Решение по иску прокурора Одесского района Омской области о признании бездействия администрации Ореховского сельского поселения незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Одесское                                                                                     08 июля 2011 года

Одесский районный суд Омской области

в составе: председательствующего судьи Тарновского А.В.

при секретаре судебного заседания Гляденцевой В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                             № 2-704/2011 года по заявлению прокурора Одесского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних о признании бездействия Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области выразившегося в несоблюдении правил пожарной безопасности, незаконным и обязывании принять неотложные меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

В суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних о признании бездействия Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области выразившегося в несоблюдении правил пожарной безопасности, незаконным и обязывании принять неотложные меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности, обратился прокурор Одесского района Омской области, в заявлении указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в сфере соблюдения прав несовершеннолетних в деятельности Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, в ходе которой установлено, что в указанном поселении не в полной мере выполняются требования пожарного законодательства.

Согласно статье 6 Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, провозглашено право каждого ребёнка на жизнь. Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Частью 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно п.п. 1,7 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, кроме прочего, на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.

Статья 5 указанного Закона закрепляет, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.

Согласно ст. 34 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» граждане, в том числе несовершеннолетние, имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статья 38 указанного Закона закрепляет, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, кроме прочего, собственники имущества, руководители органов местного самоуправления.

В соответствии с п.108 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утверждённых Приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 года (далее -Правила), помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3, согласно которого в общественных зданиях с предельной защищаемой площадью 800 м2 должно находиться не менее четырёх 4-х килограммовых огнетушителя на один этаж.

В нарушение указанной нормы на момент проверки здание дома культуры <адрес> не обеспечено первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в достаточном количестве (в наличии четыре 4-х килограммовых огнетушителя, при необходимости не менее 8 огнетушителей по норме не менее 4-х на один этаж).

В соответствии с п. 150 Правил деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и т.п.), горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах должны быть обработаны огнезащитными составами.

В нарушение указанной нормы деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое оформление дома культуры <адрес> огнезащитным составом не обработаны.

Кроме того, в нарушение п.6.43 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» и п.7.4 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» костюмерная дома культуры <адрес> не выделена противопожарными преградами с пределом огнестойкости не ниже EI 45.

Выявленные нарушения законодательства создают угрозу жизни и здоровью посещающих дом культуры <адрес> граждан, в том числе несовершеннолетних, занимающихся в данном учреждении.

Просит признать бездействие Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, выразившееся в несоблюдении правил пожарной безопасности, незаконным. Обязать Администрацию Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района принять неотложные меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности.

В судебном заседании заместитель прокурора Одесского района Омской области Путий В.С. поддержал уточнённые требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнив, что имеющиеся нарушения правил пожарной безопасности в доме культуры <адрес> создают угрозу жизни и здоровью граждан находящихся в данном здании.

Просит признать бездействие Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, выразившееся в несоблюдении правил пожарной безопасности, незаконным. Обязать Администрацию Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района принять неотложные меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности в доме культуры <адрес>.

Представитель заинтересованного лица Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в лице его главы Баглык В.И. в судебном заседании уточнённые требования прокурора Одесского района Омской области признал частично и показал, что Ореховское сельское поселение является собственником дома культуры в <адрес>. В ходе проверки дома культуры отделением надзорной деятельности Одесского района были выявлены нарушения правил пожарной безопасности. Устранить их Администрация Ореховского сельского поселения не имеет возможности в настоящее время из-за отсутствия денежных средств в бюджете поселения. При появлении денежных средств в бюджете поселения выявленные нарушения правил пожарной безопасности будут устраняться. Какова необходима сумма денежных средств для устранения выявленных недостатков он сказать суду не может, осуществить пропитку конструкций огнезащитным составом Администрация сельского поселения не сможет из-за потребности большого количества денежных средств. В прошлом году была смонтирована пожарная сигнализация в доме культуры, было затрачено 150 тысяч рублей.

Представитель заинтересованного лица Администрации Одесского муниципального района Омской области Журавлев С.А. в судебном заседании показал, что с уточнёнными требованиями прокурора Одесского района Омской области о признании бездействия Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, выразившегося в несоблюдении правил пожарной безопасности, незаконным. Обязывании Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района принять неотложные меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности в доме культуры <адрес> он согласен, собственник помещения должен нести расходы по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности. Просит уточненные требования прокурора удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица территориального отделения надзорной деятельности Одесского района УНД ГУ МЧС России по Омской области Водолазов С.А. в судебном заседании поддержал уточнённые требования прокурора и показал, что 16 июня 2011 года территориальным отделением надзорной деятельности Одесского района проведена внеплановая проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в Ореховском сельском поселении. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения: помещения дома культуры <адрес> (в наличии на первом этаже четыре 4-х килограммовых порошковых огнетушителей, требуется не менее восьми 4-х килограммовых порошковых огнетушителей, на каждый этаж по 4) не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в достаточном количестве, деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое оформление не обработаны огнезащитным составом, костюмерная дома культуры <адрес> не выделена противопожарными преградами с пределом огнестойкости не ниже EI 45. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью посещающих дом культуры <адрес> граждан, в том числе несовершеннолетних, занимающихся в данном учреждении. Просит уточнённые требования прокурора удовлетворить.

Исследовав в судебном заседании материалы гражданского дела, заслушав пояснения заместителя прокурора Одесского района Омской области Путий В.С., представителей заинтересованных лиц суд приходит к следующему:

Согласно статье 6 Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, провозглашено право каждого ребёнка на жизнь. Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Частью 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно п.п. 1,7 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года              № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, кроме прочего, на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии с п.п. 8, 9, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане, в том числе несовершеннолетние, имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года                 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, кроме прочего, собственники имущества, руководители органов местного самоуправления.

Судом установлено, что согласно п.п.8 п.1 ст.3 Устава Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принятого Советом депутатов Ореховского сельского поселения, решение № 1 от 15 ноября 2005 года к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения. Согласно п.п.9 п.1 ст.3 Устава Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения. Согласно п.п.23 п.1 ст.3 Устава Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области к вопросам местного значения сельского поселения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 7-8).

Согласно свидетельства <данные изъяты> о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, <данные изъяты> в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области (л.д.11).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии <данные изъяты> собственником нежилого помещения - Дома культуры, <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, является Ореховское сельское поселение Одесского муниципального района Омской области (л.д.12).

Согласно п. 108 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утверждённых Приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 года помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3, согласно которого в общественных зданиях с предельной защищаемой площадью 800 кв.м должно находиться не менее четырёх 4-х килограммовых огнетушителя на один этаж.

Судом установлено, что здание дома культуры <адрес> не обеспечено первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в достаточном количестве (в наличии четыре 4-х килограммовых огнетушителя, при необходимости не менее 8 огнетушителей, по норме не менее 4-х на один этаж).

Согласно п. 150 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утверждённых Приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 года деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и т.п.), горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах должны быть обработаны огнезащитными составами.

Однако деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое оформление дома культуры <адрес> огнезащитным составом не обработаны.

Согласно п.6.43 Строительных норм и правил СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» складские помещения, кладовые, мастерские, помещения для монтажа станковых и объемных декораций, камера пылеудаления, вентиляционные камеры, помещения лебедок противопожарного занавеса и дымовых люков, аккумуляторные, трансформаторные подстанции должны быть выделены противопожарными преградами с пределом огнестойкости не ниже EI 45.

Согласно п.7.4 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учётом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.

В нарушение указанных норм костюмерная дома культуры <адрес> не выделена противопожарными преградами с пределом огнестойкости не ниже EI 45.

Имеющиеся нарушения правил пожарной безопасности подтверждаются информацией № 670-10-28-23 от 16 июня 2011 года отделения надзорной деятельности Одесского района УНД ГУ МЧС России по Омской области предоставленной прокурору Одесского района Омской области о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности на объектах Администрации Ореховского сельского поселения (л.д.9-10).

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным Законом.

Заместитель прокурора Одесского района Омской области Путий В.С. в судебном заседании предоставил суду доказательства того, что Администрация Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не принимает должных мер по надлежащему обеспечению пожарной безопасности в доме культуры <адрес>.

Представитель заинтересованного лица Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в лице его главы Баглык В.И. не предоставил суду доказательства того, в доме культуры <адрес> соблюдаются правила пожарной безопасности.

Доводы представителя заинтересованного лица Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в лице его главы Баглык В.И. того, что в бюджете поселения отсутствуют денежные средства на устранение выявленных недостатков по пожарной безопасности в доме культуры <адрес> суд считает несостоятельными, поскольку Администрация Ореховского сельского поселения является юридическим лицом, бюджет поселения принимается Советом депутатов Ореховского сельского поселения и Администрация поселения в бюджете поселения на 2011 год обязана была предусмотреть расходы на пожарную безопасность на объектах поселения, в т.ч. доме культуры <адрес>.

Суд считает, что бездействием Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области нарушаются права, свободы и законные интересы лиц, посещающих и работающих в доме культуры, в том числе несовершеннолетних, поскольку не обеспечена надлежащая пожарная безопасность и защищённость объекта.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно обратился в суд с заявлением, поскольку имеющиеся нарушения правил пожарной безопасности в доме культуры <адрес> угрожают жизни и здоровью пребывающих в нём лиц, в том числе несовершеннолетних.

На основании вышеизложенного суд считает необходимым признать бездействие Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, выразившееся в несоблюдении правил пожарной безопасности, незаконным. Обязать Администрацию Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принять неотложные меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности в доме культуры <адрес>.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, Администрация Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Уточнённые требования прокурора Одесского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних о признании бездействия Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области выразившегося в несоблюдении правил пожарной безопасности, незаконным и обязывании принять неотложные меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности удовлетворить в полном объёме.

Признать бездействие Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области выразившегося в несоблюдении правил пожарной безопасности, незаконным.

Обязать Администрацию Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принять неотложные меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности в доме культуры <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда с подачей жалобы через Одесский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.

Председательствующий: судья                                                        А.В.Тарновский Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 19.07.2011