Решение от 28.03.2012 г.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2012 года. п. Дубна

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Таранец С.В.,

при секретаре Кострюковой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комоловой В.Г., Бессоновой Е.В., Бессоновой Ю.А. к администрации муниципального образования Дубенский район, Жаворонковой С.В., действующей в интересах <данные изъяты> ФИО1, о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приватизации и в порядке наследования,

установил:

ФИО2, Комолова В.Г., ФИО3 Бессонова Ю.А. являются собственниками квартиры в доме <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер.

ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2

Истцы Комолова В.Г., Бессонова Е.В., Бессонова Ю.А. обратились с иском к ответчикам о признании права долевой собственности на квартиру в порядке наследования, указывая на то, что являются наследниками первой очереди по закону к имуществу умерших ФИО3 и ФИО2 Они в установленный законом срок приняли наследство, обратившись к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельств о праве на наследство. Однако, из – за отсутствия в договоре передачи в собственность в порядке приватизации номера квартиры, а также отсутствие подписей владельцев квартиры, нотариус отказал в выдаче свидетельств о праве на наследство, признав договор передачи не соответствующим требованиям, предъявляемым законодательством РФ к сделкам, совершенным в письменной форме.

В судебном заседании Комолова В.Г. и Бессонова Е.В. поддержали исковые требования в полном объеме.

Истец Бессонова Ю.А. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивала.

Ответчик Жаворонкова С.В., действующая в интересах <данные изъяты> ФИО1 исковые требования признала частично, полагает, что <данные изъяты> доля в праве на спорную квартиру должно быть признано за <данные изъяты> ФИО1 поскольку он является одним из наследников <данные изъяты> очереди по закону к имуществу умершего <данные изъяты> После смерти ФИО3 она в установленный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство <данные изъяты>.

Представитель администрации МО Дубенский район в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом. С исковыми требованиями согласен, просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, учитывая поступившие ходатайства и мнение участника процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Бессоновой Ю.А., представителя ответчика – администрации МО Дубенский район.

Выслушав объяснения истцов Комоловой В.Г., Бессоновой Е.В., Жаворонковой С.В., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с ч. 4 ст. 212 ГК РФ права всех собственников защищаются равным образом.

В силу ч.1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

ФИО2, Комолова В.Г., Бессонова Ю.А. и ФИО3 на основании свидетельства о регистрации права собственности, выданного администрацией <данные изъяты> района, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в реестре за , регистрационного удостоверения , выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> БТИ, и договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ, являются собственниками квартиры в доме , по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Указанная квартира находится в их совместной собственности.

Статьей 7 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Согласно ст. 160 ГК РФ, сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

В договоре передачи от ДД.ММ.ГГГГ, подписанном ФИО2, отсутствуют подписи Комоловой В.Г., ФИО3 и представителя несовершеннолетней Бессоновой Ю.А., что не соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством к сделкам, совершенным в письменной форме.

Кроме того, в вышеуказанных документах, отсутствует номер передаваемой в собственность квартиры.

Следовательно, право собственности на квартиру , общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, д. в порядке приватизации не перешла в собственность Комоловой В.Г., ФИО3 и Бессоновой Ю.А.

Однако, не являясь по закону собственником указанного имущества, они фактически, добросовестно, открыто и непрерывно владели им как своим собственным недвижимым имуществом.

Квартира в доме № <адрес> в <адрес>, которой владеют истцы, состоит из помещений: жилой комнаты <данные изъяты> кв. м, жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв. м, жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, кухни площадью <данные изъяты> кв.м., коридора площадью <данные изъяты> кв. м, кладовой площадью <данные изъяты> кв. м, кладовой площадью <данные изъяты> кв.м., ванной площадью <данные изъяты> кв. м, туалета площадью <данные изъяты> кв.м.

Истцы приняли на себя обязательство по уплате налогов на недвижимость, осуществляют за свой счет эксплуатацию и ремонт жилого помещения, а также участвует, соразмерно с занимаемой площадью, в расходах, связанных с эксплуатацией и ремонтом, в том числе капитальным, дома в соответствии с правилами и нормами, действующими в РФ для государственного и муниципального жилищного фонда.

По данным <данные изъяты> производственного участка <данные изъяты> <данные изъяты>», квартира в доме № по <адрес> на праве совместной собственности принадлежит ФИО2, Комоловой В.Г., ФИО3 и Бессоновой Ю.А.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела и не оспариваются сторонами.

На момент оформления занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации, ФИО2, Комолова В.Г., ФИО3 проживали в квартире, были зарегистрированы в ней, несовершеннолетняя Бессонова Ю.А. также имела право пользования жилым помещением и была зарегистрирована в нем.

Как следует из заявления о приватизации занимаемого жилого помещения: квартиры в д. по <адрес>, ФИО2, ФИО3 и Комолова В.Г. изъявили желание на получение в собственность занимаемого жилого помещения в порядке приватизации, о чем собственноручно написали в заявлении и подписали его.

Включение в договор передачи несовершеннолетних, имеющих право пользования жилым помещением и проживающего совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в собственность, являлось особым условием приватизации, предусмотренное ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Следовательно, отсутствие подписей Комоловой В.Г., ФИО3 в договоре передачи занимаемого жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ явлется технической ошибкой, допущенной органом, оформившим передачу жилого помещения в собственность, которая не может быть устранена по причине смерти ФИО3

При этом право собственности истцов Комоловой В.Г. и Бессоновой Ю.А., а также умерших ФИО3. и ФИО2. на квартиру никем не оспаривается.

Согласно «Журнала регистрации договоров передачи и свидетельств о праве собственности за ДД.ММ.ГГГГ г.г.», хранящегося в комитете по управлению имуществом администрации МО <адрес>, имеется запись за от ДД.ММ.ГГГГ о заключении ДД.ММ.ГГГГ договора передачи <адрес> по адресу: <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, от <данные изъяты> в собственность ФИО2, Комоловой В.Г., ФИО3, Бессоновой Ю.А..

Комолова В.Г. и Бессонова Ю.А. в настоящее время проживает в данном жилом помещении, от своего имени платят квартплату, коммунальные платежи, имущественный налог на недвижимость.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела, исследованными в судебном заседании.

Согласно ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. По соглашению участников совместной собственности, а при не достижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.

В силу ч.2 ст. 254 ГК РФ при разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными.

Статьей 3.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено, что в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение.

Таким образом, идеальные доли собственников квартиры ФИО2, Комоловой В.Г., ФИО3 и Бессоновой Ю.А. составят по <данные изъяты> доли у каждого.

Как следует из материалов дела, ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Наследниками к его имуществу в соответствии со ст. 1142 ГК РФ являются: супруга Бессонова Е.В., дочь Бессонова Ю.А. и <данные изъяты> ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2

Наследниками к его имуществу в соответствии со ст. 1142 ГК РФ являются: супруга Комолова В.Г., дочь Бессонова Е.В., дочь ФИО4

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник (как по закону так и по завещанию) должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Бессонова Е.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Бессоновой Ю.А. фактически приняла наследство после смерти ФИО3, а также ДД.ММ.ГГГГ обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону.

Жаворонкова С.В., действуя в интересах <данные изъяты> ФИО1 также ДД.ММ.ГГГГ обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону к имуществу умершего ФИО3

Поскольку судом установлено, что Бессонова Е.В., Бессонова Ю.А., а также Жаворонкова С.В., действующая в интересах <данные изъяты> совершили действия, свидетельствующие о принятии наследства, Бессонова Е.В., Бессонова Ю.А. и ФИО1 имеют право как наследники первой очереди по закону по закону на <данные изъяты> долю квартиры в доме д. , по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, принадлежащую ФИО3, по <данные изъяты> доле в праве каждый.

Самой Бессоновой Ю.А. в праве совместной собственности на указанную квартиру принадлежит <данные изъяты> доля в праве, и она приняла наследство после смерти отца в виде <данные изъяты> доли в праве на квартиру.

Следовательно, за ней может быть признано право собственности на <данные изъяты> долю квартиры в д. <адрес>, а за Бессоновой Е.В. и ФИО1 по <данные изъяты> доли в праве.

Комолова В.Г. проживала в спорной квартире с ФИО2 по день его смерти. Кроме того, она ДД.ММ.ГГГГ обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону к имуществу умершего ФИО2

Поскольку судом установлено, что Комолова В.Г. совершили действия, свидетельствующие о принятии наследства, Комолова В.Г. имеет право как наследник первой очереди по закону по закону на <данные изъяты> долю квартиры в доме д. , по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, принадлежащую ФИО2

Самой Комоловой В.Г. в праве совместной собственности на указанную квартиру принадлежит <данные изъяты> доля в праве, и она приняла наследство после смерти супруга в виде <данные изъяты> доли в праве на квартиру.

Бессонова Е.В. отказалась у нотариуса от причитающейся доли наследственного имущества, оставшегося после смерти отца, а ФИО4 в установленный законом срок не обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону.

Ответчики не ставит перед судом вопрос о признании права муниципальной собственности на спорное жилое помещение, а также о признании в соответствии со ст. 1151 ГК РФ выморочным имуществом, принадлежащих умершим ФИО3 и ФИО2 долей в праве собственности на квартиру.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, судья

решил:

исковые требования Комоловой В.Г., Бессоновой Е.В., Бессоновой Ю.А. к администрации муниципального образования Дубенский район, Жаворонковой С.В., действующей в интересах <данные изъяты> ФИО1, о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приватизации и в порядке наследования, удовлетворить частично.

Признать за Комоловой В.Г. право собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, д..

Признать за Бессоновой Ю.А. право собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру , общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, д..

Признать за Бессоновой Е.В. право собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру , общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, д..

Признать за ФИО1 право собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру , общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, д.

Решение подлежит государственной регистрации.

Решение может быть обжаловано в течение месяца судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Одоевский районный суд Тульской области.

Судья Таранец С.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200