Р Е Ш Е Н И Е Одесский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Тарновского А.В. при секретаре судебного заседания Гордиенко М.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Одесское Одесского района Омской области 04 августа 2011 года дело № 2-710/2011 года по иску Ткачук Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовы участника Великой Отечественной войны к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны, У С Т А Н О В И Л: Ткачук Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдова участника Великой Отечественной войны обратилась с иском в Одесский районный суд Омской области к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны, указав, что согласно удостоверения <данные изъяты> она является женой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определено, что для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые осуществляются в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. 24 января 2011 года она обратилась в Администрацию Одесского района с заявлением о постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом в заявлении указала на то, что в собственности у неё отсутствует жильё, и что она проживает в квартире дочери. Распоряжением Главы Одесского муниципального района № 16 от 25.01.2011 года она поставлена на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включена в общий список. Однако Распоряжением Главы Одесского муниципального района № 151 от 26.05.2011 года она снята с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для снятия с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении является выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности. Данное решение Администрации Одесского муниципального района считает незаконным, поскольку нарушает её право как члена семьи участника Великой Отечественной войны на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём. Она не имеет в собственности жилья, проживает вместе с дочерью З.В.Я., 1941 года рождения, которая является ветераном труда, в жилой однокомнатной квартире расположенной по адресу: <адрес>. В квартире зарегистрировано 2 человека это она и её дочь. Фактически проживают втроём, с ними проживает ещё муж дочери, т.е её зять З.В.А.. В силу своего возраста, состояния здоровья она создаёт определённые трудности для своей семьи. В связи с тем, что они проживают в однокомнатной квартире у неё даже нет своей комнаты. По состоянию здоровья и по возрасту (96 лет) ей необходимы тишина и покой, часто в течение дня после принятия лекарственных средств ей нужно полежать отдохнуть в тишине, что очень сложно сделать, живя в однокомнатной квартире втроём. Так же по состоянию здоровья часто испытывает нарушения сна в ночные часы, а днём ей необходим отдых. Считает, что нарушены её права на признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учёт в качестве таковой. Она является вдовой участника Великой Отечественной войны согласно удостоверения <данные изъяты>, ветераном труда согласно удостоверения <данные изъяты> в связи, с чем имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем. Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17- 19 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Объём средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильём исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утверждён порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём категорий граждан, определённых Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» за счёт средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций, а именно нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий граждан, установленные статьями 14,15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах». Кроме того, Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» предусмотрено обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Просит признать пункт 1 Распоряжения Главы Одесского муниципального района от 26.05.2011 года № 151 «О снятии с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать Администрацию Одесского муниципального района включить её как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в Администрацию Одесского муниципального района, а именно с 24 января 2011 года. Истица Ткачук Н.Н. в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, предоставила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объёме. Представитель ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился о дне слушания дела был извещён надлежащим образом, о чём свидетельствует расписка, о получении судебной повестки о дне слушания дела, предоставил суду заявление, в котором указал, с исковыми требованиями согласны, просит дело рассмотреть в отсутствии представителя ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области. Представитель третьего лица Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, о чём свидетельствует расписка, о получении судебной повестки о дне слушания дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало. В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд считает неявку представителя третьего лица Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Исследовав в судебном заседании материалы гражданского дела, суд приходит к следующему: Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ч.1, 3 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями)- определено обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения. В судебном заседании установлено, что согласно свидетельства о браке № 1, 26 февраля 1937 года Т.Я.К. и В.Н.Н. вступили в брак, после регистрации брака ей присвоена фамилия Ткачук (л.д.11). Согласно извещения Белогорского военного комиссариата № 45 от 16 марта 1989 года, Т.Я.К. находясь на фронте Великой Отечественной войны, пропал без вести в июне 1944 года (л.д.10). Согласно удостоверения <данные изъяты>, Ткачук Н.Н. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен (умерших) военнослужащих статьей 21 Закона «О ветеранах» (л.д.9). Судом установлено, что 24 января 2011 года Ткачук Н.Н. обратилась в Администрацию Одесского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с отсутствием жилого помещения, проживает в квартире дочери (л.д.8). Согласно Распоряжения № 16 от 25 января 2011 года Главы Одесского муниципального района Омской области «О постановке на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», Ткачук Н.Н. была поставлена на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.6). Согласно справки № 2628 выданной 29 июня 2011 года Администрацией Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области Ткачук Н.Н. проживает по адресу: <адрес> вместе с дочерью З.В.Я. (л.д.14). В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма являются лица: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Пунктом 12 данного Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Согласно акта визуального осмотра технического состояния квартиры в многоквартирном жилом доме <адрес>, где проживает вдова ветерана Великой Отечественной войны Ткачук Н.Н.. Осмотром установлено, что общая площадь квартиры 30,5 кв.м.. Стены сборные из железобетонных панелей, внутренняя отделка обои, отопление центральное водяное, в квартире имеется водопровод. Согласно выводам комиссии, техническое состояние жилого дома соответствует для проживания пенсионера жилого возраста (л.д.25). Согласно п.1 Распоряжения от 26 мая 2011 года № 151 Главы Одесского муниципального района Омской области «О снятии с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий», Ткачук Н.Н. снята с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании подп.6 п.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ (л.д.7). Согласно свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты> на основании договора дарения квартиры от 25.03. 2004 года, З.В.Я. является собственником квартиры общей площадью 30,50 кв.м. расположенной по адресу: <адрес> (л.д.19). Согласно справки № 31042/2010 об отсутствии (наличии) недвижимости выданной 21 декабря 2010 года Государственным предприятием Омской области «Центр технической инвентаризации и землеустройства», Ткачук Н.Н. имеет в частной собственности квартиру на основании договора передачи квартиры в собственность граждан № 216 от 27.04.1993 года по адресу: <адрес> (л.д.24). Согласно справки № 31033/2010 об отсутствии (наличии) недвижимости выданной 21 декабря 2010 года Государственным предприятием Омской области «Центр технической инвентаризации и землеустройства», З.В.Я. в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значится (л.д.23). Согласно справки № 01/338/2010-2050 выданной 27 декабря 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области, сведения о правах Ткачук Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на недвижимое имущество отсутствуют (л.д.21). Таким образом, судом установлено, что Ткачук Н.Н. не имеет в собственности жилья и проживает в однокомнатной квартире вместе с дочерью З.В.Я.. Согласно ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 и настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утверждён порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём категорий граждан, определённых Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» за счёт средств», полученных из федерального бюджета в виде субвенций. Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», необходимо завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Суд считает, что Ткачук Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдова участника Великой Отечественной войны является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд считает, что снятие с учёта Ткачук Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовы участника Великой Отечественной войны, как нуждающейся в улучшении жилищных условий нарушает её право как члена семьи участника Великой Отечественной войны на меру социальной поддержки по обеспечению жильём. В соответствии со 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Истица Ткачук Н.Н. предоставила суду доказательства того, что она как вдова участника Великой Отечественной войны нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения. Ответчиком Администрацией Одесского муниципального района Омской области не предоставлены суду доказательства того, что вдова участника Великой Отечественной войны Ткачук Н.Н. не нуждается в улучшении жилищных условий и не имеет права на обеспечение жилым помещением. На основании изложенного, суд считает необходимым признать пункт 1 Распоряжения Главы Одесского муниципального района Омской области от 26.05.2011 года № 151 «О снятии с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать Ткачук Н.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области включить Ткачук Н.Н. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 24.01.2011 года. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательствомРоссийской Федерации. Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, ответчик Администрация Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Ткачук Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовы участника Великой Отечественной войны к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны удовлетворить в полном объёме. Признать пункт 1 Распоряжения Главы Одесского муниципального района Омской области от 26.05.2011 года № 151 «О снятии с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать Ткачук Н.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области включить Ткачук Н.Н. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 24.01. 2011 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения с подачей жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 16.08.2011 Председательствующий судья: А.В. Тарновский