Дело № 2-646/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Одесский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Тарновского А.В. при секретаре судебного заседания Гордиенко М.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Одесское Одесского района Омской области 20 июля 2011 года дело по иску Титовой А.Г. к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании бездействия по не предоставлению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не правомерным, обязывании предоставить жильё, У С Т А Н О В И Л: Титова А.Г. обратилась в Одесский районный суд Омской области с иском к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании бездействия по не предоставлению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не правомерным, обязывании предоставить жильё, указав, что её родители были лишены в отношении неё родительских прав. Она обратилась в Администрацию Одесского муниципального района с заявлением о предоставлении ей жилья и распоряжением от 31 мая 2010 года № 108 Главы Одесского муниципального района она была поставлена на регистрационный учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени ей жильё не предоставлено. Просит признать незаконным бездействие Администрации Одесского муниципального района Омской области по не предоставлению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить ей жильё. Взыскать с Администрации Одесского муниципального района Омской области в её пользу госпошлину в сумме 200 рублей. Истица Титова А.Г. в судебном заседании поддержала уточнённые исковые требования и показала, что 4 января 2005 года по решению Сакского горрайонного суда Автономной Республики Крым её родители К.Н.В. и Т.Г.Н. были лишены родительских прав в отношении неё. Она воспитывалась на Украине у бабушки, и она была над ней опекуном. В 2008 году бабушка её привезла в Россию и отказалась от неё. По приказу департамента образования г.Омска она была определена в учреждение для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её поместили в детский дом г. Омска. С 01 сентября 2008 года она стала обучаться в профессиональном училище № 18. ДД.ММ.ГГГГ у неё родилась дочь София и она стала снимать квартиру в <адрес>, другого жилья у неё нет. Её ежемесячный доход составляет около 5200 рублей, из них около 4000 рублей уходит на оплату аренды квартиры и коммунальных платежей. Опекунство над ней закончилось, поскольку она стала совершеннолетней. Комнату для проживания с ребёнком ей в училище предоставить не могут, поскольку общежитие в училище является не семейным. Ей с маленьким ребёнком очень трудно проживать в таких условиях, поскольку практически не остаётся денег на проживание и питание. 06 апреля 2010 года она обратилась с заявлением в Администрацию Одесского муниципального района Омской области о постановке её на очередь в улучшении жилищных условий, поскольку в то время находилась в состоянии беременности, проживать было негде. Согласно Распоряжения Главы Одесского муниципального района № 108 от 31 мая 2010 года её поставили на регистрационный учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вначале она находилась в списке на предоставление жилого помещения под номером 53. Такое состояние дел её не устраивает, поскольку ей очень трудно снимать жильё вместе с ребёнком. Ежегодно Администрация Одесского района приобретает для детей сирот не более двух квартир, так можно не иметь жилья ещё около 20 лет. 21 апреля 2011 года она вновь обратилась с заявлением в Администрацию Одесского района о предоставлении ей уже с ребёнком жилья из муниципального фонда. 03 мая 2011 года она получила ответ от Главы Одесского муниципального района, в котором указано, что обеспечение жильём производится в соответствии с жилищным законодательством РФ и регистрационным списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день она значится в списке под № 45, при освобождении муниципального жилья ей будет предложено в первоочередном порядке. Она считает, что Администрация Одесского муниципального района не принимает должных мер по предоставлению ей жилья, несмотря на то, что она имеет на это полное право. Для защиты своих жилищных прав она была вынуждена обратиться к услугам юриста и понесла на это затраты в размере 8000 рублей которые просит взыскать с ответчика. Просит суд признать бездействие Администрации Одесского муниципального района Омской области по не предоставлению ей жилого помещения по договору социального найма незаконным. Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить ей жилое помещение по договору социального найма. Взыскать с Администрации Одесского муниципального района Омской области в её пользу 8200 рублей из них: расходы по оплате государственной пошлины 200 рублей, оплата услуг представителя 8000 рублей. Представитель истца Ляшко С.С. в судебном заседании поддержал уточнённые исковые требования и показал, что 4 января 2005 года по решению Сакского горрайонного суда Автономной Республики Крым родители Титовой А.Г. были лишены родительских прав в отношении неё. Она воспитывалась на Украине у бабушки, которая была над ней опекуном. В 2008 году бабушка её привезла в Россию и отказалась от неё. По приказу департамента образования г.Омска, Титова А.Г. была определена в учреждение для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, её поместили в детский дом г. Омска. С 01 сентября 2008 года Титова А.Г. стала обучаться в профессиональном училище № 18. ДД.ММ.ГГГГ у неё родилась дочь София и она стала снимать квартиру в <адрес>, другого жилья у неё нет. Опекунство над Титовой А.Г. закончилось, поскольку она стала совершеннолетней, закреплённого за ней жилья нет. Комнату для проживания с ребёнком Титовой А.Г. в ПУ-18 предоставить не могут, поскольку общежитие в училище является не семейным. Титовой А.Г. с маленьким ребёнком очень трудно проживать в таких условиях, поскольку практически не остаётся денег на проживание и питание, все деньги уходят на оплату коммунальных платежей и арендную плату. Титова А.Г. неоднократно обращалась с заявлениями в Администрацию Одесского муниципального района Омской области о предоставлении ей жилья, но до настоящего времени она жильём не обеспечена, полагает, что Администрация Одесского муниципального района своим бездействием нарушает права Титовой А.Г. по предоставлению ей жилого помещения. Судя по обеспечению в районе жильём детей сирот, жилья можно не дождаться ещё около 20 лет. Собственных денежных средств у Титовой А.Г. на приобретение жилья нет. Полагает, что Администрация Одесского района вполне может предоставить квартиру Титовой А.Г. из муниципального жилого фонда. Для защиты своих жилищных прав Титова А.Г. была вынуждена обратиться к услугам своего представителя и понесла на это затраты в размере 8000 рублей которые он просит взыскать с ответчика в пользу Титовой А.Г.. Просит суд признать бездействие Администрации Одесского муниципального района Омской области по не предоставлению Титовой А.Г. жилого помещения по договору социального найма незаконным. Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить Титовой А.Г. жилое помещение по договору социального найма. Взыскать с Администрации Одесского муниципального района Омской области в пользу Титовой А.Г. 8200 рублей из них: расходы по оплате государственной пошлины 200 рублей, оплата услуг представителя 8000 рублей. Представитель ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области Журавлев С.А. в судебном заседании уточнённые исковые требования истицы и её представителя не признал в полном объёме и показал, что 06 апреля 2010 года Титова А.Г. обращалась с заявлением в Администрацию Одесского муниципального района Омской области о постановке её на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно Распоряжения Главы Одесского муниципального района № 108 от 31 мая 2010 года Титову А.Г. поставили на учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она находилась в списке на предоставление жилого помещения под номером 53. Ежегодно Администрация Одесского района приобретает для детей сирот не более двух квартир, денежные средства на приобретение жилья для детей сирот поступают в виде субвенций из областного бюджета. Обращалась ли Администрация Одесского муниципального района в Правительство Омской области о выделении дополнительных средств для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей он сказать суду не может. В настоящее время Титова А.Г. в списке на обеспечение жильём значится под номером 45. Жильё приобретается детям сиротам согласно очередности по списку. Свободного жилья находящегося в муниципальной собственности нет. Он не может сказать суду, когда Титовой А.Г. будет предоставлено жильё. Просит суд в иске отказать. Выслушав в судебном заседании истца, представителя истца, представителя ответчика и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу приведённой нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилых помещениях являются перечисленные в ней юридические факты каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании установлено, что над Титовой А.Г., <данные изъяты> в настоящее время прекращена опека и попечительство, жилого помещения за ней не закреплено. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. На Титову А.Г., <данные изъяты> распространяется его действие. В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями ст. 8 Закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учёт, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления. Суд считает, что жилое помещение истице Титовой А.Г. должно быть предоставлено вне очереди. При этом, исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктами 14, 15 ст. 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (с изменениями и дополнениями) состоящие на регистрационном учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи. Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Судом установлено, что согласно решения Сакского горрайонного суда Автономной Республики Крым от 4 января 2005 года К.Н.В. и Т.Г.Н. лишены родительских прав в отношении дочери Титовой А.Г., <данные изъяты> (л.д.14). Согласно приказа № 1347-0 от 19 августа 2008 года, Директором департамента образования Администрации города Омска принято решение определить несовершеннолетнюю Титову А.Г. в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.15). Согласно справки № 135 от 11 апреля 2011 года, Титова А.Г. обучается в БОУ НПО «Профессиональное училище № 18» по профессии «Портной» с 01 сентября 2008 года по 30 июня 2012 года на очном отделении, находится на полном государственном обеспечении (л.д.10). Согласно заявления от 06 апреля 2010 года Титова А.Г. обращалась в Администрацию Одесского муниципального района с просьбой поставить на очередь граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.8). Согласно распоряжения от 31 мая 2010 года № 108 Главы Одесского муниципального района Омской области «О постановке на регистрационный учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Титова А.Г. поставлена на регистрационный учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.7). Согласно единого регистрационного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2010 год Титова А.Г. значится под № 45 (л.д.31-36). При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Титовой А.Г. жилым помещением возложена на Администрацию Одесского муниципального района Омской области. Исследовав в судебном заседании доказательства суд, считает, что Титова А.Г. в соответствии с действующим законодательством должна быть обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Истица Титова А.Г., представитель истца Ляшко С.С. в судебном заседании предоставили суду доказательства того, что Администрация Одесского муниципального района Омской области проявляет бездействие не предоставляя жилое помещение Титовой А.Г.. Представитель ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области Журавлев С.А. в судебном заседании не предоставил суду доказательств того, что Титова А.Г. обеспечена жилым помещением в соответствии с действующим законодательством. Суд считает, что более одного года Администрация Одесского муниципального района Омской области проявляет бездействие не предоставляя жилое помещение Титовой А.Г. относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к тому же имеющую на иждивении малолетнего ребёнка, дочь Т.С.В., <данные изъяты>. При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать бездействие Администрации Одесского муниципального района Омской области по не предоставлению жилого помещения по договору социального найма Титовой А.Г. незаконным. Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить Титовой А.Г. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворён частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, ответчик Администрация Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу. Судом установлено, что расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей при подаче искового заявления в суд понесла истица Титова А.Г., суд считает необходимым в этой части иска Титовой А.Г. отказать. В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В судебном заседании установлено, что согласно договора поручения № 65/2011 на оказание юридической помощи, заключенного 17 мая 2011 года между Ляшко С.С. (исполнитель) и Титовой А.Г. (заказчик), предметом договора является оказание юридических услуг заказчику на возмездной основе. Согласно п.3.3.4 указанного договора услуги исполнителя по данному договору составляют 8000 рублей. Договор подписан сторонами (л.д.42-43). В судебном заседании 20 июля 2011 года интересы истицы Титовой А.Г. представлял Ляшко С.С., согласно представленного акта приёма-передачи денег по договору № 65/2011 поручения за оказание юридических услуг от 17 мая 2011 года, Титова А.Г. уплатила Ляшко С.С.- 8000 рублей (л.д.44). Суд считает, что размер оплаты подлежащей взысканию за оказание юридических услуг является завышенным, поскольку представитель истца Ляшко С.С. составил истице Титовой А.Г. только лишь исковое заявление, присутствовал на беседе в суде 06 июля 2011 года и принимал участие в судебном заседании 20 июля 2011 года, размер оплаты подлежащей взысканию подлежит снижению до 4200 рублей. Таким образом, суд считает необходимым взыскать с Администрации Одесского муниципального района Омской области в пользу Титовой А.Г. расходы по оплате услуг представителя в размере 4200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Уточнённые исковые требования Титовой А.Г. к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании бездействия по не предоставлению жилого помещения по договору социального найма незаконным, обязывании предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины и услуг представителя удовлетворить в части. Признать бездействие Администрации Одесского муниципального района Омской области по не предоставлению жилого помещения по договору социального найма Титовой А.Г. незаконным. Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить Титовой А.Г. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Взыскать с Администрации Одесского муниципального района Омской области в пользу Титовой А.Г. 4200 рублей 00 копеек (четыре тысячи двести рублей 00 коп.) за понесённые расходы по оплате услуг представителя. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения с подачей жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение обжаловалось, оставлено без изменения, вступило в законную силу 31.08.2011. Председательствующий: судья А.В. Тарновский