Решение по иску прокурора о признании незаконным бездействия администрации Побочинского сельского поселения по непринятию мер к ремонту автомобильных дорог



                                                                                                 Дело № 2-764/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Одесский районный суд Омской области

в составе: председательствующего судьи Толмачева Е.В.,

при секретаре судебного заседания Ригерт С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Одесское Одесского района Омской области 01 сентября 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора Одесского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Побочинского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Побочинского сельского поселения по непринятию мер к ремонту автомобильных дорог общего пользования и обязании администрации Побочинского сельского поселения произвести ремонт автомобильных дорог общего пользования,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Одесского района Омской области обратился в Одесский районный суд Омской области с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Побочинского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Побочинского сельского поселения по непринятию мер к ремонту автомобильных дорог общего пользования и обязании администрации Побочинского сельского поселения произвести ремонт автомобильных дорог общего пользования, в заявлении указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства по использованию автомобильных дорог и осуществлению безопасности дорожного движения в деятельности администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района. В ходе проверки установлено, что администрация Побочинского сельского поселения ненадлежащим образом выполняет возложенные федеральным законодательством обязанности по содержанию и ремонту автомобильных дорог. В реестр муниципальной казны Побочинского сельского поселения включены 10 автомобильных дорог общего пользования, в том числе дороги в <адрес>. Как следует из материалов проверки, проведенной должностными лицами ОГИБДД МО МВД России «Одесский» в рамках осуществления своих полномочий, предусмотренных ФЗ «О полиции», Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711, с привлечением администрации Побочинского сельского поселения, автомобильные дорогие, расположенные в <адрес>, имеют повреждения покрытия проезжей части в виде выбоин, трещин и просадки проезжей части, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, и превышают предельно допустимые значения, предусмотренные ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства администрацией Побочинского сельского поселения ремонт автомобильных дорог не осуществляется. Просит признать незаконным бездействие администрации Побочинского сельского поселения по непринятию мер к ремонту автомобильных дорог общего пользования, расположенных в <адрес>, в соответствии с требованиями п.п. 3.1.1 - 3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Обязать администрацию Побочинского сельского поселения произвести ремонт автомобильных дорог общего пользования, расположенных в <адрес>, в соответствии с требованиями п.п. 3.1.1 - 3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В судебном заседании прокурор Дизер Е.И. поддержал заявленные требования в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в лице главы поселения Кулагин В.В. в судебном заседании показал, что поселением постоянно проводятся работы по ремонту внутри поселковых дорог, но из-за отсутствия денежных средств необходимые работы провести не представляется возможным.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России «Одесский» Мишенин А.С. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Частью 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно ст.17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно п.6 ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.1 и п.8 ст.6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п.1 и п.11 ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Согласно п.3.1.1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. № 221), введенного в действие с 01.07.1994 года, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации для дорог группы В (автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут, в населенных пунктах - дороги местного значения) составляют не более 2,5 (7,0) кв.м повреждения на 1000 кв.м покрытия (в скобках приведены значения повреждения для весеннего периода), сроки ликвидации повреждений не более 10 суток.

Согласно п.3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. № 221), введенного в действие с 01.07.1994 года, предельные размеры отдельных повреждений (просадок, выбоин и т.п.) не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п.2 ч.2 ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Судом установлено, что согласно п.п.5 п.1 ст.3 Устава Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принятого Советом депутатов Побочинского сельского поселения, решение №1 от 15 ноября 2005 года к вопросам местного значения сельского поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах сельского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и областного значения (л.д. 11-13).

Согласно информации предоставленной Главой Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в реестре автомобильных дорог местного значения относящихся к собственности Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области значатся 10 внутрипоселковых дорог, в том числе дороги, расположенные в <адрес> (л.д. 9).

Согласно акта контрольной проверки текущего эксплуатационного состояния улично-дорожной сети с. Побочино Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района от 19 августа 2011 года на <адрес> имеются повреждения в виде выбоин, трещин, просадки проезжей части (л.д. 10).

Суд считает, что непринятие администрацией Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области мер к ремонту автомобильных дорог общего пользования не обеспечивает охрану жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным Законом.

Прокурор в судебном заседании предоставил суду доказательства того, что администрация Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не принимает должных мер по ремонту автомобильных дорог общего пользования, расположенных в <адрес> в соответствии с требованиями п.п. 3.1.1 - 3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Заинтересованное лицо администрация Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не предоставила суду доказательства того, что принимает должные меры по ремонту автомобильных дорог общего пользования, расположенных в <адрес>, в соответствии с требованиями п.п. 3.1.1 - 3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Суд считает, что незаконным бездействием администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области нарушаются права, свободы и законные интересы лиц, использующих для передвижения вышеуказанные автомобильные дороги общего пользования в <адрес>.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно обратился в суд с заявлением, поскольку имеющиеся нарушения не обеспечивает охрану жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, администрация Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования прокурора Одесского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Побочинского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Побочинского сельского поселения по непринятию мер к ремонту автомобильных дорог общего пользования и обязании администрации Побочинского сельского поселения произвести ремонт автомобильных дорог общего пользования удовлетворить в полном объёме.

Признать незаконным бездействие администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по непринятию мер к ремонту автомобильных дорог общего пользования, расположенных в <адрес>, в соответствии с требованиями п.п. 3.1.1 - 3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Обязать администрацию Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области произвести ремонт автомобильных дорог общего пользования, расположенных в <адрес> в соответствии с требованиями п.п. 3.1.1 - 3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда с подачей жалобы через Одесский районный суд Омской области в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья:                                                               Е.В. Толмачев Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 13.09.2011.