Р Е Ш Е Н И Е Одесский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Тарновского А.В. при секретаре судебного заседания Гордиенко М.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Одесское Одесского района Омской области 20 июля 2011 года дело № 2-695/2011 года по иску прокурора Одесского района Омской области в интересах Шпак Л.К., <данные изъяты>, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Одесского района Омской области обратился в Одесский районный суд Омской области с иском в интересах Шпак Л.К., <данные изъяты>, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны, в котором указал, что прокуратурой Одесского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите ветеранов в деятельности Администрации Одесского района в ходе, которой выявлены нарушения. В ходе проведённой проверки установлено, что Шпак Л.К., согласно удостоверения <данные изъяты> является женой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определено, что для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые осуществляются в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. 18 января 2011 года Шпак Л.К. являющаяся вдовой участника Великой Отечественной войны, обратилась в Администрацию Одесского района с заявлением о постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом в заявлении указала, что жилой дом утрачен в результате пожара. Распоряжением Главы Одесского муниципального района № 16 от 25.01.2011 года Шпак Любовь Кирилловна поставлена на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включена в общий список. Однако Распоряжением Главы Одесского муниципального района № 149 от 24 мая 2011 года Шпак Л.К. снята с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для снятия с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении является выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности. Данное решение Администрации Одесского муниципального района является незаконным, поскольку нарушает право Шпак Л.К. как члена семьи участника Великой Отечественной войны на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём. В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Проведённой проверкой установлено, что Шпак Л.К. проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Как следует из акта визуального осмотра технического состояния жилого дома по <адрес>, принадлежащего на праве собственности У.М.В. (дочери вдовы), от 24.06.2011 года, жилой дом построен в 2003 году, общей площадью 77,4 кв.м.. Жилой дом построен на ленточно-бетонном фундаменте. Стены облицовочные кирпичом, внутренняя отделка обои. Перекрытие деревянное. Кровля чердачная покрыта шифером. Окна ПВХ. Пол деревянный. Отопление местное, водяное. Водопровод подведён к дому, работы по разводке в доме не проводились. В доме отсутствует комната, в которой установлена раковина и унитаз. Согласно выводам комиссии, в связи с техническими условиями жилой дом не соответствует для проживания пенсионера пожилого возраста. Отказ в предоставлении мер социальной поддержки не может являться законным основанием, поскольку Шпак Л.К. не имеет в собственности жилья, жилой дом, который принадлежал на праве собственности Шпак Л.К. полностью утрачен в результате пожара. В настоящее время Шпак Л.К. проживает по договору найма от 01.08.2008 года в жилом доме, который не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. На основании изложенного вдова участника Великой Отечественной войны Шпак Л.К. имеет право на признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учёт в качестве таковой. Шпак Л.К. - вдова участника Великой Отечественной войны, в виду имущественного положения, преклонного возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в связи, с чем имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем. Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17- 19 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Объём средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильём исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утверждён порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём категорий граждан, определённых Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» за счёт средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций, а именно нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий граждан, установленные статьями 14,15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах». Кроме того, Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» предусмотрено обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Обращение в суд в интересах Шпак Л.К. обусловлено её состоянием здоровья, преклонным возрастом, а также тяжёлым материальным положением, что исключает возможность её самостоятельного обращения в суд. Просит признать подпункт 2 пункта 1 Распоряжения Главы Одесского муниципального района от 24.05.2011 года № 149 «О снятии с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать Шпак Л.К. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать Администрацию Одесского муниципального района включить Шпак Л.К. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 18.01.2011 года. В судебном заседании старший помощник прокурора Одесского района Омской области Кобец С.В. поддержала заявленные исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям в полном объёме. Просит суд признать подпункт 2 пункта 1 Распоряжения Главы Одесского муниципального района от 24.05.2011 года № 149 «О снятии с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать Шпак Л.К. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать Администрацию Одесского муниципального района включить Шпак Л.К. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 18.01.2011 года. Истица Шпак Л.К. в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, предоставила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные исковые требования прокурора поддерживает. Представитель ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области Журавлев С.А. в судебное заседание не явился о дне слушания дела извещён надлежащим образом, предоставил суду заявление, в котором указал, что с исковыми требованиями согласны, просил дело рассмотреть в отсутствии представителя ответчика. Представитель третьего лица Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает. Выслушав в судебном заседании старшего помощника прокурора Одесского района Кобец С.В. и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему: Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ч.1, 3 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями)- определено обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения. В судебном заседании установлено, что согласно свидетельства о браке <данные изъяты> Ш.В.И. и Т.Л.К. вступили в брак, после регистрации брака ей присвоена фамилия Шпак (л.д.12). Согласно свидетельства о смерти <данные изъяты>, Ш.В.И., умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13). Согласно справок № 324, № 325 от 22 ноября 2010 года Ш.В.И., <данные изъяты> был призван на Великую Отечественную войну 23 октября 1942 года и принимал участие в Великой Отечественной войне в составе 16 укреп. района с октября 1942 года по апрель 1943 года, в составе 543 стр. полка - с сентября 1944 года по май 1945 года (л.д.10, 11). Согласно удостоверения <данные изъяты> выданного 07 декабря 2010 года Управлением Министерства труда и социального развития по Одесскому району Омской области, Шпак Л.К. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен (умерших) военнослужащих статьей 21 Закона «О ветеранах» (л.д.9). Судом установлено, что 18 января 2011 года Шпак Л.К. обратилась в Администрацию Одесского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с тем, что её дом утрачен в результате пожара (л.д.6). Согласно Распоряжения № 16 от 25 января 2011 года Главы Одесского муниципального района Омской области «О постановке на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», Шпак Л.К. была поставлена на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.7). Согласно справки и выписки из похозяйственной книги выданных 03 марта 2011 года Администрацией Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области Шпак Л.К. проживает по адресу: <адрес> вместе с дочерью У.М.В., внуком У.А.С. (л.д.15, 16). В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Пунктом 12 данного Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Согласно акта проверки жилищных условий от 19 ноября 2010 года проведённой комиссией Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района установлено, что Шпак Л.К. проживает в жилом доме по адресу: <адрес> года постройки. Дом принадлежит дочери У.М.В.. Комиссия считает, что поскольку дом не благоустроен, водопровода в доме нет, то Шпак Л.К. нуждается в улучшении жилищных условий (л.д.14). Согласно акта визуального осмотра технического состояния одноквартирного жилого дома по <адрес>, где проживает вдова ветерана Великой Отечественной войны Шпак Л.К., от 24 июня 2011 года, установлено, что жилой дом построен в 2003 году, общей площадью 77,4 кв.м. Жилой дом построен на ленточно-бетонном фундаменте. Стены, облицованные кирпичом, внутренняя отделка обои. Перекрытие деревянное. Кровля чердачная покрыта шифером. Окна ПВХ. Пол деревянный. Отопление местное водяное. Водопровод подведён к дому, работы по разводке в доме не проводились. В доме отсутствует комната, в которой установлена раковина и унитаз. Техническое состояние жилого дома не соответствует для проживания пенсионера пожилого возраста (л.д.22). Согласно подпункта 2 п.1 Распоряжения от 24 мая 2011 года № 149 Главы Одесского муниципального района Омской области «О снятии с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий», Шпак Л.К. снята с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании подп.6 п.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ (л.д.21). Согласно акта о пожаре от 20 сентября 2002 года жилой дом, принадлежащий Шпак Л.К., расположенный по адресу: <адрес> сгорел полностью в результате пожара (л.д.17). Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии <данные изъяты>, У.М.В. имеет в собственности жилой дом по адресу: <адрес> (л.д.18). Согласно договора найма жилого помещения заключенного 01 сентября 2008 года между У.М.В. и Шпак Л.К., Шпак Л.К. в наём предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, комната №, общей площадью 10,9 кв.м.. Настоящий договор действует в течении 5 лет со дня его подписания. Договор подписан сторонами (л.д.19-20). Таким образом, судом установлено, что Шпак Л.К. в настоящее время не имеет в собственности жилья и проживает в жилом помещении, которое по своим техническим характеристикам не отвечает предъявляемым требованиям для жилого помещения. Согласно ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 и настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утверждён порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём категорий граждан, определённых Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» за счёт средств», полученных из федерального бюджета в виде субвенций. Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», необходимо завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Суд считает, что Шпак Л.К., <данные изъяты>, вдова умершего участника Великой Отечественной войны является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд считает, что снятие с учёта Шпак Л.К., <данные изъяты>, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, как нуждающейся в улучшении жилищных условий нарушает её право как члена семьи участника Великой Отечественной войны на меру социальной поддержки по обеспечению жильём. В соответствии со 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Старший помощник прокурора Одесского района Омской области Кобец С.В. в судебном заседании предоставила суду доказательства того, что вдова участника Великой Отечественной войны Шпак Л.К. нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения. Ответчиком Администрацией Одесского муниципального района Омской области не предоставлены суду доказательства того, что вдова участника Великой Отечественной войны Шпак Л.К. не нуждается в улучшении жилищных условий и не имеет права на обеспечение жилым помещением. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Таким образом, прокурор законно и обоснованно обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов вдовы умершего участника Великой Отечественной войны Шпак Л.К.. На основании изложенного, суд считает необходимым признать подпункт 2 пункта 1 Распоряжения Главы Одесского муниципального района от 24.05.2011 года № 149 «О снятии с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать Шпак Л.К. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать Администрацию Одесского муниципального района включить Шпак Л.К. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 18.01.2011 года. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательствомРоссийской Федерации. Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, ответчик Администрация Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Одесского района Омской области в интересах Шпак Л.К., <данные изъяты>, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны удовлетворить в полном объёме. Признать подпункт 2 пункта 1 Распоряжения Главы Одесского муниципального района от 24.05.2011 года № 149 «О снятии с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать Шпак Л.К. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать Администрацию Одесского муниципального района включить Шпак Л.К. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 18.01.2011 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения с подачей жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 02.08.2011. Председательствующий судья: А.В. Тарновский