Решение по иску прокурора в интересах Шапаренко М.Т.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Одесский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Тарновского А.В.

при секретаре судебного заседания Гордиенко М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Одесское Одесского района Омской области 17 ноября 2010 года дело № 2-411/2010 года по иску прокурора Одесского района Омской области в интересах Шапаренко М.Т. вдовы умершего инвалида Великой Отечественной войны к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Одесского района Омской области обратился в Одесский районный суд Омской области с исковым заявлением в интересах Шапаренко М.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовы умершего инвалида Великой Отечественной войны к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны, в котором указал, что прокуратурой Одесского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите ветеранов в деятельности Администрации Одесского района в ходе, проведённой проверки установлено, что Шапаренко М.Т., согласно справки отдела социальной защиты населения Администрации Одесского района от 09.10.1996 года № 24 является женой умершего инвалида Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

Статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» определено, что для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшения жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

17.06.2010 года Шапаренко М.Т., являющаяся вдовой инвалида Великой Отечественной войны, обратилась в Администрацию Одесского района с заявлением о постановке на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом в заявлении указала, что проживает в частном ветхом жилом доме, крыша дома протекает, окна и подоконники прогнили.

Распоряжением Главы Одесского муниципального района № 134 от 07.07.2010 года Шапаренко М.Т. поставлена в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Однако на основании распоряжения Главы Одесского муниципального района № 216 от 18.10.2010 года Шапаренко М.Т. снята с очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для снятия с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении является соответствие жилого помещения установленным требованиям.

Данное решение Администрации Одесского муниципального района является незаконным, поскольку нарушает право Шапаренко М.Т. как члена семьи-инвалида Великой Отечественной войны на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильем.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Пунктом 12 данного Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Шапаренко М.Т., проживает вместе со своим сыном Ш.В.С в жилом доме общей площадью 53,1 кв. м., жилой площадью 29,3 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.

Как следует из акта визуального осмотра технического состояния 1 квартирного жилого дома по <адрес>, принадлежащего вдове ветерана Великой Отечественной войны от 26.10.2010 года, жилой дом построен в 1955 году.Жилой дом построен без фундамента, стены саманные, перекрытие деревянное, кровля чердачная покрыта шифером, пол дощатый, отопление местное, водяное. Вследствие долголетия и отсутствия фундамента стены дома просели, имеются сквозные осадочные трещины. В саманных перегородках глубокие трещины и зазоры. В шиферной кровле имеются отколы и трещины. Оконные блоки деревянные, маленькие, старого образца, местами покосились. В доме отсутствует благоустройство, нет комнаты, в которой можно было бы установить ванную и унитаз.

Согласно выводам комиссии жилой дом не соответствует для проживания пенсионера пожилого возраста.

Таким образом, принадлежащий Шапаренко М.Т. жилой дом, установленным требованиям к жилым помещениям не соответствует.

Отказ в предоставлении мер социальной поддержки не может являться законным основанием, поскольку Шапаренко М.Т. проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании изложенного вдова инвалида Великой Отечественной войны Шапаренко М.Т. имеет право на признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учёт в качестве такового.

Более того, Шапаренко М.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения- вдова инвалида Великой Отечественной войны, работала в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, ветеран труда, ввиду имущественного положения, преклонного возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в связи, с чем имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17- 19 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Объём средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года N 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утверждён порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, определённых Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» за счёт средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций, а именно нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий граждан, установленные статьями 14,15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».

Кроме того, Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Обращение в суд в интересах Шапаренко М.Т. обусловлено её состоянием здоровья, преклонным возрастом, а также тяжёлым материальным положением, что исключает возможность её самостоятельного обращения в суд.

Просит признать распоряжение Главы Одесского муниципального района от 18.10.2010 года № 216 «О снятии с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным.

Признать Шапаренко М.Т. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обязать Администрацию Одесского муниципального района включить Шапаренко М.Т. как члена семьи инвалида Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления - с 07.07.2010 года.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Одесского района Омской области Дизер Е.И. поддержал заявленные исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям в полном объёме.

Истица Шапаренко М.Т. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования прокурора района в полном объёме и показала, что она проживала в браке с Ш.С.И. который являлся инвалидом Великой Отечественной войны и умер ДД.ММ.ГГГГ. Она проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> вместе с сыном Ш.В.С. Дом, в котором она проживает, был построен в 1955 году. Жилой дом построен без фундамента, стены саманные, перекрытие деревянное, кровля чердачная покрыта шифером, пол деревянный. Вследствие долголетия и отсутствия фундамента стены дома просели, имеются сквозные осадочные трещины. В саманных перегородках глубокие трещины и зазоры. В шиферной кровле имеются отколы и трещины. Оконные блоки деревянные, местами покосились. В доме отсутствует благоустройство. Она ежегодно делает косметический ремонт дома, если бы она не поддерживала дом, то он бы давно разрушился. В июне 2010 года она обратилась в Администрацию Одесского муниципального района с заявлением о постановке её на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вначале распоряжением Главы Одесского муниципального района № 134 от 07.07.2010 года она была поставлена в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако позже снята с очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средств на покупку другого жилого дома или проведения капитального ремонта в доме, в котором она проживает у неё нет, ежемесячный её доход составляет более 8000 рублей, подсобного хозяйства не имеет. Считает, что она заслужила того, чтобы проживать в благоустроенном жилье, по своему состоянию здоровья она не может обслуживать данный жилой дом.

Просит суд признать незаконным распоряжение Главы Одесского муниципального района от 18.10.2010 года № 216 «О снятии с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части снятия её с очереди нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию Одесского муниципального района включить её как члена семьи инвалида Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения её в органы местного самоуправления - с 07.07.2010 года.

Представитель ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области Ялозницкая Н.Ф. в судебное заседание не явилась о дне слушания дела извещена надлежащим образом, предоставила отзыв, в котором указала, что 17 июня 2010 года Шапаренко М.Т. обратилась в Администрацию Одесского муниципального района с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в капитальном ремонте жилого помещения. 07 июля 2010 года Шапаренко М.Т. распоряжением Главы муниципального района № 134 от 07 июля 2010 года поставлена на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. 18 октября 2010 года Шапаренко М.Т. распоряжением Главы муниципального района № 216 от 18.10.2010 года снята с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Шапаренко М.Т. имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 53,10 кв.м., проживает вместе с сыном Ш.В.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Считает, что Шапаренко М.Т. правильно отказано в постановке на учёт граждан в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просит дело рассмотреть в её отсутствии.

Третье лицо Администрация Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в лице главы поселения Саюн М.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования прокурора Одесского района Омской области в интересах Шапаренко М.Т., вдовы умершего инвалида Великой Отечественной войны к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны поддержала в полном объёме и показала, что Шапаренко М.Т. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны. Дом, в котором проживает Шапаренко М.Т. не соответствует условиям проживания для лиц пожилого возраста. Дом был построен без фундамента, стены саманные, перекрытие деревянное, кровля чердачная покрыта шифером, пол деревянный. Вследствие долголетия и отсутствия фундамента стены дома просели, имеются сквозные осадочные трещины. В шиферной кровле имеются отколы и трещины. Оконные блоки деревянные, местами покосились. В доме отсутствует благоустройство. Шапаренко М.Т. ежегодно делает косметический ремонт дома, если бы она не поддерживала дом, то он бы давно разрушился. Средств в бюджете Администрации Ганновского сельского поселения на покупку для Шапаренко М.Т. другого жилого дома или проведения капитального ремонта нет. Считает, что Шапаренко М.Т. заслужила того, чтобы проживать в благоустроенном жилье. Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования.

Выслушав в судебном заседании истца, представителя истца, третье лицо и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч.1, 3 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями)- определено обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельства о заключении брака № выданного ДД.ММ.ГГГГ ЗАГС Куйбышевского района г.Омска, ДД.ММ.ГГГГ Шапаренко М.Т. вступила в брак с Ш.С.И. (л.д.9).

Согласно свидетельства о смерти № выданного ДД.ММ.ГГГГ Ганновской сельской администрацией Одесского района Омской области, Ш.С.И. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38).

Судом установлено, что согласно справки отдела социальной защиты населения Администрации Одесского района от 09.10.1996 года № 24 Шапаренко М.Т. является женой умершего инвалида Великой Отечественной войны Ш.С.И. (л.д.8).

Согласно удостоверения № выданного ДД.ММ.ГГГГ Одесским отделом социальной защиты населения, Шапаренко М.Т. является ветераном Великой Отечественной войны (л.д. 12).

Согласно удостоверения № выданного ДД.ММ.ГГГГ Одесским отделом социальной защиты населения, Шапаренко М.Т. является ветераном труда (л.д. 12).

Судом установлено, что 17 июня 2010 года Шапаренко М.Т. обратилась в Администрацию Одесского муниципального района Омской области с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в капитальном ремонте принадлежащего ей дома по адресу: <адрес> (л.д.6).

Согласно распоряжения от 07 июля 2010 года № 134 Главы Одесского муниципального района Омской области «О постановке на очередь граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, Шапаренко М.Т. поставлена на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.7).

Согласно справки о составе семьи № 610 выданной Администрацией Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области 15 июня 2010 года, Шапаренко М.Т. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, вместе с ней проживает сын Ш.В.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.17).

Согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п.10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Пунктом 12 данного Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Судом установлено, что согласно акта от 26 октября 2010 года визуального осмотра технического состояния одноквартирного жилого дома по <адрес> принадлежащего вдове ветерана Великой Отечественной войны Шапаренко М.Т. на праве личной собственности следует, что жилой дом построен в 1955 году, общей площадью 53,1 кв.м.. Жилой дом построен без фундамента, вследствие долголетия и отсутствия фундамента стены просели, имеются сквозные осадочные трещины. В саманных перегородках глубокие трещины и зазоры. В шиферной кровле имеются отколы и трещины. По перекрытию с внутренней стороны появились трещины. Оконные блоки деревянные маленькие, старого образца, местами покосились. Дверные и оконные блоки поражены гнилью. В доме отсутствует благоустройство и нет комнаты, в которой можно было бы установить ванную и унитаз. Выполнить реконструкцию в жилом доме не представляется возможным по причине ветхости конструкций. В связи с техническими условиями жилой дом не соответствует для проживания пенсионера пожилого возраста (л.д.19).

Согласно акта от 15 ноября 2010 года проверки жилищных условий проведенной комиссией Администрации Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района установлено, что Шапаренко М.Т. проживает по адресу: <адрес>, дом построен в 1955 году без фундамента. Из-за долголетия и отсутствия фундамента стены просели, имеются трещины. В доме нет водопровода и нет канализации. Окна в доме старые деревянные маленькие местами покосились, подоконники сгнили, крыша протекает.

Согласно распоряжения Главы Одесского муниципального района Омской области № 216 от 18 октября 2010 года «О снятии с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий», Шапаренко М.Т. снята с очереди граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.18).

Таким образом, суд считает, что Шапаренко М.Т. проживает в жилом доме по адресу: <адрес> который по своим техническим характеристикам не соответствует установленным требованиям для жилого помещения.

Согласно ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 и настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утверждён порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, определённых Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» за счёт средств», полученных из федерального бюджета в виде субвенций.

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Суд считает, что Шапаренко М.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдова умершего инвалида Великой Отечественной войны является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Суд считает, что отказ в постановке на учёт Шапаренко М.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, члена семьи умершего инвалида Великой Отечественной войны, как нуждающейся в улучшении жилищных условий нарушает её право как члена семьи инвалида Великой Отечественной войны на меру социальной поддержки по обеспечению пригодным для проживания жильём.

В соответствии со 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представитель истца помощник прокурора Одесского района Омской области Дизер Е.И., истица Шапаренко М.Т. в судебном заседании предоставили суду доказательства того, что вдова инвалида Великой Отечественной войны Шапаренко М.Т. нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения.

Ответчиком Администрацией Одесского муниципального района Омской области не предоставлены суду доказательства того, что вдова инвалида Великой Отечественной войны Шапаренко М.Т. не нуждается в улучшении жилищных условий и не имеет права на обеспечение жилым помещением.

Доводы представителя ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области Ялозницкой Н.Ф. того, что Шапаренко М.Т. имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, проживает вместе с сыном Ш.В.С, а поэтому она не имеет права на получение мер социальной поддержки, суд считает несостоятельными, поскольку, согласно действующего законодательства члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения, и независимо от того имеют в собственности жильё или нет.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Истица Шапаренко М.Т. является лицом преклонного возраста и по своему состоянию здоровья не имеет возможности защитить свои права.

Таким образом, прокурор законно и обоснованно обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов вдовы умершего инвалида Великой Отечественной войны Шапаренко М.Т..

Прокурор Одесского района Омской области просит суд признать незаконным распоряжение Главы Одесского муниципального района от 18.10.2010 года № 216 « О снятии с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» в полном объёме, суд считает доводы прокурора в этой части несостоятельными, поскольку вышеуказанным распоряжением сняты с очереди граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий как Шапаренко М.Т., так и К.А.И., однако в отношении К.А.И. в данном судебном заседании исковые требования не заявлялись и не были предметом судебного разбирательства.

Таким образом, распоряжение Главы Одесского муниципального района от 18.10.2010 года № 216 « О снятии с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» по мнению суда, является незаконным лишь в части касающейся Шапаренко М.Т..

На основании изложенного, суд считает необходимым признать незаконным распоряжение Главы Одесского муниципального района Омской области от 18.10.2010 года № 216 «О снятии с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части снятия с очереди нуждающейся в улучшении жилищных условий Шапаренко М.Т..

Признать Шапаренко М.Т. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обязать Администрацию Одесского муниципального района включить Шапаренко М.Т. как члена семьи инвалида Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления - с 07.07.2010 года.

Государственную пошлину в соответствии со ст.98 ГПК РФ необходимо отнести на ответчика.

Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик Администрация Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Одесского района Омской области в интересах Шапаренко М.Т. вдовы умершего инвалида Великой Отечественной войны к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны удовлетворить в части.

Признать незаконным распоряжение Главы Одесского муниципального района Омской области от 18.10.2010 года № 216 «О снятии с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части снятия с очереди нуждающейся в улучшении жилищных условий Шапаренко М.Т..

Признать Шапаренко М.Т. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обязать Администрацию Одесского муниципального района включить Шапаренко М.Т. как члена семьи инвалида Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления - с 07.07.2010 года.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения с подачей жалобы через Одесский районный суд Омской области.

Председательствующий судья: А.В. Тарновский