Дело №2-94/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской ФедерацииОдесский районный суд Омской области
в составе: председательствующего судьи Толмачёва Е.В.
при секретаре судебного заседания Гляденцевой В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Одесское, Омской области 21 февраля 2011 года дело по заявлению прокурора Одесского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Одесского сельского поселения по ненадлежащему обеспечению улиц с. Одесское дорожными знаками, об обязании администрацию поселения устранить выявленные нарушения законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Одесского района Омской области обратился в Одесский районный суд Омской области с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Одесского сельского поселения по ненадлежащему обеспечению улиц с. Одесское дорожными знаками, об обязании администрацию поселения устранить выявленные нарушения законодательства, в котором указал, что прокуратурой Одесского района Омской области совместно с ОГИБДД ОВД по Одесскому району проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Одесского сельского поселения. В ходе проверки установлено следующее. Согласно ч. 8 ст. 6 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п. 6 ст.13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Статья 17 Закона № 257 - ФЗ закрепляет, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Согласно п. 4.1.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. В соответствии с п. 4.1.5. ГОСТа замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1.-2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета в течение суток. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм отсутствуют дорожные знаки «Уступите дорогу», предусмотренные п. 2.4. Приложения №1 к Правилам дорожного движения РФ, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации №1090 от 23.10.1993, на перекрестках улиц с. Одесское: ул. Ленина - ул. Октябрьская, ул. Ленина - ул. Кирова, ул. Ленина - ул. Лебедева, ул. Колхозная - пер. Колхозный, ул. Колхозная - пер. Мирный, ул. Колхозная - ул. Первомайская, ул. Советская - пер. Майский, ул. Советская - пер. Октябрьский, ул. Советская - пер. Спортивный, ул. Советская - пер. Светлый, ул. Советская - пер. Мельничный, ул. Советская - пер. Пролетарский, ул. Советская - ул. Куйбышева, ул. Куйбышева - ул. Кирова. Кроме того, отсутствует дорожный знак 8.13 «Направление главной дороги» на пересечении ул. Колхозная - ул. Советская. Просил признать бездействия администрации Одесского сельского поселения по ненадлежащему обеспечению улиц с. Одесское дорожными знаками незаконными. Обязать администрацию поселения устранить выявленные нарушения законодательства. Взыскать с администрации Одесского сельского поселения государственную пошлину в доход бюджета.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по указанным основаниям, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме, признать бездействия администрации Одесского сельского поселения по ненадлежащему обеспечению улиц с. Одесское дорожными знаками незаконными, обязать администрацию поселения устранить выявленные нарушения законодательства, взыскать с администрации Одесского сельского поселения государственную пошлину в доход бюджета.
Представитель заинтересованного лица администрации Одесского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОВД по Одесскому району Кирильчатенко Н.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объёме.
Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокурором Одесского района Омской области проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в деятельности администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, по результатам которой прокурор обратился в суд с данным заявлением в Одесский районный суд Омской области.
В соответствии с ч. 4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. На основании ч.2 ст.12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичные требования закреплены в п.5 ч.1 ст.3 Устава Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области.
В соответствии с требованиями Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1090 от 23.10.1993 года с изменениями и дополнениями, дорожный знак «Уступите дорогу» п. 2.4. приложения № 1 к правилам дорожного движения «дорожные знаки» устанавливаются перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перекрестками со сложной планировкой; дорожный знак дополнительной информации «Направление главной дороги» п. 8.13 приложения № 1 к правилам дорожного движения «дорожные знаки» размещаются непосредственно под знаком, с которым они применены.
На основании ст.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1090 от 23.10.1993 года - должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов норм и правил.
В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства на перекрестках улиц с. Одесское: ул. Ленина - ул. Октябрьская, ул. Ленина - ул. Кирова, ул. Ленина - ул. Лебедева, ул. Колхозная - пер. Колхозный, ул. Колхозная - пер. Мирный, ул. Колхозная - ул. Первомайская, ул. Советская - пер. Майский, ул. Советская - пер. Октябрьский, ул. Советская - пер. Спортивный, ул. Советская - пер. Светлый, ул. Советская - пер. Мельничный, ул. Советская - пер. Пролетарский, ул. Советская - ул. Куйбышева, ул. Куйбышева - ул. Кирова отсутствуют дорожные знаки 2.4. «Уступите дорогу», на пересечении ул. Колхозная - ул. Советская отсутствует дорожный знак 8.13 «Направление главной дороги».
Указанные нарушения в деятельности администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не обеспечивают охрану жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан - участников дорожного движения, посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Указанные факты в деятельности Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, как исполнительного органа местного самоуправления напрямую затрагивают публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения указанные улицы общего пользования в Одесском сельском поселении.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, орган местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины. В связи с этим, заявление прокурора в этой части удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 254 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Одесского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Одесского сельского поселения по ненадлежащему обеспечению улиц с. Одесское дорожными знаками, об обязании администрацию поселения устранить выявленные нарушения законодательства удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Одесского сельского поселения по ненадлежащему обеспечению улиц с. Одесское дорожными знаками незаконными.
Обязать администрацию Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области устранить выявленные нарушения законодательства.
В части взыскания с администрации Одесского сельского поселения Омской области государственной пошлины в доход бюджета, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение десяти дней с подачей жалобы через Одесский районный суд Омской области.
Судья: Е.В.Толмачёв