РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 мая 2012 г. п. Арсеньево Одоевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Валицкой Л.В., при секретаре Телышевой М.А., с участием помощника прокурора Арсеньевского района Карловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Арсеньевского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района, ООО УК «ЖКХ «Манаенское», муниципальному казенному предприятию «ЖКХ Стрикинское» о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района, выразившееся в непринятии мер по направлению технического задания инвестиционной программы в «ЖКХ «Манаенское», муниципальному казенному предприятию «ЖКХ Стрикинское» и обязании администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района направить техническое задание инвестиционной программы в ООО УК «ЖКХ «Манаенское», муниципальному казенному предприятию «ЖКХ Стрикинское», возложении обязанности на ООО УК «ЖКХ «Манаенское», муниципальное казенное предприятие «ЖКХ Стрикинское» разработать инвестиционную программу и направить ее на утверждение в представительный орган муниципального образования Манаенское Арсеньевского района, установил: прокурор Арсеньевского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района, ООО УК «ЖКХ «Манаенское, муниципальному казенному предприятию «ЖКХ Стрикинское» о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района, выразившееся в непринятии мер по направлению технического задания инвестиционной программы в «ЖКХ «Манаенское», муниципальному казенному предприятию «ЖКХ Стрикинское» и обязании администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района направить техническое задание инвестиционной программы в ООО УК «ЖКХ «Манаенское», муниципальному казенному предприятию «ЖКХ Стрикинское», возложении обязанности на ООО УК «ЖКХ «Манаенское», муниципальное казенное предприятие «ЖКХ Стрикинское» разработать инвестиционную программу и направить ее на утверждение в представительный орган муниципального образования Манаенское Арсеньевского района. Свои требования обосновывает тем, что на территории муниципального образования Манаенское Арсеньевского района деятельность по распределению воды, сбору и очистке воды осуществляет ООО УК «ЖКХ «Манаенское» и МКП «ЖКХ Стрикинское», которые для осуществления указанных видов деятельности использует водонапорные башни, водопроводные и канализационные сети. Процент износа указанных объектов составляет 100%. Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» представительные органы муниципальных образований осуществляют полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и в силу ст. 11 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» орган местного самоуправления разрабатывает программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктур, которая утверждается представительным органом муниципального образования. Глава администрации муниципального образования должен утвердить условия технического задания, разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса. Подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса. Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей. После утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса на подключение. В ходе ранее проведенной проверки было установлено, что на территории муниципального образования Манаенское отсутствовала программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Манаенское, техническое задание инвестиционной программы не были разработаны и направлены в организации коммунального комплекса. По факту выявленных нарушений прокуратурой района главе администрации муниципального образования Манаенское Скляренко С.А. 13.09.2011 года внесено представление. Решением собрания депутатов муниципального образования Манаенское от 3.05.2012 года № 5/30 утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Манаенское Арсеньевского района на 2011-2020 годы. Однако техническое задание инвестиционной программы администрацией муниципального образования Манаенское в адрес ООО УК «ЖКХ «Манаенское» и МКП «ЖКХ Стрикинское» не направлено. В связи с этим не представляется возможным разработать инвестиционную программу. Бездействие администрации муниципального образования Манаенское, выразившееся в непринятии мер по направлению технического задания инвестиционной программы в ООО УК «ЖКХ «Манаенское» и МКП «ЖКХ Стрикинское», ставит под угрозу бесперебойное обеспечение населения водоснабжением и водоотведением, так как ООО УК «ЖКХ «Манаенское» и МКП «ЖКХ Стрикинское» являются единственными предприятиями на территории муниципального образования, оказывающими указанные коммунальные услуги, поэтому прокурор района обратился в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском в суд. В судебном заседании помощник прокурора Арсеньевского района Карлова О.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Скляренко С.А. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что невыполнение требований закона объясняется отсутствием специалистов, слабой материальной базой. В настоящее время из МКП «ЖКХ Стрикинское» ушел директор, так как все приходилось делать одному. Найти специалиста на вакантную должность пока не представляется возможным. Представитель ООО УК «ЖКХ «Манаенское» Алымов А.П. в судебном заседании иск прокурора признал и пояснил, что не представлен проект в связи с невыдачей технического задания. Ответчик МКП «ЖКХ Стрикинское» о дне судебного разбирательства извещен надлежаще и своевременно, в зал судебного заседания представителя не направил и не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства. На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика МКП «ЖКХ Стрикинское». Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности иска. Представлением за № 7.02.11/3417 от 13.09.2011 г. прокурор Арсеньевского района обратил внимание главы администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района на то, что инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, а также тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры и тарифы организаций коммунального комплекса на подключение органами местного самоуправления не разработаны. 14.10.2011 г. глава муниципального образования Манаенское сообщил, что разработан проект программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. 10.04.2012 г. глава муниципального образования Манаенское известил прокурора, что Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Манаенское Арсеньевского района на 2011-2020 годы прошла экспертизу и на ближайшем заседании представительного органа местного самоуправления будет принята. Решением Собрания депутатов муниципального образования Манаенское Арсеньевского района №5/30 от 3.05.2012 г. была утверждена муниципальная целевая «Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Манаенское Арсеньевского района на 2011-2020 годы». Согласно п.1.1-1.5 Устава МКП «ЖКХ Стрикинское» предприятие осуществляет следующие виды деятельности: эксплуатация водонапорных башен, водопроводов, глубинных скважин, канализационной системы; ремонт административных зданий и жилищного фонда; организация уборки территорий населенных пунктов. В силу п.2.2 Устава ООО УК «ЖКХ «Манаенское» основными видами деятельности Общества являются управление эксплуатацией жилого фонда; производство пара и горячей воды котельными; распределение пара и горячей воды; распределение воды; удаление и обработка сточных вод; удаление и обработка твердых отходов; сбор и очистка воды, уборка территории и предоставление различных видов услуг и другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ Из сообщения ООО УК «ЖКХ «Манаенское» от 11 апреля 2012 г. явствует, что водонапорные башни, водопроводные канализационные сети на территории муниципального образования Астаповское Арсеньевского района имеют износ от 98% до 100%, износ канализационных сетей п. Центральный -81%, необходимо провести капитальный ремонт водопроводных сетей п. Центральный, с. Манаенки, д. Миново, станции второго поъема п. Центральный, водонапорных башен с. Манаенки, канализационных сетей п. Центральный. Согласованные с органами местного самоуправления и утвержденные Комитетом Тульской области по тарифам инвестиционные программы в сфере теплоснабжения не имеются. Представительным органом муниципального образования Манаенское разработана программа модернизации объектов ЖКХ по областной программе «Народный бюджет». Письмом директор МКП «ЖКХ Стрикинское» за №48 от 10.04.2012 г. сообщил, что коммунальные сети и объекты водоснабжения ЖКХ нуждаются в капитальном ремонте, т.к. налицо полный их износ. Согласованные с органами местного самоуправления и утвержденные Комитетом Тульской области по тарифам инвестиционные программы в сфере теплоснабжения отсутствуют, на обслуживаемой территории нет централизованной системы теплоснабжения. Проект программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Манаенское на 2012-2020 г. разработан с участием Стрикинского МКП ЖКХ. Часть 1 ст. 3 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» определяет общие принципы регулирования тарифов и надбавок, в том числе: - создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры; - полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: 1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; 2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; 3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей. В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования. Инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса. Подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса. Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей. После утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса на подключение. Таким образом, материалами дела было установлено, что представительным органом муниципального образования Манаенское принята программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Манаенское, однако техническое задание инвестиционной программы не разработано и не направлялось в организации коммунального комплекса. В связи с этим не представляется возможным разработать инвестиционную программу. Бездействие администрации муниципального образования Манаенское, выразившееся в непринятии мер по направлению технического задания инвестиционной программы в ООО УК «ЖКХ «Манаенское» и МКП «ЖКХ Стрикинское», ставит под угрозу бесперебойное обеспечение населения водоснабжением и водоотведением, так как ООО УК «ЖКХ «Манаенское» и МКП «ЖКХ Стрикинское» являются единственными предприятиями на территории муниципального образования, оказывающим указанные коммунальные услуги. Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе был обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц с указанным иском. Согласно ст.103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков ООО УК «ЖКХ «Манаенское» и МКП «ЖКХ Стрикинское», не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Размер госпошлины по спору неимущественного характера для юридических лиц составляет 4000 руб., которые подлежат взысканию с ответчиков ООО УК «ЖКХ «Манаенское» и МКП «ЖКХ Стрикинское». В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, поэтому администрация муниципального образования освобождается от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.12 ГК РФ, ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района, выразившееся в непринятии мер по направлению технического задания инвестиционной программы в ООО УК «ЖКХ «Манаенское» и МКП «ЖКХ Стрикинское». 2. Обязать администрацию муниципального образования Манаенское Арсеньевского района направить техническое задание инвестиционной программы в ООО УК «ЖКХ «Манаенское» и МКП «ЖКХ Стрикинское» до 1.07.2012 года. 3. Обязать ООО УК «ЖКХ «Манаенское» и МКП «ЖКХ Стрикинское» разработать инвестиционную программу и направить ее на утверждение в представительный орган муниципального образования Манаенское Арсеньевского района до 15.08.2012 года. Взыскать с ООО УК «ЖКХ «Манаенское», расположенного по адресу: Тульская область Арсеньевский район п. Центральный ул. Рабочая д.4-а и с МКП «ЖКХ Стрикинское», расположенное по адресу: Тульская область Арсеньевский район д. Хлопово ул. Садовая д.1,- в доход государства госпошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей с каждого. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в месячный срок через Одоевский районный суд. Председательствующий