РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 сентября 2012 года п.Одоев Тульской области Одоевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Вергуша В.В., при секретаре Астаховой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Харченко Л.С. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», установил: Харченко Л.С. обратился в суд с заявлением к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на получение указанного звания и его присвоение. В обоснование своих требований указал, что 27 июня 2012 года он обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» с приложением необходимых документов. 5 июля 2012 г. он получил отказ в присвоении звания «Ветеран труда», так как продолжительность его трудового стажа не соответствует требованиям Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28 февраля 2007 года №797-ЗТО. Полагает, что отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в присвоении ему звания «Ветеран труда» противоречит положениям, предусмотренным ФЗ №5-ФЗ «О Ветеранах», в частности статьи 7 пункта 4 «Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», а также Конституции РФ, Закону Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28.02.2007 N 797-ЗТО, в соответствии со ст. 1 которого условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, Его стаж составляет 20 лет 08 месяцев 11 дней в льготном исчислении в соответствии с п.1,2, 3 «г» Постановления Совета Министров Правительства РФ от 22.09.1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ». Закон Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО не изменил основания и порядок присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом о «Ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ. Он награжден ведомственной медалью «За отличие в службе » Ш степени и имеет трудовой стаж 20 лет 08 месяцев 11 дней в льготном исчислении, что дает ему право для назначения пенсии с 27 июня 2012 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров –Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ», т.е. имеются основания для присвоения ему звания «Ветеран труда». Ссылаясь на ч.2 ст.7 Конституции РФ, Федеральный закон от 12.01.1995 г. «О ветеранах», закон Тульской области от 28.01.2007 года №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» истец просит обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» предоставить статус «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения. Истец Харченко Л.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его присутствия. Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в судебное заседание не явился, о времени, месте и дате судебного разбирательства извещен надлежаще, направил возражения, в которых иск не признал, просил отказать в его удовлетворении и рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Ответчик прислал письменное возражение на исковые требования Харченко Л.С., в которых исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:1)имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» предусматривает аналогичные требования для присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии со ст.2 этого закона лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют следующие документы, подтверждающие трудовой стаж и награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде. По мнению ответчика, Федеральный закон «О ветеранах» выделяет такие категории как ветеран военной службы, ветеран государственной службы и ветеран труда и определяет различные требования для их присвоения, в том числе для звания «Ветеран труда» трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. В настоящее время старая терминология трудовой стаж заменена понятием «страховой стаж». В соответствии со ст.3,10,77,88,90 ранее действовавшего Закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. для приобретения права на пенсию по старости необходимо было иметь трудовой стаж в календарном исчислении: у мужчин не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста), женщинам не менее 20 лет (при достижении 55-летнего возраста). Ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" содержатся правовые нормы, связанные с необходимостью наличия у гражданина общего трудового стажа и регулирующие учет пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2002 года, т.е. до вступления в силу нового пенсионного законодательства. В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется в установленном порядке в зависимости от продолжительности общего рудового стажа. При этом, исходя из норм п.п. 3, 5 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ различаются полный и неполный (имеющийся) общий трудовой стаж. При полном трудовом стаже в Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ понимается 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Согласно представленным документам трудовой стаж Харченко Л.С. составляет 22 года 6 дней, в связи с чем правовых оснований для присвоения ему звания «Ветеран труда» не имеется. Поэтому ответчик пришел к выводу об отсутствии у Харченко Л.С. необходимого стажа для назначения трудовой пенсии по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» и необходимый стаж трудовой деятельности в целях присвоения звания «Ветеран труда», поэтому просит в иске отказать. Также просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика. Исследовав письменные материалы, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ответу зам. директора ГУ Тульской области «УСЗН Арсеньевского района» за №1192 от 18.09.2012 г. Харченко Л.С. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:1)имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» предусматривает аналогичные требования для присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии со ст.2 этого закона лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют следующие документы, подтверждающие трудовой стаж и награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде. В соответствии со ст.3,10,77,88,90 Закона от 20.11.1990 №340-1 для приобретения права на пенсию по старости необходимо иметь трудовой стаж в календарном исчислении: у мужчин не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста), женщинам не менее 20 лет (при достижении 55-летнего возраста). Согласно представленным документам трудовой стаж Харченко Л.С. составляет 22 года 6 дней, в связи с чем правовых оснований для присвоения ему звания «Ветеран труда» не имеется. Поэтому ответчик пришел к выводу об отсутствии у Харченко Л.С. необходимого стажа для назначения трудовой пенсии по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» и необходимый стаж трудовой деятельности в целях присвоения звания «Ветеран труда», поэтому просит в иске отказать. Также просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О ветеранах" звание "Ветеран труда" присваивается с учетом продолжительного добросовестного труда, однако понятие "продолжительный добросовестный труд" конкретизируется, в частности, в пункте 2 части 1 статьи 7 этого Федерального закона, которым установлено, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются ветеранами труда. Таким образом, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого пенсионного стажа и факт награждения гражданина ведомственным знаком (знаками) отличия за добросовестный труд. Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах". На основании ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 N 797-ЗТО (ред. от 22.07.2010) "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда" (принят Постановлением Тульской областной Думы от 15.02.2007 N 43/1867 условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Положениями статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам труда относятся как лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", так и лица, награжденные орденами и медалями, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Причем для последней категории признание ветераном труда не ставится федеральным законодателем в зависимость от достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или установления (назначения) такой пенсии. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.03.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: 1) пенсия за выслугу лет; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности;4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) социальная пенсия. Ст.5,7,13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 10.12.2010) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает пенсию за выслугу лет, при этом, если они имеют стаж на службе 20 лет и более. Таким образом, доводы ответчика, что современное пенсионное законодательство не предусматривает пенсию за выслугу лет, не основано на законе. В соответствии с п. 3 «г» Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941"О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий лицам, прослужившим в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях (кроме указанных в подпункте "в" настоящего пункта), следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20 июля 1992 г. засчитывать на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца. Таким образом, утверждения ответчика о календарном исчислении стажа противоречат действующему законодательству. Согласно справке отдела пенсионного обслуживания УМВД России по Тульской области б/н стаж Харченко Л.С. в льготном исчислении составляет в календарном исчислении 20 лет 08 месяцев 11 дней, в льготном исчислении 20 лет 08 месяцев 11 дней, т.е. Харченко Л.С. имеет необходимый стаж для назначения пенсии по выслуге лет, в случае его увольнения. П.16 ст.11Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" предоставлено право директору Службы учреждать ведомственные награды. Согласно п.81 Приказа Минюста РФ от 08.11.2007 N 211 «Об утверждении описания предметов формы одежды сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и правил ее ношения» Медаль «За отличие в службе» III степени является ведомственными наградами. Удостоверение к ведомственной награде подтверждают факт награждения Харченко Л.С.. ведомственной наградой. В постановлении от 03.06.2004 года №11-П по делу о проверке конституционности положений п.п. 10,11 и 12 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конституционный суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой соблюдение в сфере пенсионного обеспечения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). По убеждению суда, данная правовая позиция может быть распространена на отношения по поводу присвоения звания «Ветеран труда» и применима при рассмотрении настоящего дела. Конституционный Суд РФ также неоднократно указывал, что государство не может произвольно уменьшать обусловленный определенным статусом лицу, связанным с выполнением им публичных обязательств перед государством, объем социальных гарантий. Изменение ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, предсказуемость политики в социальной сфере (постановление от 24 мая 2001 года №8-П, определение от 04 апреля 2006 года №89-О, определение от 08 февраля 2007 года №321-О-П). Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2,18,19 (часть 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. По вышеприведенным доводам отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в присвоении Харченко Л.С. звания «Ветеран труда» нельзя признать законным, обоснованным, поэтому заявленный иск подлежит удовлетворению На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198ГПК РФ, суд решил: исковое заявление Харченко Л.С. о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на получение указанного звания и его присвоение удовлетворить. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» присвоить Харченко Л.С. звание «Ветеран труда». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца через Одоевский районный суд. Судья В.В. Вергуш