РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 октября 2012 года п. Арсеньево Тульской области Одоевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Валицкой Л.В., при секретаре Телышевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Коробкова Г.А. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» об обязывании предоставления статуса «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения, установил: Коробков Г.А. обратился в суд с заявлением к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на получение указанного звания и его присвоение. В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» с приложением необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ в присвоении звания «Ветеран труда», так как продолжительность его трудового стажа не соответствует требованиям Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28 февраля 2007 года №797-ЗТО. Полагает, что отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в присвоении ему звания «Ветеран труда» противоречит положениям, предусмотренным ФЗ №5-ФЗ «О Ветеранах», в частности статьи 7 пункта 4 «Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», а также Конституции РФ, Закону Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28.02.2007 N 797-ЗТО, в соответствии со ст. 1 которого условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, его стаж составляет 19 лет 5 месяцев 6 дней, в льготном исчислении -20 лет 0 месяца 11 дней в соответствии с Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 22.09.1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ». Закон Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО не изменил основания и порядок присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом о «Ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ. Он награжден ведомственной медалью «За отличие в службе » Ш степени и имеет трудовой стаж 20 лет 5 дней в льготном исчислении, что дает ему право для назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.1-3 Постановления Совета Министров –Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ», т.е. имеются основания для присвоения ему звания «Ветеран труда». Ссылаясь на ч.2 ст.7 Конституции РФ, Федеральный закон от 12.01.1995 г. «О ветеранах», закон Тульской области от 28.01.2007 года №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» истец просит обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» предоставить статус «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения. Истец Коробков Г.А. в зал судебного заседания не явился, о времени, дате и месте судебного разбирательства надлежаще извещен, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддерживает. Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в зал судебного заседания не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, в направленных возражениях просил дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:1)имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» предусматривает аналогичные требования для присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии со ст.2 этого закона лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют следующие документы, подтверждающие трудовой стаж и награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде. По мнению ответчика, Федеральный закон «О ветеранах» выделяет такие категории как ветеран военной службы, ветеран государственной службы и ветеран труда и определяет различные требования для их присвоения, в том числе для звания «Ветеран труда» трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. В связи с этим требования к стажу, трудовому стажу или продолжительности службы (выслуги) при установлении соответствующего звания ветерана не могут применяться для присвоения другого звания ветерана труда. Условием присвоения звания «Ветеран труда» наряду с наличием государственных или ведомственных наград за трудовые отличия является наличие у гражданина трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или выслуге лет. В настоящее время старая терминология трудовой стаж заменена понятием «страховой стаж». В соответствии со ст.3,10,77,88,90 ранее действовавшего Закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. для приобретения права на пенсию по старости необходимо было иметь трудовой стаж в календарном исчислении: у мужчин не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста), женщинам не менее 20 лет (при достижении 55-летнего возраста). Ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает наличие стажа в календарном исчислении, указанный закон не предусматривает пенсию за выслугу лет. Ранее пенсия за выслугу лет устанавливалась в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью (педагоги). Как считает ответчик, в соответствии со ст.10,11 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. при подсчете трудовой стаж Коробкова Г.А. составляет 18 лет 5 месяцев 13 дней, в связи с чем правовых оснований для присвоения ему звания «Ветеран труда» не имеется. Поэтому ответчик просит в иске отказать. На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон. Исследовав письменные материалы, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О ветеранах" звание "Ветеран труда" присваивается с учетом продолжительного добросовестного труда, однако понятие "продолжительный добросовестный труд" конкретизируется, в частности, в пункте 2 части 1 статьи 7 этого Федерального закона, которым установлено, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются ветеранами труда. Таким образом, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого пенсионного стажа и факт награждения гражданина ведомственным знаком (знаками) отличия за добросовестный труд. Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах". На основании ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 N 797-ЗТО (ред. от 22.07.2010) "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда" (принят Постановлением Тульской областной Думы от 15.02.2007 N 43/1867 условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Положениями статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам труда относятся как лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", так и лица, награжденные орденами и медалями, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Причем для последней категории признание ветераном труда не ставится федеральным законодателем в зависимость от достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или установления (назначения) такой пенсии. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.03.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: 1) пенсия за выслугу лет; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) социальная пенсия. Ст.5,7,13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 10.12.2010) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает пенсию за выслугу лет, при этом, если они имеют стаж на службе 20 лет и более. Таким образом, доводы ответчика, что современное пенсионное законодательство не предусматривает пенсию за выслугу лет, не основаны на законе. В соответствии с п.3»г» Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий лицам, прослужившим в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях (кроме указанных в подпункте "в" настоящего пункта), следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после ДД.ММ.ГГГГ засчитывать на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца. Таким образом, утверждения ответчика о календарном исчислении стажа противоречат действующему законодательству. Согласно справке ФКУ «Исправительная колония №» УФСИН России по Т. области за № от ДД.ММ.ГГГГ стаж Коробкова Г.А.. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении 19 лет 5 месяцев 6 дней, в льготном исчислении 20 лет 0 месяца 11 дней, т.е. Коробков Г.А. имеет необходимый стаж для назначения пенсии по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ в случае его увольнения. П/п.12п.13 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" предоставляет МВД РФ право учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации ведомственные знаки отличия, в том числе медали и нагрудные знаки, а также почетные грамоты МВД России. В соответствии с Приказом МВД России от 05.07.2002 г. N 641 "Об учреждении медали МВД России "За отличие в службе" Медалью МВД России "За отличие в службе" награждаются сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск МВД России за добросовестную службу (военную службу) и имеющие соответствующую выслугу лет в календарном исчислении. Согласно п. 3 Положения о медали МВД России "За отличие в службе", утвержденного Приказом МВД России от 5 июля 2002 г. N 641 "Об учреждении медали МВД России "За отличие в службе" награждение медалью производится последовательно от низшей степени к высшей Министром внутренних дел Российской Федерации, а также: сотрудников - лицами, которым разрешено увольнение начальствующего состава в запас и отставку; военнослужащих - заместителем Министра - главнокомандующим внутренними войсками МВД России. Медаль МВД России "За отличие в службе" относится к ведомственным знакам отличия, то есть к числу наград, которые служат одним из оснований для признания ветераном труда. Награждение медалями "За отличие в службе" осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Приказом МВД России от 05.07.2002 N 641, в силу которого награждение медалью производится следующими лицами: - Министром внутренних дел РФ; - лицами, которым разрешено увольнение начальствующего состава в запас и отставку; - заместителем Министра - главнокомандующим внутренними войсками МВД России - военнослужащих. Таким образом, награждение медалью сотрудников МВД России может производиться как непосредственно по распоряжению Министра внутренних дел РФ, так и лицами, которым в соответствии с их компетенцией разрешено увольнение начальствующего состава в запас и отставку (то есть прямыми начальниками). Согласно удостоверению к медали МВД России «За отличие в службе» старший лейтенант милиции Коробков Г.А. приказом УВД Т. области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ награжден указанной медалью. Начальник управления МВД России такими полномочиями наделен (подп. "б" п. 4.6 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утв. Приказом МВД РФ от 14.12.99 N 1038), в связи с чем он, издавая приказы о награждении, действовал в рамках своей компетенции, на основании полномочий, делегированных ему МВД России. Таким образом, медаль МВД России "За отличие в службе" Ш степени относится к ведомственным знакам отличия в труде, что не отрицалось ответчиком. В постановлении от 03.06.2004 года №11-П по делу о проверке конституционности положений п.п. 10,11 и 12 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конституционный суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой соблюдение в сфере пенсионного обеспечения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). По убеждению суда, данная правовая позиция может быть распространена на отношения по поводу присвоения звания «Ветеран труда» и применима при рассмотрении настоящего дела. Конституционный Суд РФ также неоднократно указывал, что государство не может произвольно уменьшать обусловленный определенным статусом лицу, связанным с выполнением им публичных обязательств перед государством, объем социальных гарантий. Изменение ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, предсказуемость политики в социальной сфере (постановление от 24 мая 2001 года №8-П, определение от 04 апреля 2006 года №89-О, определение от 08 февраля 2007 года №321-О-П). Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2,18,19 (часть 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. По вышеприведенным доводам отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в присвоении Коробкову Г.А. звания «Ветеран труда» нельзя признать законным, обоснованным, поэтому заявленный иск подлежит удовлетворению Согласно расписке-уведомлению заявление и документы гр. Коробкова Г.А. на присвоение звания «Ветеран труда» приняты ДД.ММ.ГГГГ Из паспорта <данные изъяты>, выданного А. РОВД Т. области ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Коробков Г.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>. По вышеприведенным доводам отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в присвоении Коробкову Г.А. звания «Ветеран труда» нельзя признать законным, обоснованным, поэтому заявленный иск подлежит удовлетворению На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198ГПК РФ, суд решил: исковое заявление Коробкова Г.А. о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на получение указанного звания и его присвоение удовлетворить. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» присвоить Коробкову Г.А. звание «Ветеран труда». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месячного срока со дня получения через Одоевский районный суд. Судья