электроэнергии.

В отношении абонентов, не передающих сведения о потребленной электроэнергии в отчетный период по индивидуальному прибору учета, абоненту количество потребленной в отчетный период электроэнергии начисляется по нормативу, что соответствует требованиям Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, Постановлению администрации Тульской области от 22 августа 2008 года № 483 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Тульской области при отсутствии прибора учета», и не противоречит Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307.

Сотрудниками ОАО «Тулаэнергосбыт» проводятся рейды по проверке достоверности предоставляемых потребителями сведений об объеме потребленной ими электроэнергии по индивидуальному прибору учета, что отражается в лицевых счетах абонентов. При выявлении несоответствия данных индивидуального прибора учета электроэнергии, переданных абонентом, действительным показаниям прибора учета, абонентам, которым выставлены платежи по нормативу, данные платежи стонируются и начисление производится в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета и соответствующим коэффициентом по оплате мест общего пользования, о чем в лицевые счета вносятся необходимые сведения. В отношении абонентов, занизивших показания по индивидуальному прибору учета электроэнергии, в лицевые счета вносятся данные прибора учета, соответствующие действительности, и производится перерасчет оплаты потребленной электроэнергии. Перерасчет электроэнергии при таких обстоятельствах производится в отношении остальных потребителей, в результате чего происходит уменьшение оплаты электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования.

Оборудование многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, дом общедомовыми приборами учета электрической энергии противоречит требованиям ст. 161 ЖК РФ при том положении, что установление приборов учета произведено без уведомления управляющей компании и ее согласия, без разграничения с управляющей компанией балансовой принадлежности электрических сетей, определяющих границы между сетевой организацией – ОАО «МРСК Центра и Поволжья» и <данные изъяты> как владельцем электрооборудования, расположенного за указанной границей в сторону кабельного ввода и сети внутреннего электроснабжения жилого дома.

В указанных жилых домах общедомовые приборы учета были установлены не в соответствии с действующим законодательством, были опломбированы и поверены без присутствия собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, представителя Управляющей компании, действующей от имени собственников жилых помещений, и осуществляющей содержание общего имущества в многоквартирных домах по <адрес> в <адрес>.

Таким образом, расчет за коммунальную услугу- электроснабжение для потребителей жилых помещений, которых расположены в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета по адресам <адрес>, дом и оборудованных индивидуальными приборами учета электрической энергии, должен производиться по п.16 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, а в жилых помещениях, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электрической энергии, по п.п. «б» п.19 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Дубенского района Тульской области, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к производственному отделению «Суворовские электрические сети» ОАО «Межрайонная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья филиал «Тулэнерго» о признании незаконным установки коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: <адрес>; признании незаконными действий Суворовского межрайонного отделения ОАО «Тулаэнергосбыт» по начислению платы за электроэнергию исходя из учета показателей коллективных (общедомовых) приборов учета; обязании Суворовского межрайонного отделения ОАО «Тулаэнергосбыт» не применять при начислении платы за электроэнергию жителям вышеуказанных домов формулы № 4 и № 9 п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 до момента оборудования домов общедомовыми приборами учета электроэнергии в соответствии с действующим законодательством, удовлетворить частично.

Признать действия производственного отделения «Суворовские электрические сети» ОАО «Межрайонная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья филиал «Тулэнерго» по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: <адрес> незаконным.

Признать действия Суворовского межрайонного отделения ОАО «Тулаэнергосбыт» по начислению платы за электроэнергию исходя из учета показателей коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: <адрес> незаконным.

Обязать Суворовское межрайонное отделение ОАО «Тулаэнергосбыт» не применять при начислении платы за электроэнергию жителям вышеуказанных домов формулы № 4 и № 9 п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 до момента оборудования многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, общедомовыми приборами учета электроэнергии в соответствии с действующим законодательством.

В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурору Дубенского района отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Одоевский районный суд в течение десяти дней со дня получения решения суда в окончательной форме.

Судья Таранец С.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200