Дело № 2-558/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Одесский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Толмачева Е.В., при секретаре судебного заседания Ригерт С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Одесское Одесского района Омской области 16 июня 2011 года дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в защиту неопределённого круга лиц проживающих на территории Лукьяновского сельского поселения к администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным и понуждении устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, У С Т А Н О В И Л: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в лице заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Таврическом районе Кисурина В.А. обратилось в Одесский районный суд Омской области с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц проживающих на территории Лукьяновского сельского поселения к Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным и понуждении устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указав, что 06.05.2011 года в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Таврическом районе представительство в Одесском районе поступило обращение жителя <адрес> № 241 от 06.05.2011 года, о том, что на территории <адрес> в течение ряда лет происходит складирование отходов хозяйственной деятельности, то есть организована стихийная свалка - навоз, бытовые отходы, шкуры и внутренности забитых животных, администрацией Лукьяновского сельского поселения не предпринимаются меры по организации работы с нарушителями санитарного законодательства для ликвидации стихийной свалки. Тем самым администрацией Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не организован сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов от населения. В результате, твердые и жидкие бытовые отходы размещаются на территории сельского поселения, не санкционированного для этих целей. Указанная территория <адрес>, находятся на удалении 150 метров от Лукьяновской участковой больницы, имеющей адрес: <адрес> и превращена в несанкционированную свалку, никем не контролируемую. Бытовыми отходами захламлена большая территория, легкие фракции отходов разлетаются еще на большее расстояние. Ранее также поступало обращение гражданина на неудовлетворительное санитарное содержание площадок для сбора мусора от многоквартирных домов, №70 от 17.02.2011г. Администрация Лукьяновского сельского поселения не обеспечила организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от многоквартирных домов в <адрес> автотранспортные прицепы для сбора твердых бытовых отходов на площадках переполнены, своевременно не очищаются, окружающая территория загрязнена твердыми и жидкими отходами. Тем самым администрацией Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области нарушены ч. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2005 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 п. 18 Санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Исходя из требований ст. 51 Федерального закона от 10.01.2001г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания. Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относиться организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора. Однако указанные полномочия администрацией Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области должным образом не реализуются. При этом нарушаются конституционные права граждан на благоприятную природную среду в связи с несанкционированным размещением бытовых и хозяйственных отходов, которые крайне отрицательно влияю на состояние окружающей среды. Просит признать действия администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в отношении неопределенного круга лиц противоправными. Обязать администрацию Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки на территории <адрес>, 150 метров от Лукьяновской участковой больницы, имеющей адрес <адрес>. Обязать администрацию Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области возле многоквартирных домов по <адрес> организовать регулярный сбор и вывоз твердых бытовых отходов, оборудовать контейнерные площадки для сбора бытовых отходов твердым покрытием, огородить их по периметру забором, оборудовать помойницы для сбора жидких бытовых отходов возле контейнерных площадок, установить контейнеры для сбора твердых бытовых отходов на контейнерных площадках. В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в лице заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Таврическом районе Кисурин В.А. поддержал заявленные требования по указанным в исковом заявлении основаниям. Представитель ответчика администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района в судебное заседание не явился о дне слушания дела извещён надлежащим образом. Представитель третьего лица администрации Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился о дне слушания дела извещён надлежащим образом. Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему: Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Статьей 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утверждённые ВС РФ 22.07.1993 года N 5487-1, закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В соответствии со статьёй 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пунктов 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.3, 2.2.1., 2.2.2, 2.3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв.Минздравом СССР 5 августа 1988г. № 4690-88) организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест». Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. Согласно протоколу №8 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 22 февраля 2011 года установлено, что по <адрес> на удалении 20 метров от жилых домов установлена железная емкость для сбора отходов, емкость переполнена, бытовые отходы лежат на прилегающей территории. Среди многоквартирных домов по <адрес> стоит автотранспортный прицеп, такой же прицеп установлен на <адрес> - прицепы переполнены, отходы лежат вокруг. Жидкие бытовые отходы выливают на землю, под прицепы, в другие места. Дворовых помойниц нет. Организация сбора и вывоза бытовых отходов в <адрес> не организована. Специально оборудованных площадок для установки контейнеров нет (л.д. 9). Судом установлено, что 17 февраля 2011 года заместителем начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Таврическом районе Кисуриным В.А., на основании рассмотрения обращения № 70 от 17.02.2011 г. по факту непринятия мер по организации санитарной очистки и своевременного вывоза твердых бытовых отходов от многоквартирных домов по <адрес>, было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, и проведено административное расследование, в результате которого было установлено, что Мацюк Д.П. являясь главой Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не обеспечил организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от многоквартирных домов по <адрес> автотракторные прицепы для сбора твердых бытовых отходов на площадках по <адрес> переполнены, своевременно не очищаются, окружающая территория загрязнена твердыми и жидкими отходами (л.д.12). Согласно постановлению Одесского районного суда Омской области от 22 марта 2011 года глава Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области Мацюк Д.П. привлечен к административной ответственности по п. 8.2 КоАП РФ (л.д. 13-15). Согласно протокола № 28 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12 мая 2011 года установлено, что на территории прилегающей к пересечению <адрес> размещена куча навоза, мусора, которая образовалась в течение последних 6 лет (л.д.19). В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно статье 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения. Судом установлено, что согласно п. 18 ст. 3 Устава Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, принятого решением Советом депутатов Лукьяновского сельского поселения № 1 от 15 ноября 2005 года, администрация Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области обладает правами юридического лица; к вопросам местного значения сельского поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д. 24-25). Согласно свидетельства <данные изъяты> администрация Лукьяновского сельского поселения поставлена на учёт в качестве юридического лица <данные изъяты> (л.д. 23). Согласно свидетельства о регистрации на должность главы Лукьяновского казачьего сельского поселения, в соответствии с решением избирательной комиссии Лукьяновского казачьего сельского поселения №19/36 от 11 октября 2010 года считать избранным на должность главы Лукьяновского казачьего сельского поселения Одесского муниципального района Омской области Мацюк Д.П. (л.д. 23). В судебном заседании установлено, что главой Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области Мацюк Д.П. не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, не организован сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов от населения. В результате, твердые и жидкие бытовые отходы размещаются на территории сельского поселения, не санкционированного для этих целей. Указанная территория <адрес> находятся на удалении 150 метров от Лукьяновской участковой больницы, имеющей адрес: <адрес> и превращена в несанкционированную свалку, никем не контролируемую. Бытовыми отходами захламлена большая территория, легкие фракции отходов разлетаются еще на большее расстояние. Также администрация Лукьяновского сельского поселения не обеспечила организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от многоквартирных домов в <адрес> автотранспортные прицепы для сбора твердых бытовых отходов на площадках переполнены, своевременно не очищаются, окружающая территория загрязнена твердыми и жидкими отходами. Суд считает, что не соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами администрацией Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории поселения, создаёт реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и эпидемиологического заболевания населения, чем нарушает права лиц, проживающих на территории Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным Законом. Представитель заявителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в лице заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Таврическом районе Кисурина В.А. предоставил суду доказательства того, что администрацией Лукьяновского сельского поселения не обеспечено выполнение правил обращения с отходами, не организован сбор, вывоз бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения, а именно с территории <адрес> на удалении 150 метров от Лукьяновской участковой больницы и от многоквартирных домов в <адрес>. Ответчик администрация Лукьяновского сельского поселения Одесского района Омской области не предоставила суду доказательства того, что администрацией Лукьяновского сельского поселения обеспечено выполнение правил обращения с отходами, не организован сбор, вывоз бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения, а именно с территории <адрес> на удалении 150 метров от Лукьяновской участковой больницы и от многоквартирных домов в <адрес>. В связи с изложенным, суд полагает, что заявленные требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в лице заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Таврическом районе Кисурина В.А. являются законными, основанными на вышеназванных нормах права, и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявленные требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в защиту неопределённого круга лиц проживающих на территории Лукьяновского сельского поселения к администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным и понуждении устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить. Признать действия администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в отношении неопределенного круга лиц противоправными. Обязать администрацию Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области устранить нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение десяти дней со дня его вынесения с подачей жалобы через Одесский районный суд Омской области. Судья: Е.В.Толмачев Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 28.06.2011