12-632/2011



Р Е Ш Е Н И Е

город Одинцово                                                8 ноября 2011 года

Судья Одинцовского городского суда Московской области Кузьмин Н.В., с участием адвоката Улымова О.И., при секретаре Манаенковой О.О., рассмотрев жалобу на постановление должностного лица инспекции труда по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Макдоналдс», зарегистрировано по адресу: 125009, г. Москва, Газетный пер., д. 17, - юридический адрес, 123002, г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 31 - фактический адрес, Московская область, г. Одинцово, ул. Можайское шоссе, д. 133- ресторан «Макдоналдс»,

У С Т А Н О В И Л :

23 сентября 2011 года в Одинцовский городской суд поступил материал по факту совершения административного правонарушения ООО «Макдоналдс».

Постановлением заместителя начальника контрольно-аналитического отдела - главного государственного инспектора труда в Московской области ООО «Макдоналдс» назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 49000 рублей.

Так, согласно представленных материалов, установлено, что по состоянию на 19 августа 2011 года согласно штатному расписанию в Ресторане предусмотрено 170 рабочих единиц, из которых на момент проведения проверки занято 101 рабочее место, из них 28- несовершеннолетними лицами.

В нарушение ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) в ряде представленных трудовых договоров отсутствуют сведения о местонахождении структурного подразделения, в котором несовершеннолетние фактически осуществляют трудовую деятельность. Также, в нарушение требований ст. 57, 212 ТК РФ в трудовых договорах работников Ресторана отсутствует указание достоверных характеристик условий труда и режима труда и отдыха, информация, содержащаяся в трудовых договорах работников, состоящих в должности членов бригады Ресторана и представленных картах аттестации на члена бригады не соответствуют конкретным условиям на рабочем месте.

На несовершеннолетних работников Ресторана представлены медицинские справки формы № 086/у, выданные ЗАО «Санитарно-Эпидемиологический Консультационный Центр «ЭРИСМАН», в которых отсутствует указание наименования работы, куда предоставляется справка, а также итоговое врачебное заключение о профессиональной пригодности лица. Таким образом, данные документы не могут свидетельствовать о прохождении предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) несовершеннолетними, при устройстве на работу в Ресторан в качестве члена бригады.

В нарушение требования ст. 68 ТК РФ в отношении несовершеннолетнего работника Бондарева Е.М., оформление приема на работу осуществлено по приказу о приеме на работу № 93 от 16.06.2011 года, который оформлен на Бондаренко Е.М. Таким образом, прием на работу в Ресторан несовершеннолетнего Бондарева Е.М. надлежащим образом не оформлен.

В нарушение требований ст. 103 ТК РФ графики сменности составляются работодателем за (на) неделю.

Пунктом 3 главы 5 Правил внутреннего трудового распорядка для работников предприятия быстрого обслуживания ООО «Макдоналдс» установлено, что работникам Ресторана предоставляются в течение рабочей смены 30-минутные неоплачиваемые и 15-минутные оплачиваемые перерывы для отдыха и питания. Статьей 108 ТК РФ определено, что на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Однако, в нарушение указанного требования трудового законодательства в Ресторане 30-минутные перерывы в рабочее время сотрудников не включаются и не оплачиваются.

Табель учета рабочего времени и графики ежегодных оплачиваемых отпусков не оформлены по унифицированным формам, установленным Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Выявлено нарушение сроков расчета при увольнении в нарушение ст. 140 ТК РФ. Установлено, что в соответствии с приказом работодателя № 100 от 06.07.2011 года с несовершеннолетним Колбасовым Д.Н., 10.08.1993 года рождения, прекращены трудовые отношения. В соответствии с приказом ООО «Макдоналдс» № 102 от 11.07.2011 года с несовершеннолетним Черноусовым А.Е., 28.07.1994 года рождения, прекращены трудовые отношения. Вместе с тем, окончательный расчет с уволенными подростками в установленные сроки не произведен.

В Ресторане имеется «Программа улучшения условий и охраны труда на 2010-2013 годы ресторана Макдоналдс ООО «Макдоналдс» г.Одинцово», но из имеющихся 7 пунктов отсутствуют конкретные мероприятия по улучшению условий и охраны труда, документы, подтверждающие расходование денежных средств на мероприятия по улучшению условий труда отсутствуют в нарушение требований ст. 226 ТК РФ. Также, в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, п. 1 Межотраслевых правил по охране труда в общественном питании «ПОТ Р М-011-2000…», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 24.12.1999 года № 52 и Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 года №1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» в Ресторане отсутствует необходимый комплект (перечень) законодательных, нормативно- правовых актов, локальных актов по охране труда, действие которых распространялось бы на деятельность Ресторана.

Установлено, что в нарушение требований п. 14.1 Межотраслевых правил по охране труда в общественном питании «ПОТ Р М-011-2000…», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 24.12.1999 № 52, ст.ст.212, 221 ТК РФ работники Ресторана, в том числе несовершеннолетние, допускаемые к работе на кухне, по уборке зала, по уборке территории Ресторана, при мойке, при дезинфекции и другим работам, при выполнении которых на работника может быть осуществлено воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, особого температурного режима, а также произойти загрязнение, не обеспечены сертифицированной (декларируемой) специальной одеждой, специальной обувью и другими необходимыми средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ). В ходе проверки не представлены утвержденные нормы выдачи СИЗ со ссылками на основания выдачи, под действующие типовые нормы, карты аттестации рабочих мест по условиям труда, установлено отсутствие сертификатов на СИЗ, предусмотренные Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 года № 290н. В ходе проверки не представлены личные карточки учета выдачи работникам СИЗ, оформленные в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 № 28н «О внесении изменений в Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 290н».

В ходе проверки выявлены нарушения Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 года № 569, работа по аттестации рабочих мест по условиям труда в Ресторане не завершена: отсутствует приказ, принятый по итогам проведения аттестации рабочих мест в Ресторане с 10.03.2011 года, устанавливающий предоставление работникам Ресторана льгот и компенсаций в соответствии с установленным классом вредности по условиям труда (класс 3.1., согласно проведенной аттестации рабочих мест в Ресторане), материалы проведенной аттестации в Государственную инспекцию труда не направлены. Рабочие места несовершеннолетних сотрудников Ресторана не выделялись, условия труда на них не изучались, в нарушение требований ст. 212 ТК РФ.

В ходе проверки представлено 18 инструкций по охране труда по профессиям и видам работ, в которых, в нарушение положений и требований Постановления Минтруда РФ от 17.12.2002 года № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда», п. 2.1.3. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 года № 1/29 и Межотраслевыми типовыми инструкциями по охране труда для работников системы общественного питания, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 24.05.2002 года № 36 отсутствуют конкретные требования по допуску к работе: по возрасту, по периодичности инструктажа и обучения по охране труда, применяемым СИЗ в зависимости от вида работы (уборка территории Ресторана, зала, дезинфекции подносов, мойки, обслуживания производственного оборудования, по медицинскому осмотру, по воздействию конкретных вредных и опасных факторов, по учету требований ко всем эксплуатируемым единицам оборудования, приборов, инструмента и прочее).

В нарушение требований ст.ст.212, 225 ТК РФ работники рабочих профессий Ресторана обучение и проверку знаний по охране труда не проходили, документы подтверждающие организацию обучения и проверки знаний отсутствуют. В представленных протоколах проверки знаний требований охраны труда на лиц руководящего состава ООО «Макдоналдс» отсутствует информация о сдаче экзамена (сдал, не сдал), нет подписи некоторых проверяемых лиц на дату оформления протоколов, что также не может свидетельствовать о надлежащем прохождении проверки знаний требований охраны труда. В том числе отсутствуют программы обучения по охране труда требуемых категорий работников по профессиям и видам работ, что свидетельствует о нарушении положений раздела 3 и п.4.3. ГОСТ 12.0.004-90, п. 2.2.3., п. 4.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.

В нарушение требований п. 7.2.4. ГОСТ 12.0.004-90, п. 2.2.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 года № 1/29 стажировка в установленном порядке с работниками не проводится: документов, подтверждающих установление конкретных сроков и назначения наставников стажировки не представлено, срок стажировки согласно журналу регистрации инструктажа на рабочем месте осуществляется в течение только до 4 смен (по ГОСТу от 2 до 14 смен) без учета индивидуальных особенностей работника (характера работы, квалификация работника).

В Ресторане работники в нарушение требований ст. 223 ТК РФ, 7.18, 7.22, 7.25, раздела 12 Межотраслевых правил по охране труда в общественном питании «ПОТ Р М-011-2000...», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 24.12.1999 года № 52, п. 5.14. Строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001», принятых Постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 года № 80, СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания», не в полном объеме обеспечены надлежащими санитарно-бытовыми помещениями: комнатами отдыха, гардеробными (раздевалками), комнатами приема пищи с необходимым оборудованием, душевыми, туалетами, сушилками в расчете на количество одновременно работающих человек. Так, в раздевалках работников Ресторана находятся по одному туалету (мужскому и женскому), там же расположено по одной душевой без двери. Выход из раздевалок не изолирован и предусмотрен сразу в производственный коридор, где хранятся стеллажи с поддонами, ящиками-тарой, в том числе с продуктами питания (булочками). В раздевалке не предусмотрено раздельное хранение личной одежды работников и рабочей (санитарной). Рабочая одежда сотрудников не хранится в раздевалке, а ежедневно уносится домой, где и стирается. Площадь комнаты приема пищи, совмещенная с курительной комнатой и комнатой отдыха, при нормах действующего законодательства, устанавливающих не менее 12 кв.м. при численности до 50 человек, составляет 6,4 кв. м. Рабочие места в Ресторане не обеспечены достаточной площадью для удобства работы, так, например, большую часть пространства в помещении кухни занимает оборудование (грили, фритюрницы и прочее). Свободная площадь кухни составляет 1,2 м., на которой одновременно работает +/- 6 человек. Проходы в производственном коридоре составляют менее 0,6 метров и загромождены сырьем и тарой. Кроме того, на момент проверки установлено, что в электрощитовой создано рабочее место.

В ходе проверки установлено отсутствие указателей направлений движения, дорожных знаков, регламентирующих движение автотранспортных средств, пешеходов, знаков безопасности на используемом оборудовании, электрощитовой, электрических розетках и прочего. Требования представленного в ходе проведения проверки рабочего проекта «Организация дорожного движения на территории ресторана «Макдоналдс»» не выполнены. Выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении требований ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», принятого Постановлением Госстандарта РФ от 19.09.2001 года № 387-ст.

Газобаллонное оборудование (баллоны с углекислым газом) эксплуатируются в Ресторане с нарушением требований п. 11.4.1. Межотраслевых правил по охране труда в общественном питании «ПОТ Р М-011-2000..», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 24.12.1999 года № 52, Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 года № 91. Так, указанные баллоны находятся в производственном проходном коридоре Ресторана в непосредственной близости от другого оборудования, возможность свободного осмотра, ремонта и замены их существенно ограничена не исключает возможного нанесения по ним ударов, какая-либо защита баллонов отсутствует. Инструкция по эксплуатации баллонов и охране труда на данное оборудование отсутствует. Лица, ответственные за техническое состояние и безопасную эксплуатацию баллонов, сосудов, работающих под давлением, в Ресторане, не назначены, соответствующий инструктаж и обучение по работе на данном оборудовании никто из работников Ресторана не проходил.

В нарушение требований ст. 212 ТК РФ, устанавливающей обязанность по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлению технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, с ноября 2010 года не устранены имеющиеся дефекты (6 единиц) согласно Техническому отчету: не выполнены заземления, греется кабель, оплавлена изоляция и прочее. Акты, свидетельствующие о выполнении работ по устранению имеющихся дефектов, а также протоколы повторных замеров отсутствуют.

В нарушение требований ст. 212 ТК РФ в Ресторане работа по контролю за состоянием условий труда на рабочих местах не организована.

В нарушении ст. 217 ТК РФ, Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 22.01.2001 года № 10, в Ресторане не создана служба охраны труда.

Не согласившись с выводами должностного лица инспекции труда, адвокат Улымов О.И. обратился с жалобой в Одинцовский городской суд Московской области, в которой просит отменить постановление. В судебном заседании Улымов О.И. поддержал доводы жалобы, пояснив, что ООО «Макдоналдс» и его руководитель не уведомлялись надлежащим образом о месте и времени вынесения постановления Одинцовской прокуратурой.

Суд, проверив доводы жалобы, изучив дело об административном правонарушении, считает необходимым жалобу удовлетворить, постановление должностного лица инспекции труда отменить и прекратить производство по делу.

В соответствии со ст. 25.1 ч. 2 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие извещение предприятия или Семенова надлежащим образом о слушании дела, поскольку уведомление о явке в Одинцовскую городскую прокуратуру 22 августа 2011 года представителю ООО «Макдоналдс» и руководителю указанного предприятия было отправлено с использованием факсимильной связи 19 августа 2011 года, но на телефонный номер другого юридического лица, - ЗАО «Макдоналдс». Таким образом, при рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «Макдоналдс» и его руководителя, указанные лица были лишены возможности давать объяснения по делу, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Это повлекло неисследованность материалов и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. В соответствии со ст. 4.5 ч. 1 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за подобные административные правонарушения установлен в размере двух месяцев со дня совершения такого правонарушения.

При таких обстоятельствах, суд считает постановление подлежащим отмене. Производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

Постановление № 18-50/20-5-14 от 9 сентября 2011 годазаместителя начальника контрольно-аналитического отдела - главного государственного инспектора труда в Московской области о назначении ООО «Макдоналдс» наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 49000 рублей, отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Федеральный судья                                                             Н.В. Кузьмин