Решение от 30.03.2012г. о понуждении к принятию мер по поставке на кадастровый учет



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2012 года п. Арсеньево

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Валицкой Л.В.,

при секретаре Телышевой М.А.,

с участием помощника прокурора Арсеньевского района Карловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Арсеньевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрации муниципального образования Арсеньевский район и к третьему лицу администрации муниципального образования <адрес> о понуждении к принятию мер по постановке объекта на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество,

установил:

прокурор Арсеньевского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрации муниципального образования Арсеньевский район и к третьему лицу администрации муниципального образования <адрес> о понуждении к принятию мер по постановке объекта на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Свои требования обосновывает тем, что на территории муниципального образования <адрес> имеется 4 источника водоснабжения – артскважина с водонапорной башней, расположенная по адресу: д. <адрес>, артскважина с водонапорной башней, расположенная по адресу: <адрес>, артскважина с водонапорной башней, расположенная по адресу: <адрес>, артскважина а с водонапорной башней, расположенная по адресу: <адрес>. Указанные источники водоснабжения обеспечивают подачу воды населению муниципального образования <адрес>. По акту приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ СПК «<адрес>» передал в муниципальную собственность муниципального образования Арсеньевский район объекты недвижимости: 2 артскважины и водонапорные башни, расположенные в <адрес>, и <адрес>, а по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ СПК «<адрес>» передал в муниципальную собственность муниципального образования Арсеньевский район объекты недвижимости в том числе 2 артскважины и водонапорные башни, расположенные в <адрес>, и <адрес>. Но в нарушение требований закона обязанность по государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества – водонапорные башни и скважины органами местного самоуправления муниципального образования Арсеньевский район выполнена не была. В настоящее время вышеперечисленные объекты водоснабжения не имеют собственника и на балансе ни у одной организации не состоят, что подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, передача объектов недвижимого имущества: водонапорных башен и артскважин, указанных выше, на баланс администрации муниципального образования <адрес> произведена ненадлежащим образом, что препятствует последней осуществлять в полной мере права владения, пользования и распоряжения данными объектами недвижимости. Каких-либо действенных мер со стороны администрации муниципального образования Арсеньевский район по постановке артезианских скважин на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество до настоящего времени не предпринято. Бездействие администрации муниципального образования Арсеньевский район, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество артезианских скважин с водонапорными башнями, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования <адрес>, в то время как в соответствие со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства, в связи с чем прокурор района обратился в порядке 45 ГПК РФ с указанным иском.

В судебном заседании помощник прокурора Арсеньевского района Карлова О.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, пояснив обстоятельства, изложенные в заявлении прокурора района.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Арсеньевский район по доверенности Баранов А.В. исковые требования не признал и просил производство по делу прекратить в связи с неподсудностью, поскольку в данном случае имеет место спор экономического характера между двумя юридическими лицами, и этот спор подсуден арбитражному суду.

Третье лицо администрация муниципального образования <адрес> о времени, дате и месте судебного разбирательства извещена надлежаще и своевременно, своего представителя в зал суда не направила, в своем письме просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя, оставив вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда.

Исходя из требований ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории муниципального образования <адрес> имеется 4 источника водоснабжения – артскважина с водонапорной башней, расположенная по адресу: <адрес>, артскважина с водонапорной башней, расположенная по адресу: <адрес>, артскважина с водонапорной башней, расположенная по адресу: <адрес>, артскважина с водонапорной башней, расположенная по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.6 Устава муниципального образования <адрес> к вопросам местного значения поселения относится организация в границах муниципального образования водоснабжения населения.

Из сообщения главы администрации муниципального образования Арсеньевский район от ДД.ММ.ГГГГ водонапорные башнис артскважинами в <адрес> приняты в муниципальную собственность от СПК «<адрес>», водонапорные башни с артскважинами в <адрес> приняты от СПК «<адрес>». На основании постановлений главы Арсеньевского района от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации администрации поселка Арсеньево и сельских округов муниципального образования Арсеньевский район» вышеназванные объекты передавались с баланса администраций сельских округов на баланс администраций вновь созданных муниципальных образований Арсеньевского района.

Из акта приема-передачи объектов инженерной инфраструктуры от СПК «<адрес>» в муниципальную собственность от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации муниципального образования <адрес> во исполнение постановления главы Арсеньевского района от ДД.ММ.ГГГГ принял для передачи в муниципальную собственность муниципального образования Арсеньевский район артскважины и водонапорные башни – четыре единицы, расположенные три в <адрес>, одна – в <адрес> с годом ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ передаются.

Из акта приема-передачи объектов инженерной инфраструктуры от СПК «<адрес>» в муниципальную собственность от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации муниципального образования <адрес> во исполнение постановления главы Арсеньевского района от ДД.ММ.ГГГГ за принял для передачи в муниципальную собственность муниципального образования Арсеньевский район артскважины и водонапорные башни – две единицы, расположенные в <адрес> с годом ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г..

В силу акта приема-передачи недвижимого имущества на баланс администрации муниципального образования <адрес> (без указания даты) во исполнение постановления главы Арсеньевского района от ДД.ММ.ГГГГ за артскважина с водонапорной башней ДД.ММ.ГГГГ г. ввода в эксплуатацию в <адрес>, артскважина с водонапорной башней ДД.ММ.ГГГГ ввода в эксплуатацию в <адрес> переданы на баланс администрации муниципального образования <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

В силу акта приема-передачи недвижимого имущества на баланс администрации муниципального образования <адрес> (без указания даты) во исполнение постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за артскважины с водонапорной башней ДД.ММ.ГГГГ г. ввода в эксплуатацию в <адрес>, переданы на баланс администрации муниципального образования <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Одоевское ПУ Белевского отделения за от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что права собственности на водонапорные башни и артезианские скважины, расположенные на территории муниципального образования <адрес> по следующим адресам: <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес>, - не зарегистрированы.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (управление Росреестра по Тульской области) за от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что не имеется сведений о зарегистрированных правах на объекты водонапорные башни и артезианские скважины, расположенные на территории муниципального образования Арсеньевский район по следующим адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Согласно п.п. 3, 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Ответственность за надлежащее техническое состояние артезианских скважин, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года установлено, что к вопросам, как сельского поселения, так и муниципального района относится предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (п. 8 ч. 1 ст. 14 и п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона).

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, здания, сооружения, иное имущество, отвечающее названным признакам (вещь, прочно связанная с землей, т.е. объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно).

Таким образом, водонапорные башни и артезианские скважины являются недвижимым имуществом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество закреплена в ст. 4 указанного Федерального закона, в соответствии с которой государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Согласно ч.1,2,3 ст.233 ГК РФ, п.11,13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента государственной регистрации его права в ЕГРП, за исключением предусмотренных статьей 302 ГК РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.

Таким образом, являясь добросовестным приобретателем указанного недвижимого имущества, администрация муниципального образования Арсеньевский район является его владельцем, но не вправе распоряжаться.

Поэтому отсутствие государственной регистрации права на указанные объекты негативно сказывается на создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для поддержания указанных сооружений в надлежащем состоянии, организации его эксплуатации.

Суд считает надуманными доводы ответчика, что в данном случае имеется спор о праве между 2 юридическими лицами, который носит экономический характер, поскольку фактически указанным недвижимым имуществом пользуется неопределенное число людей и в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор района вправе был обратиться с указанным иском в суд. Кроме того, предметом исковых требований прокурора является понуждение к совершению действий, а не экономический спор.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество источников водоснабжения – артскважины с водонапорной башней, расположенная по адресу: <адрес>, артскважины с водонапорной башней, расположенная по адресу: <адрес>, артскважины с водонапорной башней, расположенная по адресу: <адрес>, артскважины с водонапорной башней, расположенная по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования Арсеньевский район принять меры по государственной регистрации прав на источники водоснабжения – артскважину с водонапорной башней, расположенная по адресу: <адрес>, артскважину с водонапорной башней, расположенная по адресу: <адрес>, артскважину с водонапорной башней, расположенная по адресу: <адрес>, артскважину с водонапорной башней, расположенная по адресу: <адрес>., и зарегистрировать право собственности на указанное имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Одоевский районный суд.

Председательствующий