Решение по иску прокурора в интересах Сербиновской М.Г. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий



Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

с.Одесское 17 ноября 2010 года

Одесский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Юрченко Л.П., при секретаре Гляденцевой В.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-412/2010 г. по исковому заявлению прокурора в интересах Сербиновской М.Г. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны к администрации Одесского муниципального района Омской области,

установил:

Прокурор Одесского района Омской области обратился в суд в интересах Сербиновской М.Г. с иском о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны к администрации Одесского муниципального района Омской области, указав, что прокуратурой Одесского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите ветеранов в деятельности Администрации Одесского района.

В ходе проведенной проверки установлено, что Сербиновская М.Г., согласно удостоверению №, является женой умершего военнослужащего, имеет право на льготы, предусмотренные ст.21 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах».

Статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определено, что для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

15 октября 2010 года Сербиновская М.Г., являющаяся вдовой инвалида Великой Отечественной войны, обратилась в администрацию Одесского района с заявлением о постановке на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом, в заявлении указала, что проживает в ветхом жилом доме.

Однако, распоряжением Главы Одесского муниципального района Омской области № 219 от 25.10.2010 года Сербиновской М.Г. отказано в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для отказа в постановке на учёт явилось наличие свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты> (жилого дома общей площадью 45,8 кв.м.).

Прокурор считает, что данное решение администрации Одесского муниципального района Омской области является незаконным, поскольку нарушает право Сербиновской М.Г. как члена семьи инвалида Великой Отечественной войны на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Пунктом 12 данного Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Сербиновская М.Г. проживает одна в жилом доме общей площадью 45,8 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.

Как следует из акта визуального осмотра технического состояния 1-кв. жилого дома по <адрес>, принадлежащего вдове инвалида ВОВ от 26.10.2010 года, жилой дом построен в 1961 году, общей площадью 45,8 кв.м.

1-кв. жилой дом построен без фундамента, стены саманные, перекрытие деревянное, кровля чердачная покрыта шифером, пол дощатый, отопление печное, угольное. Вследствие долголетия и отсутствия фундамента стены дома просели, имеются сквозные осадочные трещины. В саманных перегородках глубокие трещины и зазоры. По перекрытию с внутренней стороны появились трещины. Деревянный пол ниже уровня земли на 15-20 см. Оконные блоки деревянные, маленькие, старого образца, местами покосились. Стена с северной стороны отошла от оси на 5 см.. В доме отсутствует благоустройство, нет комнаты, в которой можно было бы установить ванную и унитаз.

Согласно выводам комиссии дом не соответствует для проживания пенсионера пожилого возраста.

Таким образом, принадлежащий Сербиновской М.Г. жилой дом, установленным требованиям к жилым помещениям не соответствует.

Отказ в предоставлении мер социальной поддержки не может являться законным основанием, поскольку Сербиновская М.Г. проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании изложенного, вдова инвалида Великой Отечественной войны Сербиновская М.Г. имеет право на признание её нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учёт в качестве таковой

Более того, Сербиновская М.Г., <данные изъяты>, в виду имущественного положения, преклонного возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в связи с чем имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем.

Согласно ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15,17 - 19 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектом Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, определенных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций, а именно нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».

Кроме того, Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав; социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Обращение в суд в интересах Сербиновской М.Г. обусловлено её состоянием здоровья, преклонным возрастом, а также тяжелым материальным положением, что исключает возможность её самостоятельного обращения в суд.

Прокурор просит суд признать пункт 3 распоряжения Главы Одесского муниципального района Омской области от 25.10.2010 года № 219 «О постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным.

Признать Сербиновскую М.Г. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области включить Сербиновскую М.Г. как члена семьи инвалида Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления - 15.10.2010 года.

В судебном заседании помощник прокурора Романенко В.В. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям изложенным в иске.

Истец Сербиновская М.Г. также поддержала исковые требования и просила их удовлетворить пояснив, что она проживает в саманном доме оббитом древесноволокнистой плитой (ДВП), которая отслаивается от дома. Она подкрашивает дом по мере возможности. В доме у неё две печки, зимой на отопление уходит 21 куб.м. дров и три тонны льготного угля. Удобств в доме нет, воду она носит сама.

Представитель ответчика - администрации Одесского муниципального района Омской области в суд не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом. В отзыве иск не признаёт, по тем основаниям, что Сербиновская М.Г. имеет в собственности жилой дом, общей площадью 45,8 кв.м. Просит суд рассмотреть иск в его отсутствие.

Выслушав истцов Романенко В.В. и Сербиновскую М.Г., исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

15 октября 2010 года Сербиновская М.Г., являющаяся вдовой инвалида Великой Отечественной войны, обратилась в администрацию Одесского муниципального района с заявлением о постановке на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав, что проживает в ветхом жилом доме (л.д. 5).

Пунктом 3 распоряжения Главы Одесского муниципального района Омской области № 219 от 25.10.2010 года Сербиновской М.Г. отказано в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для отказа в постановке на учёт явилось наличие свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты> (общая площадь 45,8 кв.м.) (л.д. 6).

Судом установлено, что Сербиновская М.Г., согласно справки Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Одесскому району Омской области № 78 от 11.08.2006 года является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны С.И.А. (л.д. 10).

Согласно удостоверению <данные изъяты>, Сербиновская М.Г. имеет право на льготы и преимущества, предусмотренные ст.21 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» (л.д. 7).

Подпунктом 4 пункта 1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определено, что для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Пунктом 12 данного Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Сербиновская М.Г. проживает одна в жилом доме общей площадью 45,8 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.

Как следует из акта визуального осмотра технического состояния одноквартирного жилого дома по <адрес>, принадлежащего вдове инвалида ВОВ от 26.10.2010 года, жилой дом построен в 1961 году, общей площадью 45,8 кв.м. (л.д. 15).

Одноквартирный жилой дом построен без фундамента, стены саманные, перекрытие деревянное, кровля чердачная покрыта шифером, пол дощатый, отопление печное, угольное. Вследствие долголетия и отсутствия фундамента стены дома просели, имеются сквозные осадочные трещины. В саманных перегородках глубокие трещины и зазоры. По перекрытию с внутренней стороны появились трещины. Деревянный пол ниже уровня земли на 15-20 см. Оконные блоки деревянные, маленькие, старого образца, местами покосились. Стена с северной стороны отошла от оси на 5 см.. В доме отсутствует благоустройство, нет комнаты, в которой можно было бы установить ванную и унитаз.

Согласно выводам комиссии дом не соответствует для проживания пенсионера пожилого возраста.

Таким образом, принадлежащий Сербиновской М.Г. жилой дом, установленным требованиям к жилым помещениям не соответствует.

На основании изложенного, суд считает, что вдова инвалида Великой Отечественной войны Сербиновская М.Г. имеет право на признание её нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учёт в качестве таковой.

Более того, Сербиновская М.Г., <данные изъяты>, в виду имущественного положения, преклонного возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в связи с чем имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями), Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, определенных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций.

Согласно п.1 Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714
«Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями), в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено: Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

При указанных выше обстоятельствах суд считает необходимым признать пункт 3 распоряжения Главы Одесского муниципального района Омской области от 25.10.2010 года № 219 «О постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным; признать Сербиновскую М.Г. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации и обязать администрацию Одесского муниципального района Омской области включить Сербиновскую М.Г. как члена семьи инвалида Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления, то есть с 15.10.2010 года.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора в интересах Сербиновской М.Г. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны к администрации Одесского муниципального района Омской области, удовлетворить.

Признать пункт 3 распоряжения Главы Одесского муниципального района Омской области от 25.10.2010 года № 219 «О постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным.

Признать Сербиновскую М.Г. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области включить Сербиновскую М.Г. как члена семьи инвалида Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления, то есть с 15 октября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение десяти дней с подачей жалобы через Одесский районный суд Омской области.

Председательствующий: подпись Л.П. Юрченко

Копия верна: судья Л.П. Юрченко