РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 марта 2012 года пос. Арсеньево Одоевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Валицкой Л.В., при секретаре Телышевой М.А., с участием пом. прокурора Арсеньевского района Карловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Арсеньевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному предприятию бытового обслуживания населения о признании бездействия незаконными и об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, установил: прокурор Арсеньевского района Тульской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному предприятию бытового обслуживания населения о признании бездействия незаконным и об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. В своих требованиях прокурор просит признать незаконными бездействие муниципального казенного предприятия бытового обслуживания населения, связанное с не проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, и обязать муниципальное казенное предприятие бытового обслуживания населения провести аттестацию всех имеющихся рабочих мест по условиям труда в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года № 342н. Свои требования мотивирует тем, что муниципальное казенное предприятие бытового обслуживания населения осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 2.2 Устава предприятия основными видами деятельности муниципального казенного предприятия бытового обслуживания населения являются: парикмахерские услуги, индивидуальный пошив и ремонт одежды, ремонт и пошив обуви, ремонт сложной бытовой техники, ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, ремонт часов, фотоуслуги, автотранспортные услуги, услуги химчистки, предоставление посреднических услуг по покупке, продаже и аренде недвижимого имущества, ритуальные услуги, осуществление иных видов деятельности и оказание иных услуг населению и организациям. Для осуществления указанных видов деятельности муниципальному казенному предприятию бытового обслуживания населения привлекает к работе по трудовым договорам граждан. Численность работников предприятия составляет 10 человек, при этом рабочих мест 10. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда и информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. В нарушение названных требований аттестация рабочих мест по условиям труда в муниципальному казенному предприятию бытового обслуживания населения до настоящего времени не проведена. В связи с не проведением ответчиком аттестации рабочих мест по условиям труда нарушается предусмотренное ст. 21 Трудового кодекса РФ право работников общества на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором. Муниципальное казенное предприятие бытового обслуживания населения может заключить трудовой договор на условиях, предусмотренных трудовым законодательством, с любым физическим лицом - работником, отвечающим установленным квалификационным требованиям. Прокурор полагает, что поскольку невозможно определить круг лиц - граждан, чьи права могут быть нарушены в связи с невыполнением муниципального казенного предприятия бытового обслуживания населения требований законодательства об обязательной аттестации рабочих мест по условиям труда, прокурор может обратиться с настоящим заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц. В судебном заседании пом. прокурора Арсеньевского района Тульской области Карлова О.А. требования поддержала, просила их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила суд обязать муниципальное казенное предприятие бытового обслуживания населения провести аттестацию всех, имеющихся в обществе, рабочих мест по условиям труда в срок до 1.07.2012 г. И.о. директора муниципального казенного предприятия бытового обслуживания населения Леонова С.А. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что на проведение аттестация рабочих мест необходимо 15 тыс. руб., предприятие находится в тяжелом финансовом положении, 50% выручки (примерно 75 тыс. руб. в месяц) удерживается по исполнительным документам, заработная плата в месяц 45-48 тыс. руб. С учетом того, что в летние месяцы выручка увеличится, тогда предприятие сможет провести аттестацию рабочих мест, просит предоставить срок до 1.08.2012 г. Суд, выслушав объяснение пом. прокурора Арсеньевского района Карловой О.А. и представителя ответчика Леоновой С.А., исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему. Ст.37 Конституции РФ гарантировано право на труд в условиях, отвечающих в условиях, требованиям безопасности и гигиены. Согласно ст.22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; В соответствии со ст.212 ТК РФ обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возложена на работодателя. Согласно ч.12 ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда -оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года №342н. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Факт не проведения аттестации рабочих мест в муниципальном казенном предприятии бытового обслуживания населения ответчиком признается, кроме того, подтверждается копией Устава муниципального казенного предприятия бытового обслуживания населения», в п.2.2 которого указаны виды деятельности муниципального казенного предприятия бытового обслуживания населения: парикмахерские услуги, индивидуальный пошив и ремонт одежды, ремонт и пошив обуви, ремонт сложной бытовой техники, ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, ремонт часов, фотоуслуги, автотранспортные услуги, услуги химчистки, предоставление посреднических услуг по покупке, продаже и аренде недвижимого имущества, ритуальные услуги, осуществление иных видов деятельности и оказание иных услуг населению и организациям. Таким образом, в судебном заседании подтвержден факт того, что в муниципальном казенном предприятии бытового обслуживания населения рабочие места не аттестованы. Нарушение ответчиком требований трудового законодательства в области охраны труда - отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда, создает угрозу производственного травматизма граждан, которые работают в муниципальном казенном предприятии бытового обслуживания населения, а также поступят на работу в будущем, поэтому прокурор района в соответствии со ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о защите социальных прав граждан в сфере трудовых отношений. В связи с изложенным суд приходит к выводу, что требования прокурора Арсеньевского района Тульской области подлежат удовлетворению, однако суд с учетом тяжелого финансового положения предприятия считает правильным предоставить срок до 1.08.2012 г. Согласно ст.103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Размер госпошлины по спору неимущественного характера для юридических лиц составляет 4000 руб., которые подлежат взысканию с ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.22,209, 212 ТК РФ, ст. 39, 45, 68, 194-198 ГПК РФ, решил: исковые требования прокурора Арсеньевского района Тульской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному предприятию бытового обслуживания населения о признании бездействия незаконными и об обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда удовлетворить. Признать незаконными бездействие муниципального казенного предприятия бытового обслуживания населения, связанное с не проведением аттестации рабочих мест по условиям труда. Обязать муниципальное казенное предприятие бытового обслуживания населения в срок до 1 августа 2012 года провести аттестацию всех имеющихся рабочих мест по условиям труда в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года №342н. Взыскать с муниципального казенного предприятия бытового обслуживания населения государственную пошлину в доход государства в размере четырех тысяч рублей. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Одоевский районный суд в течение одного месяца. Судья Л.В. Валицкая