решение от 07.08.2012г. об обязывании предоставления статуса ` Ветеран труда`



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 августа 2012 года п. Арсеньево Тульской области

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Валицкой Л.В.,

при секретаре Телышевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Пронина С.Н. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» об обязывании предоставления статуса «Ветеран труда»,

установил:

Пронин С.Н. обратился в суд с заявлением к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на получение указанного звания и его присвоение. В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» с приложением необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ в присвоении звания «Ветеран труда», так как продолжительность его трудового стажа не соответствует требованиям Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28 февраля 2007 года №797-ЗТО. Полагает, что отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в присвоении ему звания «Ветеран труда» противоречит положениям, предусмотренным ФЗ №5-ФЗ «О Ветеранах», в частности статьи 7 пункта 4 «Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», а также Конституции РФ, Закону Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28.02.2007 N 797-ЗТО, в соответствии со ст. 1 которого условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, Его стаж составляет <данные изъяты> в льготном исчислении в соответствии с п.1,2, 3 «г» Постановления Совета Министров Правительства РФ от 22.09.1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ». Закон Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО не изменил основания и порядок присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом о «Ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ. Он награжден ведомственной медалью «За отличие в службе » Ш степени и имеет трудовой стаж <данные изъяты> месяцев в льготном исчислении, что дает ему право для назначения пенсии с января 2011 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров –Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ», т.е. имеются основания для присвоения ему звания «Ветеран труда». Ссылаясь на ч.2 ст.7 Конституции РФ, Федеральный закон от 12.01.1995 г. «О ветеранах», закон Тульской области от 28.01.2007 года №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» истец просит обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» предоставить статус «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения.

Истец Пронин С.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения

Арсеньевского района» в судебное заседание не явился, о времени, месте и дате судебного разбирательства извещен надлежаще, направил возражения, в которых иск не признал, просил отказать в его удовлетворении и рассмотреть дело в отсутствие его представителя. По мнению ответчика, правовых оснований согласно Закону для ежемесячной денежной выплаты и предоставлении льгот на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилищно-коммунальные услуги Пронину С.Н., как не достигшему возраста 60 лет, дающего право на назначение пенсии по старости, не имеется, поскольку меры социальной поддержки ветераны труда могут реализовать только при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию. Правоотношения по предоставлению льгот в соответствии со ст.22 Федерального закона «О ветеранах» трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ. Одной из мер социальной поддержки – ежемесячная денежная выплата – выделена в законе № 493-ЗТО в ст.7, но ее применение невозможно без учета ст.3 этого закона, которая устанавливает в качестве обязательного условия - достижение ими возраста, дающего право на трудовую пенсию.

На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.

Исследовав письменные материалы, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ответу зам. директора ГУ Тульской области «УСЗН Арсеньевского района» за от ДД.ММ.ГГГГ Пронину С.Н. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:1)имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» предусматривает аналогичные требования для присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии со ст.2 этого закона лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют следующие документы, подтверждающие трудовой стаж и награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде. В соответствии со ст.3,10,77,88,90 ранее действовавшего Закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. для приобретения права на пенсию по старости необходимо было иметь трудовой стаж в календарном исчислении: у мужчин не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста), женщинам не менее 20 лет (при достижении 55-летнего возраста). В соответствии со ст. 11 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. при подсчете трудового стажа Пронина С.Н. ответчик пришел к выводу об отсутствии у Пронина С.Н. необходимого стажа для назначения трудовой пенсии по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» и необходимый стаж трудовой деятельности в целях присвоения звания «Ветеран труда», поэтому просит в иске отказать.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О ветеранах" звание "Ветеран труда" присваивается с учетом продолжительного добросовестного труда, однако понятие "продолжительный добросовестный труд" конкретизируется, в частности, в пункте 2 части 1 статьи 7 этого Федерального закона, которым установлено, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются ветеранами труда.

Таким образом, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого пенсионного стажа и факт награждения гражданина ведомственным знаком (знаками) отличия за добросовестный труд.

Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".

На основании ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 N 797-ЗТО (ред. от 22.07.2010) "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда" (принят Постановлением Тульской областной Думы от 15.02.2007 N 43/1867 условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются:

1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Положениями статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам труда относятся как лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", так и лица, награжденные орденами и медалями, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Причем для последней категории признание ветераном труда не ставится федеральным законодателем в зависимость от достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или установления (назначения) такой пенсии.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.03.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: 1) пенсия за выслугу лет; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности;4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) социальная пенсия.

Ст.5,7,13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 10.12.2010) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает пенсию за выслугу лет, при этом, если они имеют стаж на службе 20 лет и более.

Таким образом, доводы ответчика, что современное пенсионное законодательство не предусматривает пенсию за выслугу лет, не основано на законе.

В соответствии с п.3»г» Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941

"О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий лицам, прослужившим в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях (кроме указанных в подпункте "в" настоящего пункта), следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20 июля 1992 г. засчитывать на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца.

Таким образом, утверждения ответчика о календарном исчислении стажа противоречат действующему законодательству.

Согласно справке УФСИН по Т. области стаж Пронина С.Н. в льготном исчислении по состоянию на 12 апреля 2012 г. составляет в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты> месяцев, т.е. Пронин С.Н. имеет необходимый стаж для назначения пенсии по выслуге лет с января2011 года, в случае его увольнения.

П.16 ст.11Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" предоставлено право директору Службы учреждать ведомственные награды.

Согласно п.81 Приказа Минюста РФ от 08.11.2007 N 211"Об утверждении описания предметов формы одежды сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и правил ее ношения Медаль «За отличие в службе» III степени является ведомственными наградами.

Выписка из лицевого счета застрахованного лица и удостоверение к ведомственной награде подтверждают факт награждения Пронина С,Н. ведомственной наградой.

В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ года по делу о проверке конституционности положений п.п. 10,11 и 12 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конституционный суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой соблюдение в сфере пенсионного обеспечения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). По убеждению суда, данная правовая позиция может быть распространена на отношения по поводу присвоения звания «Ветеран труда» и применима при рассмотрении настоящего дела. Конституционный Суд РФ также неоднократно указывал, что государство не может произвольно уменьшать обусловленный определенным статусом лицу, связанным с выполнением им публичных обязательств перед государством, объем социальных гарантий. Изменение ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, предсказуемость политики в социальной сфере (постановление ДД.ММ.ГГГГ определение от ДД.ММ.ГГГГ , определение от ДД.ММ.ГГГГ ).

Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2,18,19 (часть 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

По вышеприведенным доводам отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в присвоении Пронину С.Н. звания «Ветеран труда» нельзя признать законным, обоснованным, поэтому заявленный иск подлежит удовлетворению

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Пронина С.Н. о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на получение указанного звания и его присвоение удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» присвоить Пронину С.Н. звание «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца через Одоевский районный суд.

Судья Л.В. Валицкая