Р Е Ш Е Н И Е Одесский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Тарновского А.В. при секретаре судебного заседания Гляденцевой В.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Одесское Одесского района Омской области 16 июня 2011 года дело № 2-413/2011 года по иску Троценко Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как вдовы участника Великой Отечественной войны, У С Т А Н О В И Л: Троценко Е.Р. обратилась в Одесский районный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как вдовы участника Великой Отечественной войны, в котором указала, что она, согласно удостоверения № является женой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах». Статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» определено, что для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. 27 января 2011 года она являющаяся вдовой участника Великой Отечественной войны, обратилась в Администрацию Одесского района с заявлением о постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом в заявлении указала на отсутствие жилого помещения, проживает в квартире дочери и зятя. Распоряжением Главы Одесского муниципального района № 27 от 04.02.2011 года она поставлена на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включена в первоочередной список. Однако Распоряжением Главы Одесского муниципального района № 84/1 от 31.03.2011 года она снята с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине намеренного ухудшения своих жилищных условий. С данным решением Администрации Одесского муниципального района она не согласна, поскольку до августа 2005 года она проживала в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности. Жилой дом построен в 1958 году, из-за долголетия дома шифер потрескался, крыша протекает, окна старые, деревянные, требуют замены (рамы местами подгнили), обшивка дома деревянная пришла в негодность. В доме печное отопление, нет благоустройства, отсутствует водопровод, канализация. В связи с ухудшением состояния здоровья, невозможностью самостоятельного проживания, переехала на постоянное место жительства к дочери. В настоящее время на основании договора найма жилого помещения проживает с дочерью и зятем. 13.05.2010 года в жилом доме по <адрес> произошёл пожар. В результате чего сгорела деревянная веранда, полностью сгорела стена с входной дверью и окнами тёплого коридора, обгорела деревянная обшивка, дома прилегающая к веранде, выгорел оконный блок в жилом помещении, часть фронтона и кровли. В доме потрескались стёкла и полностью сгорела проводка. В одной комнате прогорела часть пола. В связи, с чем она не может самостоятельно восстановить дом, принадлежащий ей на праве собственности, жилой дом 11.01.2011 года по договору дарения был ею подарен внучке М.С.Н.. В настоящее время у неё отсутствует жильё. Считает, что Администрацией района нарушены её права, поскольку она вдова участника Великой Отечественной войны, труженица тыла, ветеран труда. Просит признать пункт 3 Распоряжения Главы Одесского муниципального района от 31.03.2011 года № 84/1 «О постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать Администрацию Одесского муниципального района включить её как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 27.01.2011 года. Истица Троценко Е.Р. в судебное заседание не явилась о дне слушания дела извещена надлежащим образом, предоставила суду заявление, в котором указала, что исковые требования поддерживает в полном объёме просит дело рассмотреть в её отсутствие. В судебном заседании представитель истца Троценко Е.Р.- Ралко Л.И. поддержала заявленные исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям в полном объёме. Просит суд признать пункт 1 Распоряжения Главы Одесского муниципального района Омской области от 31.03.2011 года № 84/1 «О постановке (снятии) на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать Троценко Е.Р. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области включить Троценко Е.Р. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 27.01.2011 года. Представитель ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, в адрес суда представил заявление, в котором указал, что с исковыми требованиями согласны, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало. Представитель третьего лица Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, о чём свидетельствует расписка, о получении судебной повестки о дне слушания дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало. В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд считает неявку представителя третьего лица Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав в судебном заседании представителя истца и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему: Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ч.1, 3 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями) - определено обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения. В судебном заседании установлено, что согласно свидетельства о заключении брака <данные изъяты>, 12 мая 1956 года Славкина Е.Р. вступила в брак с Т.И.В., после регистрации брака присвоены фамилии: мужу Т., жене Троценко (л.д.17). Согласно свидетельства о смерти <данные изъяты>, Т.И.В. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18). Судом установлено, что согласно удостоверения № БУ «Центр социальных выплат материально-технического обеспечения по Одесскому району» Троценко Е.Р. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен умерших военнослужащих, предусмотренных ст. 21 Закона «О ветеранах» (л.д. 28). Согласно удостоверения № Одесским отделом социальной защиты населения Троценко Е.Р. имеет права и льготы, предоставляемые на основаниях и в порядке установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 29). Согласно удостоверения № Одесским отделом социальной защиты населения Троценко Е.Р. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 29). Согласно справки от 13.01.2011 года №377 выданной военным комиссариатом Омской области- Отделом по Шербакульскому и Одесскому районам, Т.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения призванный на Великую Отечественную войну Одесским РВК, является участником Великой Отечественной войны (л.д. 14). Судом установлено, что 27 января 2011 года Троценко Е.Р. обратилась в Администрацию Одесского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д.12). Согласно распоряжения от 04 февраля 2011 года № 27 Главы Одесского муниципального района Омской области «О постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий», Троценко Е.Р. была поставлена на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.15). Согласно справки о составе семьи № 261 выданной Администрацией Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области 19 января 2011 года, Троценко Е.Р. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, вместе с ней проживает дочь Р.Л.И. с мужем Р.А.В. (л.д.11). Согласно договора найма жилого помещения заключенного 12.01.2011 года между Р.А.В., Р.Л.И. и Троценко Е.Р., Троценко Е.Р. в наём предоставлено жилое помещение в виде комнаты № 5 площадью 9,2 кв.м. расположенной в доме по адресу: <адрес>. Срок действия настоящего договора до 12 января 2016 года. Договор подписан сторонами (л.д.6-8). Согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Пунктом 12 данного Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Согласно акта от 24 января 2011 года проверки жилищных условий проведённой комиссией Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района установлено, что Троценко Е.Р. проживает в жилом доме по адресу: с. <адрес>. Жилое помещение состоит из 3 комнат. Проживает Троценко Е.Р. с дочерью. В доме печное отопление, проведён водопровод, канализация, телефон. Комиссия считает необходимым обеспечить жильём вдову участника Великой Отечественной войны Троценко Е.Р. (л.д.10). Согласно акта от 22 апреля 2011 года визуального осмотра технического состояния одноквартирного жилого дома по <адрес>, принадлежащего до 11.01.2011 года вдове ветерана Великой Отечественной войны Троценко Е.Р. на праве личной собственности. Комиссией Администрации Одесского муниципального района установлено, что жилой дом построен в 1958 году, общей площадью 42, 6 кв.м., одноквартирный жилой дом построен на ленточно-бетонном фундаменте. Перекрытие деревянное. Кровля чердачная покрыта шифером, ремонтировалась после пожара. Окна деревянные. Пол дощатый. Отопление печное, угольное. Дом частично восстановлен после пожара происшедшего 13.05.2010 года. Фундамент в отдельных местах имеет трещины. Стены каркасно-засыпные, обшиты ДВП. Веранда обгоревшая, на 22.04.2011 год не восстановлена. В доме отсутствует благоустройство и нет комнаты, в которой можно было бы установить ванную и унитаз. Одна комната площадью 7,4 кв.м. является кухней. Согласно вывода комиссии: в связи с техническими условиями жилой дом не соответствует для проживания пенсионера пожилого возраста (л.д. 32). Согласно п.1 распоряжения от 31 марта 2011 года № 84/1 Главы Одесского муниципального района Омской области «О постановке (снятии) на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий», Троценко Е.Р.. снята с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.п.6 п.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ (л.д.16). Согласно свидетельства о государственной регистрации права выданного 21 января 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации по Омской области, М.С.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 42,6 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора дарения земельного участка и жилого дома от 11.01.2011 года (л.д.31). Таким образом, судом установлено, что Троценко Е.Р. проживала ранее в жилом доме по адресу: <адрес> который по техническим условиям не соответствует требованиям для жилых помещений, в настоящее время проживает в жилом доме по адресу: <адрес> который также не отвечает предъявляемым требованиям к жилым помещениям. Согласно ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 и настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утверждён порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём категорий граждан, определённых Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» за счёт средств», полученных из федерального бюджета в виде субвенций. Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», необходимо завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Суд считает, что Троценко Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдова умершего участника Великой Отечественной войны является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд считает, что снятие с учёта Троценко Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, как нуждающейся в улучшении жилищных условий нарушает её право как члена семьи участника Великой Отечественной войны на меру социальной поддержки по обеспечению пригодным для проживания жильём. В соответствии со 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Представитель истца Троценко Е.Р.- Р.Л.И. в судебном заседании предоставила суду доказательства того, что вдова участника Великой Отечественной войны Троценко Е.Р. нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения. Ответчиком Администрацией Одесского муниципального района Омской области не предоставлены суду доказательства того, что вдова участника Великой Отечественной войны Троценко Е.Р. не нуждается в улучшении жилищных условий и не имеет права на обеспечение жилым помещением. На основании изложенного, суд считает необходимым признать пункт 1 Распоряжения Главы Одесского муниципального района Омской области от 31.03.2011 года № 84/1 «О постановке (снятии) на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать Троценко Е.Р. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области включить Троценко Е.Р. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 27.01.2011 года. Государственную пошлину в соответствии со ст.98 ГПК РФ необходимо отнести на ответчика. Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, ответчик Администрация Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Троценко Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны удовлетворить в полном объёме. Признать пункт 1 Распоряжения Главы Одесского муниципального района Омской области от 31.03.2011 года № 84/1 «О постановке (снятии) на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать Троценко Е.Р. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области включить Троценко Е.Р. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 27.01.2011 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения с подачей жалобы через Одесский районный суд Омской области. Председательствующий судья: А.В. Тарновский Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 04.07.2011.