РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1октября 2012 года п. Арсеньево Одоевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Валицкой Л.В., при секретаре Астаховой Т.В., с участием помощника прокурора Арсеньевского района Карловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Арсеньевского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрация муниципального образования Манаенское Арсеньевского района о признании бездействия администрации МО Манаенское незаконным и о понуждении к принятию мер по постановке объектов на учет в качестве бесхозяйных, установил: прокурор Арсеньевского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрация муниципального образования Манаенское Арсеньевского района о признании бездействия администрации МО Манаенское незаконным и о понуждении к принятию мер по постановке объектов на учет в качестве бесхозяйных. Свои требования обосновывает тем, что в границах муниципального образования Манаенское Арсеньевского района проходит автодороги, на которых находятся улица Сиреневая, а также улица Рабочая. Данные дороги относится к дорогам общего пользования. В ходе проведения проверки прокуратурой района совместно с ГИДН ОГИБДД МО МВД России «Белевский» Троняевым В.В. 09.07.2012 установлено несоответствие состояния автодорог, на которых находятся улица Сиреневая и улица Рабочая пос. Центральный муниципального образования Манаенское Арсеньевского района. По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, сведения о зарегистрированных правах на автодороги, на которых находятся названные улицы, отсутствуют, т.е. указанные автомобильные дороги не имеют собственника, балансодержателя, эксплуатирующей организации и являются бесхозяйной. Отсутствие собственника у указанных автодорог препятствует осуществлению обязанностей собственника по надлежащему содержанию автодороги и обеспечению ее безопасности, в то время как автодороги нуждаются в проведении ремонтных работ. Не проведение ремонтных работ на автодорогах может угрожать жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе детей Арсеньевского района, а также затрагивают законные интересы автовладельцев, поэтому прокурор района обратился с указанным иском в суд. В судебном заседании помощник прокурора Арсеньевского района Карлова О.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Ответчик администрация муниципального образования Манаенское Арсеньевского района о времени, дате и месте судебного разбирательства извещен надлежаще и своевременно, в зал судебного заседания своего представителя не направил, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, исковые требования признает в полном объеме. Исходя из требований ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика. Выслушав объяснение пом. прокурора района Карловой О.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу требований ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а также в ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения». Из ответа администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района за №945 от 23.07.2012 г. видно, что на балансе администрации муниципального образования Манаенское дороги по ул. Сиреневая и по ул. Рабочая в п. Центральный не значатся. Актом проверки прокуратуры района совместно с ГИДН ОГИБДД МО МВД России «Белевский» Троняевым В.В. 09.07.2012 установлено несоответствие состояния автодорог, на которых находятся улица Сиреневая и улица Рабочая пос. Центральный муниципального образования Манаенское Арсеньевского района. Согласно уведомлениям №16/004/2012-507 и №16/004/2012-507 от 2 августа 2012 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области не имеет сведений о зарегистрированных правах на автодороги, на которых находятся названные улицы.. В силу п.5 ст.7 Устава муниципального образования Манаенское Арсеньевского района, принятого решением Собрания депутатов муниципального образования Манаенское Арсеньевского района от 19.04.2006 г. №4/12 с последующими изменениями, к вопросам местного значения муниципального образования относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с п. 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 №580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, здания, сооружения, иное имущество, отвечающее названным признакам (вещь, прочно связанная с землей, т.е. объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно). Таким образом, дороги по ул. Сиреневая и Рабочая в п. Центральный Арсеньевского района являются недвижимым имуществом. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество закреплена в ст. 4 указанного Федерального закона, в соответствии с которой государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента государственной регистрации его права в ЕГРП, за исключением предусмотренных статьей 302 ГК РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя. Отсутствие государственной регистрации права на указанные объекты негативно сказывается на создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для поддержания указанных сооружений в надлежащем состоянии, организации его эксплуатации. Поскольку фактически указанным недвижимым имуществом пользуется неопределенное число людей и в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор района вправе был обратиться с указанным иском в суд. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области выразившееся непостановке на учет в качестве бесхозяйных автодорог в границах населенного пункта пос. Центральный, по которым проходят улица Сиреневая и улица Рабочая. Обязать администрацию муниципального образования Арсеньевский район принять меры по постановке указанных объектов недвижимости: дорог по ул. Сиреневая и Рабочая в п. Центральный Арсеньевского района Тульской области на учет в органах Росреестра по Тульской области в срок до 1.03.2013 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Одоевский районный суд. Председательствующий