Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Стебуновой Е.Ю.
при секретаре Цой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ..... городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к "ответчик" об обязании осуществления работ,
УСТАНОВИЛ:
..... городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к "ответчик" об обязании осуществления реконструкции остановочного пункта, расположенного на участке автодороги ..... АДРЕС согласно требований СНиП 2.05.02-85, ГОСТ р 52766-2007 в срок до ДД.ММ.ГГГГ Свои требования мотивировал тем, что при проведении проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на участках автомобильной дороги ..... в границах АДРЕС выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети на указанном участке автомобильной дороги, а именно не соответствие остановочного пункта требованиям ГОСТа и СНиПа.
Прокурор в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика с иском не согласился, поскольку указанные прокурором работы относятся к реконструкции автомобильной дороги и входит в компетенцию Правительства Российской Федерации. Пояснила, что строительные нормы и правила (СНиП 2.05.02-85), на которые ссылается истец, могут быть применены к автомобильной дороги в случае проведении реконструкции данной дороги.
Суд, выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданскою процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что во исполнение поручения прокуратуры ..... от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.10) проведена проверка на соответствие действующим правилам, стандартам и техническим нормам в области безопасности дорожного движения участки дорог, в том числе на участке автомобильной дороги ..... (л.д.11).
Выявленные недостатки отражены в Акте от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6): в нарушение СНиП 2.05.02-85 остановочный пункт имеет ширину остановочной площадки менее ширины основной дороги (ширина полосы 3,6 м, ширина остановочной площадки 1,6м), в нарушение ГОСТа отсутствует разделительная полоса 0,75м, заездной «карман» имеет нестандартные участки отгонов, длина остановочной площадки составляет 18,2 м вместо 20,0 м.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования на праве оперативного управления» федеральная автомобильная дорога ..... передана в оперативное управление "ответчик"
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Согласно ч.1 ст.17 ФЗ-257 содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обсечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (ч.3 ст. 17 ФЗ-257).
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, установленными ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Изучив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Ссылаясь в обоснование иска на то обстоятельство, что состояние дороги ..... на указанном участке не соответствует действующим стандартам и техническим нормам, прокурор в нарушение п.1 ст.12 Закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» не представил в суд акты контрольных осмотров либо обследования дороги, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно п.10 ст.3 ФЗ от 08.11.2007г №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акта РФ», капитальный ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.В соответствии с п. II ст. З ФЗ-257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акта РФ», ремонт автомобильной дороги -комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Классификация работ по ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, что отражено в ч.З ст.17 ФЗ-257.
В соответствии с постановлением правительства РФ от 30.07.2004 г., №395 «Об утверждении положения о министерстве транспорта Российской Федерации», Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, обеспечения транспортной безопасности и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах».
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений па них (далее -Классификация), утверждена приказом Минтранса России от 12 ноября 2007 г. N 160 (изм. приказом Мнтранса РФ от 06.08.2008 N 122), зарегистрированном в Минюсте РФ 21 декабря 2007 r.N 10796.
Существующие геометрически параметры автомобильной дороги (элемента автомобильной дороги) в силу ФЗ-257 не являются нарушением требований и правил содержания автомобильных дорог.
Доведение раннее построенной автомобильной дороги до требований ГОСТ Р 52766-2007 возможно при реконструкции автомобильной дороге.
Однако, при устройстве заездного кармана на указанном в иске участке, будут изменены параметры и границы полосы отвода автомобильной дороги, что согласно п. 12 ст. 3 Закона о дорогах, относится к реконструкции автомобильной дороги.
В силу ст. 14 Закона об автомобильных дорогах, планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных программ.
Устройство заездных карманов может быть выполнено в рамках реконструкции автомобильной дороги. Принятие решения о проведение реконструкции автомобильной дороги федерального значения входит в компетенцию Правительства Российской Федерации.
Кроме того, согласно Строительным нормы и правила «Автомобильные дороги» («СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги», введенные в действие с 1 января 1987 г., распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации (в ред. Изменения №5, принятого Постановлением Госстроя РФ от 30.06.2003 № 132), к коим не относится автодорога ......
Таким образом, строительные нормы и правила (СНиП 2.05.02-85), на которые ссылается истец, могут быть применены к автомобильной дороги в случае проведении реконструкции данной дороги.
Поскольку автодорога ..... не является ни вновь строящейся, ни реконструируемой, суд не находит оснований для обязания ответчика обустроить в соответствии с действующими техническими нормами остановочный пункт на участке автодороги ..... АДРЕС.
Исходя из заявленных истцом требований, на сегодняшний день должна быть разработана и утверждена проектная документация (в которой указывается продолжительность выполнения работ), доведено финансирование из федерального бюджета, а также выбран подрядчик, определяемый в соответствии действующим законодательством. Так как согласно п.3.2. Устава, предметом деятельности Управления является организации выполнения работ.
Возложенные функции Управление осуществляет путем размещение государственных заказов, в соответствии с требованиями Федерального закона №94-ФЗ от 21.05.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Являясь бюджетным учреждением "ответчик" может выполнять функции заказчика работ, услуг для государственных нужд только при условии включения мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения в федеральные целевые программы в установленном законом порядке и при наличии доведенных главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
В нарушение ст.3 и ст. 56 ГПК РФ ..... прокурор не представил суду убедительных и достоверных доказательств нарушения действиями (бездействием) "ответчик" прав граждан или участников дорожного движения (неопределенного круга лиц) на безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья, имущества, а также наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) "ответчик" и не обеспечением безопасности дорожного движения.
На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований ..... городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании "ответчик" осуществления реконструкции остановочного пункта, расположенного на участке автодороги ..... АДРЕС согласно требований СНиП 2.05.02-85, ГОСТ р 52766-2007 в срок до ДД.ММ.ГГГГ - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
С У Д Ь Я :