Решение от 23.01.2012го признании действий энергосберегающей компании по начислению платы за электроэнергию потребителям на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета незаконными.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2012 г. пос.Одоев

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Мелешкова А.А.,

при секретаре Свистуновой А.С,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Одоевского района Тульской области к ОАО «<адрес>» третьим лицам ОАО «<адрес>», ООО «<адрес>» о признании действий по начислению платы за электроэнергию потребителям на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета незаконными, об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг по электроснабжению потребителям,

установил:

прокурор Одоевского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением.

В своих требованиях прокурор просит:

- признать действия ОАО «<адрес>» по начислению платы за электроэнергию потребителям на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета незаконными;

- обязать ОАО «Тулаэнергосбыт» произвести перерасчет коммунальной услуги по электроснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных домах <адрес>, , , , , , , , , , , , , , ; <адрес> , ; <адрес>, , ; <адрес>, , , ; <адрес>, , , ; <адрес> , , ; <адрес>, ; <адрес>, , за период с момента перевода расчетов на коммерческий учет на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета;

- обязать ОАО «<адрес>» не начислять плату жителям указанных домов <адрес> за электроэнергию на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета до момента оборудования домов общедомовыми приборами учета электроэнергии в соответствии с требованиями законодательства и заключения соответствующих договоров электроснабжения с управляющей организацией.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что ОАО «<адрес> для учета электроэнергии на общедомовые нужды, а также для определения потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях производит расчет с жителями многоквартирных домов <адрес> за потребленную электроэнергию по п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, так как, по мнению должностных лиц Общества, дома в <адрес> надлежащим образом оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета. В результате для оплаты услуг электроснабжения общий объем электрической энергии, определенный по показаниям общедомового прибора учета, необоснованно распределяется только между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме, подтвердившими показания по индивидуальным приборам учета, пропорционально показаниям квартирных счетчиков. Граждане оплачивают фактически не потребленные объемы электроэнергии, в том числе за недобросовестных плательщиков, не производящих оплату электроэнергии.

Прокурор полагает, что использование показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для определения размера платы за коммунальные услуги для жителей, возможно лишь в случае, если приборы учета установлены на внешней стене многоквартирного дома, либо принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном многоквартирном доме. Многоквартирные дома, расположенные в <адрес>, , , , , , , , , , , , , ; <адрес>, , ; <адрес>, , ; <адрес>, , , ; , , , ; <адрес>, , , ; <адрес>, ; <адрес>, находятся под управлением управляющей организации ООО «<адрес>».

На указанных домах <адрес> РЭС ПО «<адрес>» ОАО «<адрес>» филиал «<адрес>» установлены общедомовые приборы учета электроэнергии, собственником которых он является. По показаниям данных приборов учета электроэнергии потребителям, проживающим в этих домах, ОАО «<адрес>» начисляется плата за места общего пользования (МОП).

Однако, на домах по <адрес>, , , , , (дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) общедомовые приборы учета электроэнергии установлены не в месте соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом, на внешней границе стены многоквартирного дома, а в технических подпольях (подвалах) и на вводно-распределительных устройствах (ВРУ-0,4 кВ). Кроме того, коллективные (общедомовые) приборы учета установлены без согласия собственников и без заключения соответствующих договоров с ООО «<адрес>», осуществляющим содержание общего имущества в многоквартирных домах. Приборы учета электроэнергии, показания которых использует ОАО «<адрес>» как коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, не входят в состав общего имущества собственников многоквартирных домов, в связи с чем, их показания не могут быть положены в основу исчисления размера платы за электроэнергию с использованием показаний общегодомового прибора учета. На домах по <адрес>, , , , , , , , ; <адрес>, , ; <адрес>, , ; <адрес>, , , ; <адрес>, , , ; <адрес>, , , ; <адрес>, ; <адрес>, , которые также находятся под управлением управляющей организации - ООО «<адрес>», общедомовые приборы учета электроэнергии установлены на фасадах зданий (даты ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ).

В тоже время взимание платы с потребителей за МОП по коллективным (общедомовым) приборам учета во всех вышеуказанных домах производится в порядке, установленном ст. 164 Жилищного кодекса РФ, что возможно лишь при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений. По сообщению ООО «<адрес>» для управления вышеуказанными домами договоры электроснабжения с ОАО «<адрес>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ также не заключались. Прокурор полагает, что начисление платы за потребленную электроэнергию должно производиться для потребителей указанных домов, исходя только из показаний индивидуальных приборов учета, в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, по п. 16 раздела 3 Правил, а для жителей, жилые помещения которых не оборудованы индивидуальными приборами учета, по п.п. «б» п. 19 раздела 3 Правил.

В судебном заседании прокурор Одоевского района Тульской области Балацкая Л.М. требования поддержала, просила их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, а так же дополнила их тем, что установленные счетчики не являются общедомовым имуществом, они не были переданы управляющей компании, они установлены для расчета между ОАО «<адрес>» и ОАО «<адрес>». Акты по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических устройств и сооружений между ПО «<адрес>» ОАО «<адрес>» и потребителями составлены не были, и граница балансовой принадлежности и ответственности на указанных жилых домах не согласована до настоящего времени. Показания этих приборов учета не могут применяться при расчетах за коммунальные услуги по электроснабжению в отношении потребителей.

Представитель ответчика ОАО «<адрес>», по доверенности Кирилина Т.В. с требованиями не согласилась, поддержала позицию, изложенную в отзыве ОАО «<адрес>», так же полагает, что со стороны их организации нарушений законодательства нет. Иск прокурора считает необоснованным.

Представитель ОАО « <адрес>», по доверенности Герасимова Е.С. так же с требованиями не согласилась, просила в иске прокурору отказать и пояснила, что учет электроэнергии с гражданами произведен в полном соответствии с законодательством. Представлены копии протоколов совместных совещаний у главы администрации МО Одоевский район от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., в которых указано, что участвовала и управляющая компания. Приборы учета установлены на границе раздела балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей.

Представитель третьего лица ОАО «<адрес>», по доверенности Сыстерова М.Л., так же с доводами прокурора не согласилась и пояснила, что приборы учета, установленные в многоквартирных домах, служат для определения объема оказанной услуги по передаче электрической энергии на границе раздела балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Между ОАО «<адрес>» и ОАО «<адрес>» (переименовано в ОАО «<адрес>») заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика энергосбытовой организации. При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. То есть, независимо от того, кто приобретает у гарантирующего поставщика электрическую энергию для снабжения многоквартирного дома, определение объемов поставленной электрической энергии в соответствии с действующим законодательством должно осуществляться на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей и в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям). ОАО «<адрес>» не имеет ни каких договорных отношений ни с бытовыми потребителями многоквартирного дома, ни с управляющими организациями и показания снятые с приборов учета, установленных на многоквартирных домах, используются сетевой организацией исключительно для расчета с гарантирующим поставщиком. Данные приборы учета были приняты ОАО «<адрес>» для расчета за оказанную услугу по передаче электрической энергии по Договору, заключенному между ОАО «<адрес>» и ОАО «<адрес>». В обязанности ОАО «<адрес> как сетевой организации, входит ежемесячное снятие показаний с общедомовых приборов учета. Показания передаются гарантирующему поставщику (СМО ОАО «<адрес>»), который на основании предоставленных данных о количестве потребленной электрической энергии производит расчет с филиалом «<адрес>» за оказанную услугу по передаче электрической энергии на многоквартирный дом. Приборы учета установлены в многоквартирных домах в соответствии с требованиями действующего законодательства. Полагает, что истец искажает фактические обстоятельства дела, указывая на незаконность действий сетевой организации по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах <адрес>. До 1 июля 2012 года собственники жилых домов обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Необходимость оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами продиктована прямым указанием действующего законодательства. Сетевая организация надлежащим образом уведомляла управляющую организацию ООО «<адрес>» об установке общедомомвых приборов учета, о чем свидетельствуют протоколы совместных совещаний у главы администрации Одоевского района от ДД.ММ.ГГГГ г.,ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ., где было получено их согласие. Также управляющая компания уведомлялась неоднократно о необходимости их участия в приемке общедомовых приборов учета электрической энергии. Однако, управляющая компания «<адрес>», без надлежащих уведомлений или каких-либо возражений в адрес сетевой компании, участие в приемке приборов учета (общедомомвых) и подписании актов не принимала, об отказе не уведомила и действия сетевой организации не оспорила. Установленные сетевой организацией на многоквартирные дома <адрес> приборы учета электрической энергии соответствуют требованиям закона: все приборы учета электрической энергии установлены исключительно на границе балансовой принадлежности внутридомовых сетей и внешних сетей, в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок, на все приборы учета были составлены акты ввода в эксплуатацию приборов учета, с внесением технических характеристик приборов учета. Так же полагает, что утверждения прокурора Одоевского района о незаконном начислении платы за электроэнергию жителям многоквартирных домов по показаниям общедомовых приборов учета электрической энергии являются необоснованными. Установка общедомового прибора учета никоим образом не может ущемить права потребителей. Коллективный ( общедомовой ) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Основная задача прибора учета - фиксировать объем перетока электроэнергии в определенной точке. Ввод в эксплуатацию прибора учета способствует качественному определению объемов перетока электроэнергии, что способствует защите интересов жильцов дома, поскольку позволяет достоверно определить объемы электроэнергии, отпущенной в жилой дом. Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов и расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Использование общедомового прибора учета позволяет точно фиксировать объемы электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, что исключит необходимость, применения расчетных способов определения объемов потребления электроэнергии Действия по установке приборов учета на многоквартирные дома <адрес> в пределах границ балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации являются законными, так как приборы учета установлены в соответствии с требованиями п.89,159 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики». Указанные приборы учета используются сетевой организацией исключительно для коммерческого учета электрической энергии, потребленной многоквартирным домом и передачи этих данных гарантирующему поставщику для дальнейшего расчета за оказанную услугу по передачи электрической энергии, в рамках заключенного договора между ОАО «<адрес>» и ОАО «<адрес>». МРСК не имеет договора с управляющими компаниями и с жильцами и передаем показания приборов учета, чтобы им оплатили потери. Данные приборы учета установлены со всеми техническими правилами, каждый прибор учета опломбирован, проверен. Все заинтересованные организации с их стороны были уведомлены. Вопрос оговаривался неоднократно, что будут установлены приборы учета. Все согласились с тем, что приборы учета будут установлены на границе. Управляющая компания ООО «<адрес>» уведомление получало, ни одного письма с возражениями не поступило.

Представитель третьего лица ООО « <адрес>», по доверенности Пименова Л.А., требования прокурора поддержала и пояснила, что обеспечении общедомовыми приборами учета многоквартирных домов законодателем установлено до 1июля 2012года. До этого времени электрические сети должны были дать время собственникам установить приборы учета. Полагает, что приборы учета установлены с нарушениями. На ветхое жилье не должны были устанавливаться, потому что сети изношенные. Приборы учета установлены сторонами с целью расчета между собой. К установленным приборам учета абоненты не имеют никаких отношений. Так же полагает, что установленные приборы учета нельзя назвать общедомовыми.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетеля ФИО1, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч.1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство реагирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг (п. 10), внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п.11).

Согласно требованиям п.3 ст. 67 ЖК РФ, п.3 и п. 5 ч.2 ст. 153 ЖК РФ наниматели и собственники жилого помещения обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, включающие в себя, в том числе, плату за электроснабжение (ч.4 ст. 154 ЖК РФ).

На основании ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Исходя из п.1 ст. 36 ЖК РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме.

Собственник жилого помещения согласно ч.3 ст. 30 ЖК РФ несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Анализ вышеприведенных норм закона свидетельствует о том, что обязанность По оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в силу закона.

Вместе с тем, в силу положений ст. 161,162,164 ЖК РФ, вопрос о том, кто должен оплачивать за электроэнергию в местах общего пользования: исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация) или граждане, напрямую зависит от способа управления многоквартирным домом, который граждане выбирают самостоятельно.

Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги.

Пункт 7 данных Правил предусматривает специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме. Собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ.

Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством РФ.

На основании п. 23 указанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроэнергии определяется в соответствии с п.п. 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором.

Особенностью договора энергоснабжения является то, что по данному договору энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренные договором режим ее потреблении, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ст. 539 ГК РФ).

Согласно ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок.

В силу ст. 544 ГК РФ оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Исходя из смысла вышеприведенных правовых норм, а также учитывая разъяснения, содержащиеся в письме Министерства регионального развития РФ от20.03.2007 № 4967-СК/07 «О применении п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года», при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имуществ; собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно- технического обеспечения. В указанном случае, согласно ст. 539 ГК РФ, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация энергоснабжающей организацией.

Правила Предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют порядок определения размера платы за коммунальные услуги и с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электроэнергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. Общий объем (количество потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

Правилами также предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за потребленную холодную воду, горячую воду, электрическую энергию определяется из нормативов потребления.

При определении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года учитываются нормативно- технологические потери коммунальных услуг и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Технически неизбежные и обоснованные потери во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома, необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитывается в виде коэффициента. Также формула расчета платы за коммунальные услуги учитывает требования ст. ст. 30 и 39 ЖК РФ, предусматривающие несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества.

Судом установлено, что в многоквартирных жилых домах, расположенных в <адрес>, , , , , , , , , , , , , <адрес> , <адрес>, , ; <адрес>, , , ; <адрес>, , , ; <адрес> , , ; <адрес>, <адрес>, , состоялось общие собрание собственников помещений в многоквартирных домах, на котором собственники помещений многоквартирных жилых домов выбрали способ управления данными домами – Управляющую компанию ООО «<адрес>», о чем заключены соответствующие договора.

Процедура выбора способа управления указанными многоквартирными домами, а также решения, принятые на общих собраниях, сторонами не оспариваются.

Стороны также не оспаривают то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела ОАО «<адрес>» осуществляет снабжение электрической энергией на территории <адрес>, поскольку в настоящее время у ОАО «<адрес>» нет договора с Управляющими компаниями, и все взаимоотношения с абонентами-потребителями электрической энергии осуществляется напрямую, то есть непосредственно с абонентами.

Актами ввода в эксплуатацию, проверки работы прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается тот факт, что на границе сетей жилых домов пос.Одоев Тульской области по <адрес>, , , , , , , , , , , , , , ; <адрес> , ; <адрес>, , ; <адрес>, , ; <адрес>, , , ; <адрес> , , ; <адрес>, <адрес>, установлены приборы учета электроэнергии, которые ответчик расценивает как общедомовые приборы учета.

Однако суд приходит к выводу, что данные приборы учета электроэнергии не могут рассматриваться как общедомовые по смыслу действующего законодательство, поскольку судом установлено, что эти приборы учета установлены ОАО «<адрес>» для расчета с ООО «<адрес>», являются собственностью ОАО «<адрес>».

По смыслу действующего законодательства общедомовые приборы учета устанавливаются за счет средств собственников помещений многоквартирного жилого дома.

Согласно ч.5 ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Таким образом, законодатель дал время собственникам помещений многоквартирных домов в срок до 1 июля 2012 года установить общедомовые приборы учета.

Приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 № 178, зарегистрированным в Минюсте РФ 13.05.2010 N 17188, утверждена примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов. Из данной формы предложения следует, что организация, оказывающая услуги по передаче (снабжению) электроэнергии уведомляет, в том числе и собственника помещения в многоквартирном доме, и лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, о необходимости заключения договора по установке прибора учета.

В судебном заседании установлено, что собственники жилых помещений многоквартирных домов <адрес>, , , , , , , , , , , , , ; <адрес>, ; <адрес>, , ; <адрес>, , , ; <адрес>, , , ; <адрес> , , ; <адрес>, <адрес>, об этом не уведомлялись, договора с ними и с управляющей компанией на установку общедомовых приборов учета не составлялось.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что установка приборов учета к указанным жилым домам произведена с нарушениями процедуры и без согласования с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах.

Поэтому установленные ОАО «<адрес>» приборы учета не являются общедомовыми, в связи с чем начисление платы за электроэнергию потребителям на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, производимые ОАО «<адрес>» являются незаконными.

Исходя из этого ОАО «<адрес>» обязано произвести перерасчет коммунальной услуги по электроснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных домах <адрес>, , , , , , , , , , , , , ; <адрес> , ; <адрес>, , ; <адрес>, , , ; <адрес>, , , ; <адрес> , , ; <адрес>, ; <адрес>, , за период с момента перевода расчетов на коммерческий учет на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.

Кроме этого, в судебном заседании установлено, что Постановлением главы МО «Одоевский район» Тульской области утверждены акты межведомственной комиссии по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений Из приложения указанного постановления следует, что в список ветхого жилого фонда включены так же дома: <адрес> ; <адрес> , ; <адрес>, , ; <адрес>, , ; <адрес> , ; <адрес>, .

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Таким образом, законодателем предусмотрено, что общедомовые приборы учета на ветхое жилье установке не подлежат.

Исходя из изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

требования прокурора Одоевского района Тульской области удовлетворить.

Признать действия ОАО «<адрес>» по начислению платы за электроэнергию потребителям на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета незаконными в многоквартирных домах, расположенных по <адрес>, , , , , , , , , , , , , , ; <адрес>, , <адрес>, ; <адрес>, , , <адрес>, , , ; <адрес>, , , ; <адрес> <адрес> в <адрес>.

Обязать ОАО «<адрес>» произвести перерасчет коммунальной услуги по электроснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных домах <адрес>, , , , , , , , , , , , , ; <адрес> , ; <адрес>, , ; <адрес>, , , ; <адрес>, , , ; <адрес> , , ; <адрес>, ; <адрес>, , за период с момента перевода расчетов на коммерческий учет на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.

Обязать ОАО «<адрес>» не начислять плату жителям <адрес>, проживающим в многоквартирных домах по <адрес> , , , , , , , , , , , , , ; <адрес> ; <адрес> , ; <адрес> , , ; <адрес> , , ; <адрес> , , ; <адрес> ; <адрес> , за электроэнергию на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета до момента оборудования домов общедомовыми приборами учета электроэнергии в соответствии с требованиями законодательства и заключения соответствующих договоров электроснабжения с управляющей организацией.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Одоевский районный суд в месячный срок с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.А.Мелешков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200