РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 апреля 2012 г. п. Арсеньево Одоевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Валицкой Л.В., при секретаре Телышевой М.А., с участием помощника прокурора Арсеньевского района Карловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Арсеньевского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам администрации муниципального образования Бобровское Арсеньевского района и ООО УК «Помощник» о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Бобровское Арсеньевского района, выразившееся в непринятии мер по направлению технического задания инвестиционной программы в ООО УК «Помощник» и обязании администрацию муниципального образования Бобровское Арсеньевского района направить техническое задание инвестиционной программы в ООО УК «Помощник», возложении обязанности на ООО УК «Помощник» разработать инвестиционную программу и направить ее на утверждение в представительный орган муниципального образования Бобровское Арсеньевского района, установил: прокурор Арсеньевского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам администрации муниципального образования Бобровское Арсеньевского района и ООО УК «Помощник» о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Бобровское Арсеньевского района, выразившееся в непринятии мер по направлению технического задания инвестиционной программы в ООО УК «Помощник» и обязании администрацию муниципального образования Бобровское Арсеньевского района направить техническое задание инвестиционной программы в ООО УК «Помощник», возложении обязанности на ООО УК «Помощник» разработать инвестиционную программу и направить ее на утверждение в представительный орган муниципального образования Бобровское Арсеньевского района. Свои требования обосновывает тем, что на территории муниципального образования Бобровское Арсеньевского района деятельность по распределению воды, сбору и очистке воды осуществляет ООО УК «Помощник», которое для осуществления указанных видов деятельности использует водонапорные башни, водопроводные и канализационные сети. Процент износа указанных объектов составляет 60 и более процентов. Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» представительные органы муниципальных образований осуществляют полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и в силу ст. 11 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» орган местного самоуправления разрабатывает программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктур, которая утверждается представительным органом муниципального образования, то глава администрации муниципального образования должен утвердить условия технического задания, разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса. Подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса. Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей. После утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса на подключение. В ходе ранее проведенной проверки было установлено, что на территории муниципального образования Бобровское отсутствовала программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Бобровское, техническое задание инвестиционной программы не были разработаны и направлены в организации коммунального комплекса. По факту выявленных нарушений прокуратурой района главе администрации муниципального образования Бобровское Хохлову А.С. 13.09.2011 года внесено представление. В ответе он сообщил, что инвестиционная программа организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры будет рассмотрена принятия документа территориального планирования муниципального образования. В настоящее время ведется работа по разработке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования Бобровское. В настоящее время зарегистрирована межпоселенческая организация ООО УК «Помощник», которая будет заниматься развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Бобровское Арсеньевского района. Решением Собрания депутатов муниципального образования Бобровское от 12 августа 2012 г. №18/58 утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Бобровского сельского поселения на 2011-2020 годы. Техническое задание инвестиционной программы администрацией муниципального образования Бобровское в адрес ООО УК «Помощник» не направлено. В связи с этим не представляется возможным разработать инвестиционную программу. Бездействие администрации муниципального образования Бобровское, выразившееся в непринятии мер по направлению технического задания инвестиционной программы в ООО УК «Помощник», ставит под угрозу бесперебойное обеспечение населения водоснабжением и водоотведением, так как ООО УК «Помощник» является единственным предприятием на территории муниципального образования, оказывающим указанные коммунальные услуги, поэтому прокурор района обратился в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском в суд. В судебном заседании помощник прокурора Арсеньевского района Карлова О.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации муниципального образования Бобровское Арсеньевского района в судебном заседании Хохлов А.С. исковые требования признал и объяснил невыполнение требований закона в связи большим объемом работ, маленьким штатом отсутствием практики в связи с принятием нового законодательства. Представитель ООО УК «Помощник» Калинина Л.М. в судебном заседании иск прокурора признала и пояснила, что не представлен проект в связи с невыдачей технического задания. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности иска и с учетом сложности, обеспеченности специалистами считает необходимым установить другие сроки по выполнению требований закона. Представлением за № 7.02.11/3415 от 13.09.2011 г. прокурор Арсеньевского района обратил внимание главы администрации муниципального образования Бобровское Арсеньевского района на то, что инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, а также тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры и тарифы организаций коммунального комплекса на подключение органами местного самоуправления не разработаны. 12.10.2011 г. глава муниципального образования Бобровское сообщил, что инвестиционная программа организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры будет рассмотрена принятия документа территориального планирования муниципального образования. В настоящее время ведется работа по разработке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования Бобровское. В настоящее время зарегистрирована межпоселенческая организация ООО УК «Помощник», которая будет заниматься развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Бобровское Арсеньевского района. В сообщении за №257 сказано, что решением Собрания депутатов муниципального образования Бобровское Арсеньевского района от 12 августа 2012 г. №18/58 утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Бобровского сельского поселения на 2011-2020 годы. Из сообщения ООО УК «Помощник» явствует, что водонапорные башни, водопроводные канализационные сети на территории муниципального образования Астаповское Арсеньевского района имеют износ от 55% до 100%, при этом указано, что требуется проведение капитального ремонта водопроводной сети в д. Боброво протяженностью 1,7 км и 0,8 км, с. Меркулово – 7,45 км, п. Иста – 1,5 км, с. Варварино – 2,0 км, водонапорных башен в д. Кудеяровка и с. Варварино (износ 80%), в д. Парахино (износ 75%), двух водонапорных башен в д. Боброво (с износом 75% и 80%). В силу п.3.1 Устава ООО УК «Помощник» основными видами деятельности Общества являются распределение воды, сбор и очистка воды, удаление и обработка сточных вод, удаление и обработка твердых отходов, уборка территории и аналогичная деятельность, управление эксплуатацией жилого фонда, предоставление различных видов услуг и другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ Ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» определяет общие принципы регулирования тарифов и надбавок, в том числе: - создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры; - полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: 1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; 2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; 3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей. В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования. Инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса. Подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса. Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей. После утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса на подключение. Таким образом, материалами дела было установлено, что представительным органом муниципального образования Астаповское принята программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Бобровское, однако техническое задание инвестиционной программы не разработано и не направлялось в организации коммунального комплекса. В связи с этим не представляется возможным разработать инвестиционную программу. Бездействие администрации муниципального образования Бобровское, выразившееся в непринятии мер по направлению технического задания инвестиционной программы в ООО УК «Помощник», ставит под угрозу бесперебойное обеспечение населения водоснабжением и водоотведением, так как ООО УК «Помощник» является единственным предприятием на территории муниципального образования, оказывающим указанные коммунальные услуги. Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе был обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц с указанным иском. Согласно ст.103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Размер госпошлины по спору неимущественного характера для юридических лиц составляет 4000 руб., которые подлежат взысканию с ответчика ООО УК «Помощник». В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, поэтому администрация муниципального образования освобождается от уплаты государственной пошлины. Следовательно, муниципальное образование Бобровское освобождается от уплаты госпошлины. Руководствуясь ст.12 ГК РФ, ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Бобровское Арсеньевского района, выразившееся в непринятии мер по направлению технического задания инвестиционной программы в ООО УК «Помощник». 2. Обязать администрацию муниципального образования Бобровское Арсеньевского района направить техническое задание инвестиционной программы в ООО УК «Помощник» до 15.07.2012 года. 3. Обязать ООО УК «Помощник» разработать инвестиционную программу и направить ее на утверждение в представительный орган муниципального образования Астаповское Арсеньевского района до 15.08.2012 года. Взыскать с ООО УК «Помощник», расположенного по адресу: Тульская область п. Арсеньево ул. Папанина д.4, в доход государства госпошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в месячный срок через Одоевский районный суд. Председательствующий