РЕШЕНИЕ 2-1733/2012
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лаврухиной Т.П.
при секретаре Мироновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фроловой И.М. о признании незаконными Решений Совета депутатов г/п ....., Регламента конкурсной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Фролова И.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными Решения Совета депутатов г/п ..... от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя .....»;
Решения Совета депутатов г/п ..... от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении конкурса на замещение должности руководителя ....., утверждении состава конкурсной комиссии и контракта на замещение должности руководителя .....»;
Регламента конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя .....
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление в конкурсную комиссию о допуске ее к участию в конкурсе на замещение должности руководителя ..... представив необходимый пакет документов. Проведение конкурса на занятие вышеуказанной должности основывается на вышеуказанных Решениях Совета депутатов, Регламенте конкурсной комиссии по проведению конкурса от ДД.ММ.ГГГГ
Полагает, что указанные решения являются незаконными, вступают в противоречия между собой, нарушают ее права, по следующим основаниям.
Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № установлен порядок проведения конкурса, согласно которому конкурсная комиссия проводит собеседование с кандидатами по вопросам, предусмотренным Положением о порядке проведения конкурса. В нарушение указанного, конкурсная комиссия приняла регламент проведения конкурса, устанавливающий свой порядок его проведения, предусматривающий, что конкурс проходит в два этапа: в форме собеседования, а также кандидат обязан представить программу работы городской администрации на ближайшие два года. Полагает, что подобное установление порядка проведения конкурса противоречит порядку, установленному в Решении Совета депутатов.
Согласно п. 4.3 Положения о проведении конкурса установлено, что члены конкурсной комиссии избираются на первом заседании комиссии большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии. В п. 2 Решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утверждается конкурсная комиссия с назначением председателя комиссии, его заместителя, секретаря. При этом, в состав комиссии входит депутат Совета депутатов г/п ..... ФИО1.
Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Контракт на замещение должности руководителя ....., в то время, как п. 1.3, 1.4, п.п. б п. 9.3, п. 10.2 Контракта вместо должности «руководитель .....», а Устав г/п ..... такой должности не предусматривает.
В решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № не установлено время начала приема документов и время окончания их приема.
П.2.4. Решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № указывает, что помощником Главы г/п ..... является ФИО2, а на интернет-сайте помощником Главы г/п является ФИО3
Кроме того, в СМИ не опубликовано объявление конкурсной комиссии о приеме документов для участия в конкурсе.
Оспариваемые решения размещены на интернет-сайте администрации за 4 дня до окончания приема документов для участия в конкурсе.
Имеется противоречие: Регламент конкурсной комиссии, принятый ДД.ММ.ГГГГ размещен на интернет-сайте ДД.ММ.ГГГГ
Полагает, что в результате допущенных ошибок в обжалуемых решениях, нарушено ее право на равный доступ к муниципальной службе, что в дальнейшем может повлечь нарушение не только ее прав, но и публичных интересов муниципального образования г/п ...... В связи с указанным, просит суд ее заявление удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании Фролова И.М. требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила также, что утвержденное Положение о порядке проведения конкурса, а также Решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № не содержат информации о том, отменено ли аналогичное Положение от 2009г., а следовательно не представляется возможным определить на основании какого из Положений проводится конкурс. Имеются противоречия в части включения в состав конкурсной комиссии депутата ФИО1, в информации, опубликованной на интернет-сайте, а также в газете «Вяземка» он в состав конкурсной комиссии не включен. Пояснила также, что указанные решения не содержат достоверной информации, что нарушает ее право на равный доступ к муниципальной службе. В чем заключается нарушение указанного права пояснить не может, полагает, что в отсутствии достоверной информации. Правом на представление интересов муниципального образования она не обладает, в связи с чем, ставит вопрос о признании обжалуемых решений незаконными только в отношении нарушения ими ее прав.
Представитель заинтересованного лица – Совета депутатов г/п ..... – Батаева М.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснила, что с заявленными требованиями не согласна, поскольку отсутствует нарушение прав заявителя. На день рассмотрения спора Фроловой И.М. поданы документы на участие в конкурсе на занятие вакантной должности, указанные документы от нее приняты, она является участником конкурса, решения по ее кандидатуре по результатам конкурса не принято, так как его проведение отложено с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, оснований для удовлетворения заявления нет. Оспариваемы решения приняты в соответствии с положениями ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», а также «О муниципальной службе в РФ».
Представитель заинтересованного лица – Главы администрации г/п ..... – Маковская Т.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании пояснила, что в настоящее время Фролова И.М. является участником конкурса на занятие вакантной должности, что подтверждается соответствующим заявлением Фроловой И.М., с отметкой о его принятии, ей не отказано в участии в конкурсе, решение по ее кандидатуре, как и по иным участникам еще не принято, в связи с тем, что конкурс не проведен. В связи с указанным, в удовлетворении заявления просила отказать.
Представитель заинтересованного лица - Конкурсной комиссии по кандидатам на замещение должности ..... – Батаева М.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ поддержала ранее данные пояснения, в удовлетворении заявления просила отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявление неподлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции РФ Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу положений ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) - представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе), внутригородском муниципальном образовании города федерального значения две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Статья 4 ФЗ РФ «О муниципальной службе в РФ» закрепляет основные принципы муниципальной службы, к которым относятся:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
4) стабильность муниципальной службы;
5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
10) внепартийность муниципальной службы.
Судом установлено, что согласно ст. 26 Устава г/п ..... принятым Решением Совета депутатов г/п ..... от ДД.ММ.ГГГГ № № (в редакции Решения Совета депутатов г/п ..... от ДД.ММ.ГГГГ № №) Совет депутатов г/п ..... является выборным представительным органом местного самоуправления городского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ Решением Совета депутатов г/п ..... № №, опубликованным в спевыпуске газеты «Одинцовская неделя» № № от ДД.ММ.ГГГГ, а также на официальном сайте администрации г/п ....., утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации г/п .....
ДД.ММ.ГГГГ Решением Совета депутатов г/п ..... № №, опубликованным в газете «Новые рубежи» спецвыпуск № № от ДД.ММ.ГГГГ а также на официальном сайте администрации г/п ....., объявлен конкурс на замещение должности руководителя администрации г/п ....., утвержден Контракт с руководителем администрации г/п ......
ДД.ММ.ГГГГ Решением конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя администрации г/п ..... принят Регламент конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя администрации г/п .....
ДД.ММ.ГГГГ Фроловой И.М. подано заявление в конкурсную комиссию на замещение должности руководителя администрации г/п ....., с приложенным пакетом необходимых документов. Указанное заявление Фроловой И.М. принято, о чем свидетельствует соответствующий штемпель с отметкой о принятии.
Оспаривая вышеприведенные решения, Фролова И.М. указала на то обстоятельство, что Решением Совета депутатов г/п ..... от ДД.ММ.ГГГГ № № которым утверждено Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя администрации г/п ..... не разрешен вопрос об отмене ранее принятого аналогичного Положения от2009г., в связи с чем, не представляется возможным определить, на основании какого из Положений будет проведен предстоящий конкурс. Решением Совета депутатов г/п ..... от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованным в газете «Новые рубежи» утвержден состав конкурсной комиссии, в состав которой, в том числе, вошел депутат Тарасов, однако это же решение Совета депутатов, опубликованное на интернет ресурсе администрации и в газете «Вяземка», указания на Тарасова как члена конкурсной комиссии не содержит. Кроме того, в указанном Решении предусмотрена только дата начала и окончания приема документов на участие в конкурсе, а время их подачи, не указано. Само Решение на интернет ресурсе администрации размещено только ДД.ММ.ГГГГ, то есть за четыре дня до окончания срока принятия документов на участие в конкурсе. Также в Решении, опубликованном в газете содержится указание, на то, что помощником Главы г/п ..... является ФИО2, в то время, как согласно информации на интернет ресурсе помощником указан Гринюк. Данным решением утвержден Контракт на замещение должности руководителя администрации г/п ....., однако отдельные пункты данного контракта содержат наименование вакантной должности как «Глава администрации», в то время, как согласно Уставу г/п ....., такая должность не предусмотрена.
Принятым Решением Конкурсной комиссией ДД.ММ.ГГГГ Регламентом по проведению конкурса предусмотрено его проведение в два этапа: путем собеседования, а также представления программы работы администрации на ближайшие два года, в то время, как Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № № установлен порядок проведения конкурса в форме собеседования. Полагает, что указанные противоречия и нарушения в своей совокупности нарушают ее право на получение достоверной информации, что в свою очередь, нарушает ее право на равный доступ к муниципальной службе. В чем выразилось нарушение права на равный доступ к муниципальной службе заявитель пояснить не смогла, пояснив при этом, что документы на участие в конкурсе ею поданы, у нее приняты, решения конкурсной комиссии по ее кандидатуре не принято, так как конкурс не проведен.
Согласно положениям действующего законодательства к решениям, которые могут быть обжалованы в рамках Главы 25 ГПК РФ относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В заявлении Фролова И.М. указывает на то обстоятельство, что оспариваемые решения нарушают ее право на равный доступ к муниципальной службе, а также могут повлечь в дальнейшем нарушение публичных интересов муниципального образования и его населения.
Данный довод заявителя суд не принимает, поскольку согласно ч.1 ст. 46 Конституции РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом. Подобное содержание законодательства в отношении заявителя отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственным и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В ходе рассмотрения заявления Фроловой И.М. судом установлено, что оспариваемые решения приняты органами, уполномоченными на их принятие, с соблюдением установленной процедуры принятия решений, о чем свидетельствует, в том числе опубликование решений в соответствии с требованиями действующего законодательства, принятые решения согласуются с положениями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ «О муниципальной службе в РФ».
Таким образом, установлен факт принятия оспариваемых решений компетентным лицом, с соблюдением установленной процедуры принятия, в соответствии с положениями действующего законодательства.
Нарушения, на которые указаны заявителем, касающиеся формы, сроков принятия решения, оснований, процедуры, по своему характеру не являются существенным несоблюдением установленного порядка принятия оспариваемых решений, в связи с чем, не могут служить основанием для удовлетворения требований заявителя о признании их незаконными по данному основанию.
В рамках рассмотрения дела судом установлено, а также подтверждено пояснениями как самой заявительницы, так и представителями заинтересованных лиц, на сторону которых действующим законодательством возложено бремя доказывания законности принятых решений, что нарушения, послужившие основанием обращения в суд, не повлекли нарушение прав заявителя, поскольку не воспрепятствовали Фроловой И.М. в своевременной подаче документов на участие в конкурсе, заявление на участие в конкурсе с приложенными документами принято конкурсной комиссией, Фролова И.М. является участником конкурса на замещение вакантной должности руководителя администрации г/п ....., в связи с тем, что конкурс не проведен, решение по ее кандидатуре, равно как и по кандидатурам иных участников конкурса, не принято.
Поданное заявление Фроловой И.М. носит превентивный характер и направлено на предостережение возможного нарушения права, на случай отказа в признании заявителя победителем конкурса, которое еще не наступило, что не может служить основанием к удовлетворению заявления, поданного в порядке, установленном Главой 25 ГПК РФ.
Давая оценку представленным доказательствам в их совокупности, с учетом установленного судом соблюдения порядка и процедуры принятия оспариваемых решений правомочным органом, их соответствие требованиям действующего законодательства, доказанности со стороны органов, решение которых оспаривается отсутствия нарушения прав заявителя принятыми решениями, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Фроловой И.М.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Фроловой И.М. о признании незаконными:
Решения Совета депутатов г/п ..... от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя .....»;
Решения Совета депутатов г/п ..... от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об объявлении конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения ....., утверждении состава конкурсной комиссии и контракта на замещение должности руководителя администрации городского поселения .....;
Регламента конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения ..... – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца через Одинцовский городской суд.
Судья: Т.П. Лаврухина