2-2279/2012



Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ.                     Г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи              Лаврухиной Т.П.

при секретаре                      Мироновой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Аржевикина А.И. к Борисовой И.В. о признании права собственности на долю жилого дома и земельного участка,

Установил:

Аржевикин А.И. обратился в суд с иском к Борисовой И.В. о признании права собственности на ? долю земельного участка, площадью 1619 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: АДРЕС, на земельном участке расположен дом, признании права собственности на 20/100 долей в праве на жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС.

В обоснование требований указал, что в 2005г. он купил у ФИО1 принадлежащие ей 20/100 долей жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС и ? долю земельного участка, расположенного также по указанному адресу. Однако право собственности ФИО1 на указанное имущество не было оформлено надлежащим образом.

ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке зарегистрировано право ФИО1 на 20/100 долей жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке зарегистрировано право собственности ФИО1 на ? доли земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1, с одной стороны и Аржевикиным А.И., с другой стороны заключен договор купли-продажи, по условиям которого, продавцы продали, а покупатель купил 40/100 долей жилого дома с хозяйственными постройками, расположенного по адресу: АДРЕС, а также земельный участок, принадлежащий продавцам на праве общей долевой собственности, расположенный по указанному адресу.

При подаче документов на государственную регистрацию выявлено неверное указание в доверенности, выданной ФИО1 продаваемого объекта, а именно указано на право продать весь дом и земельный участок, вместо правильного на 20/100 долей дома и ? долю земельного участка.

Однако в связи со смертью ФИО1 устранение указанной неточности не представилось возможным, государственная регистрация договора по независящим от сторон обстоятельствам не была завершена.

Единственной наследницей ФИО1 является Борисова И.В.

Объекты недвижимости переданы ему в фактическое пользование.

Принимая во внимание указанное, просит суд исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании истец Аржевикин А.И. и его представитель – Тартина О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования, с учетом уточнений поддержали по основании, изложенным в заявлении, просили удовлетворить.

Ответчик – Борисова И.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела надлежаще извещена. Направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что просит суд исковые требования Аржевикина А.И. удовлетворить в полном объеме.

Третье лицо – Аржевикин С.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела надлежаще извещен.

Третье лицо – Корнеева М.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела надлежаще извещена. Представитель Корнеевой М.И. – Тартина О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на три года пояснила, что полагает исковые требования Аржевикина А.И. подлежащими удовлетворению.

Третье лицо – Бутина Л.Г. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела надлежаще извещена, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что с исковыми требованиями Аржевикина А.И. согласна.

Суд, с учетом мнения истца, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания ответчика и третьих лиц.

Выслушав пояснения истца и его представителя, заслушав свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с п. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

Пункт 1 ст. 160 ГК РФ устанавливает, что сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

В силу положений п. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии со ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).

Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.

Пункт 1 ст. 551 ГК РФ устанавливает, что Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2, ФИО1, из которых каждая является собственником 20/100 долей в праве собственности на дом и ? доли в праве собственности на земельный участок, с одной стороны и Аржевикиным А.И., с другой, заключен договор купли-продажи 40/100 долей в праве собственности на жилой дом , расположенный по адресу: АДРЕС и земельного участка, с кадастровым номером , площадью 1619 кв.м., расположенного также по указанному адресу (л.д. 16-19). Сторонами договора подписан передаточный акт, подтверждающий передачу недвижимого имущества покупателю и его расчет с продавцами (л.д. 20).

При заключении указанного договора его сторонами соблюдены требования действующего законодательства в части получения согласия на совершение сделки по отчуждению недвижимого имущества, являющегося общей долевой собственностью, от иных сособственников, а также по предоставлению согласия супруги покупателя ФИО3 на приобретение недвижимого имущества (л.д. 11, 12, 13, 14).

При подаче документов на государственную регистрацию выявлено, что доверенность, выданная ФИО1 на имя ФИО4 содержала неправильное указание в отношении предмета сделки, а именно, вместо указания на право по оформлению отчуждения 20/100 долей жилого дома и ? доли земельного участка, в доверенности содержалось указание на право оформления документов по отчуждению всего жилого дома и земельного участка, что воспрепятствовало осуществлению государственной регистрации договора и перехода права собственности на недвижимое имущество.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла.

Согласно представленной в материалы дела справкой ОАО «ФИО21» на день смерти ФИО1 проживала по адресу: АДРЕС (л.д. 94).

Нотариусом ФИО11, представлена справка о том, что наследственное дело к имуществу ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ не заводилось.

В целях определения круга возможных наследников умершей ФИО1, кроме Борисовой И.В., судом направлены запросы, согласно ответам на которые, установлено, что супруг дарителя – ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 103). Иных наследников судом не установлено.

В отношении части недвижимого имущества, являющегося предметом сделки от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащего на праве собственности ФИО2, ввиду невозможности государственной регистрации договора и перехода права собственности, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 заключен договор дарения принадлежащих ей 20/100 долей в праве на жилой дом и ? доли в праве собственности на земельный участок, расположенные по адресу: АДРЕС, Аржевикину С.А. Договор дарения и переход права собственности по нему зарегистрированы в установленном порядке, что подтверждается сведениями, внесенными в ЕГРП на недвижимое имущество и соответствующими свидетельствами о праве собственности (л.д. 55-57, 22, 23).

Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, на период рассмотрения спора, сособственниками дома , расположенного по адресу: АДРЕС, являются: ФИО1 – 20/100 долей в праве, Корнеева М.И. – 31/100 доля в праве, Аржевикин С.А. – 20/100 долей в праве, Бутина Л.Г. – 29/100 долей в праве (л.д. 44).

Сособственниками земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу являются Аржевикин С.А. и ФИО1, по ? доли в праве собственности, каждый, что подтверждается сведениями из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 77).

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.

Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом.

После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ.

Допрошенная судом свидетель ФИО6 пояснила, что приходится сестрой ФИО7 О продаже участка и дома ФИО1 она сообщила Аржевикину А.И. В 2005г. он передал денежные средства ФИО1 и начал заниматься оформлением купли-продажи участка и дома. Наследниками ФИО1 на сегодня является только ее дочь – Борисова И.В. и внучка ФИО8 – дочь Борисовой.

Таким образом, анализируя представленные доказательства в их совокупности, сопоставляя их с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что на момент заключения договора купли-продажи недвижимого имущества ФИО1 являлась собственником отчуждаемого имущества. Сторонами соблюдены требования, предъявляемые к форме договора, получены необходимые согласия на отчуждение имущества от иных участников долевой собственности, согласие на приобретение имущества от супруги Аржевикина А.И., состоялась фактическая передача имущества и денежных средств по договору, однако по независящим от сторон обстоятельствам, ввиду смерти продавца, государственная регистрация договора и перехода права собственности сторонами не доведена до завершения. Между тем, судом установлено волеизъявление продавца на такую государственную регистрацию.

Принимая во внимание указанное, а также с учетом отсутствия притязания на спорное имущество иных лиц, согласие на удовлетворение требований единственной наследницы Борисовой И.В., имеющей право претендовать на имущество, принадлежавшее ФИО1 при жизни, суд полагает исковые требования Аржевикина ИА.И. подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Аржевикиным А.И. право собственности на ? долю земельного участка, площадью 1619 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: АДРЕС, на земельном участке расположен дом.

Признать за Аржевикиным А.И. право собственности на 20/100 долей в праве на жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца через Одинцовский городской суд.

Федеральный судья:              Т.П. Лаврухина