Решение по иску прокурора к МОУ `Желанновская СОШ` о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест



                                                                                                 Дело № 2-417/2011г.

     Р Е Ш Е Н И Е

       Именем Российской Федерации

Одесский районный суд Омской области

в составе: председательствующего судьи Толмачева Е.В.,

c участием прокурора Дизера Е.И.,

при секретаре судебного заседания Ригерт С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Одесское, Омской области 27 мая 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Одесского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Желанновская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, об обязании устранения нарушений закона,

        У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Одесского района Омской области обратился в Одесский районный суд Омской области с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Желанновская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, обязании устранить нарушения закона путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, в исковом заявлении указал, что прокуратурой Одесского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности муниципального образовательного учреждения «Желанновская средняя общеобразовательная школа» в части соблюдения законодательства об охране труда. Так, администрацией МОУ «Желанновская СОШ» аттестация рабочих мест не проведена. Со ссылкой на ст. 7, п. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст.ст. 2, 209, 212 ТК РФ прокурор указал, что бездействие администрации муниципального образовательного учреждения «Желанновская средняя общеобразовательная школа» по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда нарушают права лиц работающих в МОУ «Желанновская СОШ» в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях, руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, ст. 209 ТК РФ прокурор просит суд признать незаконным бездействие муниципального образовательного учреждения «Желанновская средняя общеобразовательная школа» по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Желанновская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения закона путём проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования в полном объёме. Просил суд признать незаконным бездействие муниципального образовательного учреждения «Желанновская средняя общеобразовательная школа» по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Желанновская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения закона путём проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Желанновская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход местного бюджета.

Представитель ответчика муниципального образовательного учреждения «Желанновская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В судебное заседание предоставил отзыв, согласно которому просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Одесского муниципального района Омской области.

Представитель третьего лица администрации Одесского муниципального района Омской области Журавлев С.А. в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суду представил заявление, согласно которому просил дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации Одесского муниципального района Омской области. В отзыве указал, что аттестация рабочих мест в МОУ «Желанновская средняя общеобразовательная школа» не проведена, просил учесть, что бюджет Одесского муниципального района не располагает достаточными денежными средствами для проведения аттестации рабочих мест.

Представитель третьего лица Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Одесскому району в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2, ч.1 ст. 7 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ст.2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в том числе, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. В силу ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Согласно ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить кроме прочего проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Таким образом, законодательством закреплено требование от работодателя на обеспечение безопасных условий и охраны труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно п.1.5. устава муниципального образовательного учреждения «Желанновская средняя общеобразовательная школа», утвержденного постановлением Главы Муниципального образования «Одесский район» Омской области №52 от 04 февраля 2004 года муниципальное образовательное учреждение «Желанновская средняя общеобразовательная школа» является юридическим лицом (л.д.9).

Судом установлено, что согласно сообщению, представленному Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по Одесскому району Омской области прокурору Одесского района Омской области от 10 февраля 2010 года, в МОУ «Желанновская средняя общеобразовательная школа» не выполняются требования ст.212 Трудового кодекса РФ (л.д.6).

Судом установлено, что согласно информации, представленной Министерством образования Омской области Комитетом по образованию Одесского муниципального района прокурору Одесского района Омской области от 26.04.2011 года на 26 апреля 2011 года на территории района функционирует 13 школ, на данный момент аттестация рабочих мест в школах не проводилась. Согласно утвержденного главой администрации Одесского муниципального района графика по аттестации рабочих мест в образовательных учреждениях на 2011-2015 годы, заключены договора с ООО «Региональный экспертный центр Охраны труда» на работы по аттестации рабочих мест по условиям труда. Работы по аттестации рабочих мест по условиям труда в 2011 году будут проводиться в трех школах: МОУ «Одесская СОШ №1», МОУ «Одесская СОШ №2» и МОУ «Генераловская СОШ» с 3 мая 2011 года. Всего в 2011 году в этих школах планируется аттестовать 87 рабочих мест (л.д. 7).

Суд считает, что не проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, нарушают права лиц работающих в МОУ «Желанновская средняя общеобразовательная школа» в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 года № 569, согласно пункту 10 которого, аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестирующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате. Представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и профессиональных союзов или трудового коллектива, представителей Аттестующей организации.

Из положения пункта 45 вышеуказанного Порядка следует, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего: приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости); копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организации (в случае ее привлечения).

Таким образом, при системном толковании положений вышеуказанного Порядка следует, что работодатель вправе провести аттестацию рабочих мест собственными силами или привлечь аттестующую организацию, имеющую сертификат и аккредитацию.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Прокурор в судебном заседании предоставил суду доказательства того, что МОУ «Желанновская средняя общеобразовательная школа» предоставляя работникам рабочие места не провело аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Ответчиком не предоставлено суду доказательства того, что в настоящее время в МОУ «Желанновская средняя общеобразовательная школа» проведена аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно предъявил иск к муниципальному образовательному учреждению «Желанновская средняя общеобразовательная школа», поскольку имеющиеся нарушения требований трудового законодательства нарушают права лиц, работающих в МОУ «Желанновская средняя общеобразовательная школа» в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.

На основании изложенного суд считает необходимым признать незаконным бездействие муниципального образовательного учреждения «Желанновская средняя общеобразовательная школа» по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Желанновская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения закона путём проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Суд считает необходимым оплату госпошлины возложить на ответчика муниципальное образовательное учреждение «Желанновская средняя общеобразовательная школа».

В соответствии с п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Суд считает необходимым взыскать с муниципального образовательного учреждения «Желанновская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере двести рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Одесского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Желанновская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, обязании устранить нарушения закона путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда удовлетворить в полном объёме.

Признать незаконным бездействие муниципального образовательного учреждения «Желанновская средняя общеобразовательная школа» по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Желанновская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения закона путём проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Желанновская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере двести рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда с подачей жалобы через Одесский районный суд Омской области в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья:                                                                   Е.В.Толмачев Решение обжаловалось, оставлено без изменения, вступило в законную силу 29.06.2011