2-502/2012



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ.

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи     Сакаль Е.С.

при секретаре              Туаевой Л.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

иска Мальцевой Т.В. к Крысановой З.А., Безруковой З.А. о признании недействительными результатов межевания земельного участка, по встречному иску Крысановой З.А., Безруковой З.А. к Мальцевой Т.В. о восстановлении границ земельного участка;

у с т а н о в и л:

Мальцева Т.В. предъявила иск к Крысановой З.А., Безруковой З.А., просила признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: АДРЕС, принадлежащего на праве долевой собственности (по 1/2 доли) Безруковой З.А. и Крысановой З.А. В обоснование иска указала, что является собственником земельного участка площадью 790 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС. Земельный участок состоит из 2 частей: площадью 173 кв.м. по фасадной части и площадью 617 кв.м. по зафасадной части. Крысанова З.А. и Безрукова З.А. являются сособственниками земельного участка площадью 1476 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС.    Земельный участок площадью 1476 кв.м. поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер .

    Истица пояснила, что ей необходимо составить кадастровый план своего земельного участка () с целью постановки его на кадастровый учет и регистрации права собственности в установленном законом порядке. При составлении кадастрового плана выяснилось, что при межевании земель, принадлежащих ответчицам, допущена ошибка в определении координат земельного участка К, в результате чего произошло наложение указанного земельного участка на участок истицы по точкам .     В настоящее время ошибка в привязке координат земельного участка К не исправлена, в связи с чем истица лишена возможности получить кадастровый план своего земельного участка, зарегистрировать свое право собственности на земельный участок.

Крысанова З.А., Безрукова З.А. предъявили встречный иск к Мальцевой Т.В. о восстановлении границ земельного участка площадью 1476 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: АДРЕС. Как основание требований указали, что Мальцева Т.В. с целью увеличить площадь своего земельного участка самовольно перемещала забор по общим точкам в сторону земельного участка .

Представитель третьего лица ООО «3-е лицо» с иском Мальцевой Т.В. не согласился, встречные исковые требования Крысановой З.А., Безруковой З.А. поддержал.

Третьи лица - Галкин А.В., ФБУ «Кадастровая палата» по ....., ООО «наименование», Администрация ... района, Администрация сельского поселения ..... о времени и месте судебного заседания извещены, представители не явились.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункта 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статьей 261 ГК РФ предусмотрено, что территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

В пункте 2 статьи 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Статьей 60 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что действия, нарушающие права на землю граждан могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статье 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), также предусматривает, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества (п. 3 ст. 1 указанного Закона).

Пунктом 3 «Правил установления на местности границ объектов землеустройства», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 г. № 688 предусмотрено, что установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ, сведения о которых содержаться в государственном кадастре недвижимости.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

По настоящему делу юридически значимыми являются обстоятельства, свидетельствующие о предоставлении смежных земельных участков и установлении их границ в натуре (на местности) соответствующим землеустроительным органом.

Земельный участок площадью 790 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС (состоящий из 2-х частей: площадью 173 кв.м по фасадной части и площадью 617 кв.м по зафасадной части) принадлежит на праве собственности Мальцевой Т.В. (том 1. л.д. 40, том 2, л.д. 3).     

Земельный участок площадью 1476 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: АДРЕС принадлежит на праве равной долевой собственности Крысановой З.А. и Безруковой З.А. (том 1, л.д. 46-51).

По данному делу судом назначались землеустроительная экспертиза.

В экспертном заключении (том 2, л.д. 195-208) эксперт указал, что общая площадь земельного участка , находящегося в пользовании Мальцевой Т.В. на 46 кв.м (836 кв.м - 790 кв.м = 46 кв.м) больше, чем указано в правоустанавливающих документах. Площадь земельного участка , находящегося в пользовании Крысановой З.А. и Безруковой З.А. на 6 кв.м (1482 кв.м - 1476 кв.м = 6) больше чем указано в правоустанавливающих документах и кадастровом плане, тогда как часть земельного участка находящегося в фактическом пользовании не вошла в границы кадастрового плана.

Из экспертного заключения следует, что общая площадь земельного участка, находящегося в фактическим пользовании сторон составляет 2318 кв.м, что на 52 кв.м (2318 – (790+1476) = 52) больше, чем сумма земельных участков по правоустанавливающим документам, определить в каком месте и в каких границах произошло увеличение земельных участков, т.е. определить местоположение запользованного земельного участка и исключить его из раздела не представляется возможным. По указанным причинам определить какова должна быть смежная граница участков сторон, при условии размера площади земельного участка (Мальцевой Т.В.) – 790 кв.м и земельного участка (Крысановой З.А. и Безруковой З.А.) - 1476кв.м не представляется возможным. Экспертом было проведено исследование имеющихся в деле документов: плана земельного участка (том 1. л.д. 93), плана АДРЕС (том 1, л.д. 8), произведено сравнение фактических границ земельного участка с границами земельного участка по сведениям БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (приложение экспертного заключения том2, л.д. 206). На чертеже фактическая граница на момент проведения экспертного осмотра показана красной линией. Из чертежа следует, что фактическая граница на участках, проходящих по точкам и по точкам , не соответствует границе, указанной в плане БТИ. В приложении экспертного заключения (том 2, л.д. 207) кадастровая граница земельного участка (показана красной линией) не соответствует фактическим границам, существовавшим на момент составления плана АДРЕС. В экспертном заключении указано, что следов переноса забора между земельными участками и не имеется (том 2, л.д. 202).

Статьей 14 ФЗ «О государственном земельном кадастре» № 28-ФЗ от 02.01.2000 г. (действовавшим на момент возникновения правоотношений сторон) было предусмотрено, что моментом возникновения земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.

Из материалов дела следует, что земельный участок прошел кадастровый учет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, был сформирован как объект государственного кадастрового учета в соответствующих границах и сведения о нем были внесены в Единый государственный реестр земель, однако геодезические координаты земельного участка с кадастровым номером не соответствовали их фактическому расположению.

Как указано выше, фактические границы земельного участка , соответствуют данным по плану АДРЕС, однако кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером накладываются на фактические границы земельного участка, находящегося в пользовании Мальцевой Т.В. (). Пересечение (наложение) происходит на площади 42 кв.м (приложение экспертного заключения том 2, л.д. 208).

В результате пересечения границ часть земельного участка , в фактических границах и часть земельного участка с кадастровым номером имеют одинаковое местоположение.

Определение координат является составной частью межевания объектов землеустройства и такое должно выполняться с соблюдением технических требований, изложенных в Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России ДД.ММ.ГГГГ (далее –Методические рекомендации)

В соответствии с пунктом 15.6 Методических рекомендаций координаты межевых знаков, вычисленные при ранее проводимых работах по межеванию данного объекта землеустройства или смежных с ним, не переопределяются, если точность их положения соответствует данным, представленным таблице 1 Методических рекомендаций.

Согласно статье Закон о кадастре, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр описание местоположения границ и площадь.

Как следует из совокупности положений, предусмотренных частью 3 статьи 25 и частей 4 и 5 статьи 28 Закона о кадастре, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка кадастровая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.

При наличии кадастровой ошибки в определении координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером , руководствуясь ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре, признаются недействительными результаты межевания земельного участка и из Государственного кадастра недвижимости подлежат исключению сведения о координатах поворотных точек земельного участка площадью 1476 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: АДРЕС.

Исходя из вышеизложенного, встречные исковые требования Крысановой З.А., Безруковой З.А. к Мальцевой Т.В. о восстановлении границ земельного участка площадью 1476 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: АДРЕС не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать недействительными материалы межевания земельного участка площадью 1476 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: АДРЕС

в удовлетворении встречных исковых требований Крысановой З.А., Безруковой З.А. к Мальцевой Т.В. о восстановлении границ земельного участка площадью 1476 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: АДРЕС отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Московского областного суда через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

С У Д Ь Я :