Дело № 2-7105|2011 РЕШЕНИЕ Одинцовский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи: Грачевой А.В., при секретаре Алешкове А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скоробогатовой И.Ф. к Администрации городского поселения ..... об обязании выполнения работ по формированию земельного участка, УСТАНОВИЛ: Скоробогатова И.Ф. обратилась в суд с иском, которым просила обязать администрацию городского поселения ..... устранить нарушение ее прав в пользовании земельным участком, на котором расположен жилой дом по адресу: АДРЕС путем выполнения работ по формированию указанного земельного участка. В обоснование своих требований указав, что является собственником квартиры № АДРЕС. Руководствуясь ст.36 ЖК РФ обратилась в администрацию городского поселения ..... с просьбой осуществить формирование земельного участка и проведении кадастрового учета, однако получила отказ. Истица Скоробогатова И.Ф.в судебное заседание не явилась, направила своего представителя. Представитель истицы по доверенности Ступникова Н.И. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, пояснила, что формирование земельного участка с постановкой его на государственный кадастровый учет необходимо для дальнейшего оформления права общей долевой собственности на землю. Представитель ответчика администрации городского поселения ..... Хижко А.Н. в судебное заседание явился, с исковыми требованиями не согласился. Представитель третьего лица Администрации ..... района в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица ТСЖ «3-е лицо» Ступникова Н.И. исковые требования поддержала. Представитель третьего лица Управления Архитектуры и градостроительства Администрации ..... района в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам: Скоробогатова И.Ф. является собственником квартиры № в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: АДРЕС (л.д.8, 9-11). ДД.ММ.ГГГГ Скоробогатова И.Ф. обратилась в администрацию городского поселения ..... с просьбой выполнить работы по формированию земельного участка занятого жилым домом и проведение кадастрового учета (л.д.7). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Скоробогатвоой И.Ф. отказано в формировании земельного участка со ссылкой на ст.2 Закона Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в Московской области» (л.д.6). ДД.ММ.ГГГГ Скоробогатова И.Ф. повторно обратилась к ответчику с заявлением о проведении работ по формированию земельного участка (л.д.24). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заявителю разъяснено, что в 2011 году в бюджете городского поселения ..... денежных средств на формирование и постановку на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами не предусмотрено, в связи с чем, проведение вышеуказанных работ в настоящее время не представляется возможным, администрация городского поселения не возражает против формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка в АДРЕС на котором расположен д.№ ориентировочной площадью 3600 кв.м в соответствии с ситуационным планом за счет собственных средств ТСЖ «3-е лицо» (л.д.25,26). Согласно выписки из реестра муниципальной собственности ..... района спорный земельный участок в реестре муниципальной собственности ... района не значится (л.д.27). Как усматривается из материалов дела, земельный участок под многоквартирным домом в соответствии с требованиями действующего законодательства не сформирован. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме № по АДРЕС ДД.ММ.ГГГГ принято решение об обращении с заявлением о формировании земельного участка (л.д.51-56). В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Как следует из части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"). В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"). Данная норма признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"). Согласно пункту 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Земельным кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 36), Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 36), Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) (статья 16) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме не могут иметь на земельный участок иных прав, кроме права собственности. Из материалов дела усматривается, что Скоробогатова И.Ф. обратилась в администрацию городского поселения ..... с просьбой выполнить формирование земельного участка с постановкой его на государственный кадастровый учет. Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, формирование земельного участка включает в себя: - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; - определение разрешенного использования земельного участка; - определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; - принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); - публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). При указанных обстоятельствах понятие "формирование земельного участка" для целей определения его под объектом недвижимого имущества (жилым домом) подразумевает под собой стандартный набор работ, предусмотренных действующим законодательством, связанный с установлением границ земельного участка и его кадастрового учета. Довод ответчика о том, что в его компетенцию не входят полномочия по формированию земельного участка не может быть принята судом, поскольку действующим законодательством (части 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П) предусмотрено, что такая обязанность возложена в том числе на орган местного самоуправления. При этом в соответствии с п. 20 статьи 11 и п.25 статьи 12 Устава городского поселения ..... к вопросам местного значения относится утверждение генерального плана городского поселения ....., правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана городского поселения ..... документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского поселения ....., утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского поселения ....., резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского поселения ..... для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского поселения ...... Таким образом, оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Скоробогатова И.Ф. в установленном законом порядке обратилось к администрации, как к уполномоченному органу, с заявлением о формировании земельного участка с постановкой его на государственный кадастровый учет для дальнейшего оформления права общей долевой собственности на землю, представив все необходимые документы. Оснований для отказа в формировании испрашиваемого земельного участка у администрации не имелось. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию городского поселения ..... в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить формирование земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Судья: А.В. Грачева