№ 2-8856/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2011 года.
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лодочкина А.П.
с участием прокурора Ищенко Е.И.
при секретаре Басовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Одинцовского городского прокурора в интересах Пироговской М.В. о понуждении к обеспечению лекарственным препаратом,
установил:
Одинцовский городской прокурор обратился в суд в интересах Пироговской М.В. и просил обязать филиал ОАО «организация» аптека №№ обеспечить ее лекарственными препаратами «.....», «.....» I согласно рецептов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ В обоснование заявленных требований указано следующее. Городской прокуратурой произведена проверка обращения Пригоровской М.В. по вопросу неудовлетворительного лекарственного обеспечения. В ходе проверки установлено, что Пригоровская М.В. состоит под динамическим наблюдением ....., имеет право на обеспечение лекарственными средствами за счет средств бюджета АДРЕС. Онкологом ФМБЦ им. ..... пациентке рекомендована гормонотерапия препаратом «..... 2,5 мг №№» (летрозол). ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Пригоровская М.В. обращалась к онкологам по месту жительства, по результатам осмотров ей оформлялись рецепты на лекарственные средства «.....», «.....», включенные в Перечень наименований лекарственных средств, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, в соответствии с заключенными государственными контрактами на их поставку, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Московской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ Указанные рецепты представлены пациенткой в аптеку №№ ОАО «организация». В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. №328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (.....) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме. За получением лекарственных средств гражданин обращается в пункт отпуска лекарственных средств (далее аптечное учреждение). В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту. В ходе проверки, рецепты от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на лекарственные средства «.....», «.....» не были обеспечены аптекой №№ в установленный срок по причине отсутствия поставок данного препарата в аптечную сеть Одинцовского муниципального района. Таким образом, аптечным учреждением должных мер по обеспечению рецептов Пригоровской М.В. принято не было, в связи с чем, пациентка не была своевременно обеспечена необходимыми лекарственными средствами, что существенно нарушило ее право на охрану здоровья, установленное статьей 41 Конституции РФ. Обязанность аптеки по обеспечению Пригоровской М.В. назначенным лекарственным препаратом до настоящего времени не исполнена.
Помощник прокурора Ищенко Е.И, в судебном заседании требования поддержала, пояснила, что ответчиком нарушен порядок обеспечения граждан лекарственным средством, в связи с чем, нарушенные права подлежат восстановлению.
Пригоровская М.В. в суд не явилась, в телефонограмме требования поддержала, указав, что не была обеспечена лекарством, от лекарства и его замены не отказывалась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ОАО «организация» в суд не явился, извещался по известному месту нахождения, представлены возражения на иск, в которых указано следующее. Программа дополнительного лекарственного обеспечения регулируется Федеральным законом № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи», а также иными, принимаемыми в соответствии с указанным законом, нормативно-правовыми актами. В соответствии со ст. 4.1. Федеральным законом № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи Российская Федерация размещает государственные заказы на поставки лекарственных средств путем заключения соответствующих государственных контрактов с поставщиками. После заключения государственных контрактов, поставщики заключают договора на осуществление услуг по отпуску лекарственных средств через аптечные учреждения с фармацевтическими организациями. Контракты заключатся на определенную сумму денежных средств, исходя из которой, Поставщик обязуется осуществлять поставки лекарственных средств, а государственный заказчик - оплатить поставленные лекарственные средства. При этом конкретный перечень и количество, подлежащих поставке лекарственных средств, по каждому муниципальному образованию Московской области определяется в заявках: плановых и срочных. В соответствии с п. 4.3. Приказа Министерства здравоохранения Московской области № 88 от 05.03.2008 г. «О введении в действие Регламента информационного взаимодействия участников системы обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи» территориальные органы Управления здравоохранения Московской области формируют плановую заявку муниципального образования на лекарственные средства, а Минздрав МО в соответствии с п. 4.2. Приказа МЗ МО № 88 от 05.03.2008 г. проводит утверждение плановых и срочных заявок на поставку лекарственных средств. В соответствии с разделом 6 Приказа МЗ МО № 88 от 05.03.2008 г. территориальные органы управления здравоохранения формируют сводную плановую заявку, производят распределение отгрузки лекарственных средств в аптечные организации муниципального образования с учетом специализации аптечных организаций и лучшими условиями обеспечения пациентов. На основании данных утвержденной плановой заявки и остатков лекарственных средств на территории муниципального образования формируется квота выписки рецептурных бланков в разрезе лечебно-профилактических учреждений муниципального образования, что в свою очередь отображается на портале единой региональной информационной системы льготного лекарственного обеспечения населения МО. На территориальные органы управления здравоохранения пунктом 4.3. Приказа Минздрава МО № 88 от 05.03.2008 г. возложена обязанность осуществления оперативного анализа и контроля ситуации льготного лекарственного обеспечения с помощью портала единой региональной информационной системы льготного лекарственного обеспечения населения МО. В связи с вышеизложенным, аптечная организация осуществляет только отпуск лекарственных средств, имеющихся в аптечном учреждении, поставленных в рамках государственных контрактов строго в соответствии с заявками. При этом следует отметить, что аптеки получают вознаграждение только за фактический отпуск лекарственных средств по рецептам, в связи, с чем аптека заинтересована в выдаче лекарственных средств. Письмо Федеральной Службы по надзору в сфере Здравоохранения и Социального развития от 06.02.2006 г. № 01И-60/06 «О порядке обеспечения временно-отсутствующими лекарственными препаратами» не относится согласно статье 11 ГПК РФ к нормативным правовым актам, которые подлежат применению судами при разрешении гражданских дел. Вышеуказанное письмо носит рекомендательный характер, а потому не имеет юридической силы. Согласно п. 7 Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование. Более того, письмо противоречит требованиям 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», предусматривающей систему размещения госзаказов путем заключения государственных контрактов (ст. 4.1.) и ст.ст. 307, 308, 309 ГК РФ, т. к. позволяет Поставщику в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по контрактам и договорам - поставкам лекарственных средств, переложив всю ответственность за обеспечение лекарственными препаратами на аптечное учреждение. Кроме того, письмо полностью игнорирует то обстоятельство, что в соответствии с п. 1.3. Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденную Приказом Министерства Здравоохранения и Социального развития РФ № 785 от 14.12.2005 г. «О порядке отпуска лекарственных средств» аптека (аптечное учреждение) является только пунктом отпуска лекарственных средств (ЛС) в системе дополнительного лекарственного обеспечения (ДОЮ). В данном письме, имеющим рекомендательный характер, содержится ссылка на Приказ Росздравнадзора от 15.11.2005 № 2578-Пр/05 давно утративший юридическую силу, что в конечном итоге делает вышеуказанное письмо несостоятельным даже в качестве рекомендации. В соответствии с Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ № 110 от 12.02.2007 г., рецепты на лекарственные средства, для амбулаторного лечения граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, действительны в течение одного месяца со дня выписки. Таким образом, ОАО «Мособлфармация» не имеет законного права в настоящее время обеспечить Пригоровскую М.В. лекарственным средством по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г. ввиду предупреждения причинения вреда гражданину, так как срок действия рецепта истек, аптеке необходимо подтверждение врача о необходимости применения лекарственного препарата в настоящее время. Согласно п. 2.7. Приказа Минздравсоцразвития РФ № 328 от 29.12.2004 г. «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту. В уточненном отзыве также указано, что Программа дополнительного лекарственного обеспечения регулируется Федеральным законом № 178-ФЗ от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи», а также иными, принимаемыми в соответствии с указанным законом, нормативно-правовыми актами. В соответствии со ст. 4.1. Федеральным законом № 178-ФЗ от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи Российская Федерация размещает государственные заказы на поставки лекарственных средств путем заключения соответствующих государственных контрактов с поставщиками. При этом конкретный перечень и количество, подлежащих поставке лекарственных средств, по каждому муниципальному образованию Московской области определяется в заявках: плановых и срочных. Пригоровская М.В. обращалась в Аптеку № № за получением лекарственных препаратов выписанных по рецептам, однако данные рецепты не были обслужены, ввиду отсутствия централизованных поставок в аптечную сеть Одинцовского муниципального района группы ....., при этом в аптечном учреждении имелась аналоговая замена указанного препарата («.....»). который и был предложен Пригоровской М.В. В письменном виде оформить отказ от предлагаемого аналогового препарата «.....», равно как и от получения указанного препарата» пациентка отказалась. Таким образом, имеются доказательства добросовестного исполнения обособленным подразделением ОАО «организация» Аптекой № № своих обязанностей по обеспечению граждан лекарственными средствами.
Суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения прокурора, предоставленных ответчиком письменных объяснений, счел возможным рассмотрение дела в отсутствии не явившегося представителя ответчика по имеющимся материалам дела.
Выслушав объяснения помощника прокурора, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту не могут сами обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. №328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме.
За получением лекарственных средств гражданин обращается в пункт отпуска лекарственных средств (далее аптечное учреждение).
В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
В соответствии с п.1 письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 6.02.06 № 01И-60/06 «О порядке обеспечения временно-отсутствующими лекарственными препаратами» при невозможности уполномоченной фармацевтической организации обеспечить заявку аптеки, аптека обязана обеспечить пациента за счет собственных запасов или закупить препарат самостоятельно при условии соответствия препарата Перечню лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (.....) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденному приказом Росздравнадзора от 15.11.2005 N 2578-Пр/05, и утвержденной цене.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с рекомендациями онколога ФМБЦ им. ..... от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Пригоровской М.В. рекомендована гормонотерапия препаратами «фемара 2,5 мг № 30» (.....).
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Пригоровская М.В. обращалась к онкологам по месту жительства, по результатам осмотров ей оформлялись рецепты на лекарственные средства «.....», «.....», включенные в Перечень наименований лекарственных средств, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан.
Указанные рецепты представлены пациенткой в аптеку №№ ОАО «организация», что подтверждается выпиской из журнала обеспечения лекарственными средствами, представленными копиями рецептов.
Как установлено в ходе прокурорской проверки, рецепты от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на лекарственные средства «.....», «.....» не были обеспечены аптекой №№ в установленный срок по причине отсутствия поставок данного препарата в аптечную сеть Одинцовского муниципального района.
Также данные сведения подтверждаются сообщением Управления здравоохранения администрации Одинцовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № и не опровергаются ответчиком.
Доказательств предоставления Пригоровской М.В. аналога отсутствующего препарата или отказа от аналога в суд не представлено.
Как следует из исковых требований, отсутствие необходимого лекарственного средства в аптеке не освобождает ответчика от обязанности по обеспечению лекарственным средством, обратившееся за его получением лицо.
Обязанность по обеспечению лекарственными средствами граждан возложена на ГУП МО "организация" при наличии заявки, утвержденной Минздравом МО и предъявленного рецепта.
Согласно п. 2.7. Приказа Минздравсоцразвития РФ № 328 от 29.12.2004 г. «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Оценив собранные по делу доказательства, суд при разрешении данного спора исходит из того, что Пригоровская М.В. подлежала обеспечению на основании рецептов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на лекарственные средства «.....», «.....». По сообщению Пригоровской М.В. данные препараты необходимы для применения в настоящее время.
Так как ответчиком не представлены доказательства исполнения обязанности по обеспечению Пригоровской М.В. в соответствии с рецептов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на лекарственные средства «.....», «.....» или иной заменитель, суд считает заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Возражения ответчика об истечении срока действия рецепта в данном случае являются необоснованными, так как Пригоровской М.В. истребуемый препарат показан и в настоящее время, назначение лечащего врача не изменилось.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать филиал ОАО «организация» аптека №№ обеспечить Пироговской М.В. лекарственными препаратами «.....», «.....» согласно рецептов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение 10 дней.
Судья: