Дело № 2-769/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Одесский районный суд Омской области в составе: Председательствующего судьи Толмачева Е.В., при секретаре судебного заседания Ригерт С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Одесское Одесского района Омской области 29 сентября 2011 года дело по иску Мирошниченко Е.А. к администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны, У С Т А Н О В И Л: Мирошниченко Е.А. обратилась в Одесский районный суд Омской области с иском к администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны, в заявлении указала, что она 18.07.2011 года обратилась в администрацию Одесского района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и с заявлением о включении ее в список граждан претендующих на получение социальных выплат по Постановлению Правительства Омской области от 26.07.2006 года №99-П. Она является вдовой участника ВОВ, сама имеет права на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. 21.07.2011 глава администрации Одесского муниципального района распоряжением №239 отказал ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Она проживает в доме, принадлежащем ей на праве собственности, также с ней проживает ее сын М.А.А., жена сына М.Е.Н. (до ДД.ММ.ГГГГ они проживали гражданским браком, ДД.ММ.ГГГГ они вступили в брак), у жены сына от первого брака имеются двое детей Ш.В.С. <данные изъяты> и Ш.Н.С. <данные изъяты>, которые также проживают совместно с ней. Дом состоит из трех комнат: 19.7, 6.9 и 8.2 кв.м, общая площадь дома 67 кв.м., 1974 года постройки, с печным отоплением. Ввиду того, что она уже преклонного возраста и после перенесенного в 2010 году повторного острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта), после которого у нее левосторонний гемипарез и она практически не ходит, она нуждается в благоустроенном жилье с центральным отоплением. Уход за ней осуществляют сын и невестка, которые и проживают с ней, так как дом должным образом неблагоустроен, имеется очень много неудобств. Самостоятельно топить печь в зимний период она не может, чтобы совершать гигиенические процедуры, ей необходима ванна, так как она без посторонней помощи не стоит, душевая кабина ей не подходит. Провести канализацию не позволяют близко стоящие подземные воды, а самое главное состояние основы дома - фундамента, фундамент дома весь в трещинах. Все надворные пристройки - гараж, летняя кухня, сарай пришли тоже в негодность и подлежат сносу. Ее супруг М.А.И. - участник Великой Отечественной Войны с 26.12.1991 года по 30.03.2001 года стоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о том, что он снят с очереди администрация района ее не уведомила. Просит суд признать распоряжение главы Одесского муниципального района № 239 от 21.07.2011 года об отказе Мирошниченко Е.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, и обязать администрацию Одесского муниципального района поставить Мирошниченко Е.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истец Мирошниченко Е.А. в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляла. В судебном заседании представитель истца Мирошниченко А.А. поддержал уточнённые исковые требования, просит суд признать распоряжение главы Одесского муниципального района № 239 от 21.07.2011 года «О снятии (отказе) с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать Мирошниченко Е.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать администрацию Одесского муниципального района включить Мирошниченко Е.А. как вдову участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п., с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 18.07.2011 года. Представитель ответчика администрации Одесского муниципального района Омской области Бабина Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в виду того, что Мирошниченко Е.А. имеет в собственности недвижимость, главой Одесского муниципального района Омской области 23.07.2011 года издано распоряжение о снятии Мирошниченко Е.А. с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Выслушав в судебном заседании представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему: Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ч.1, 3 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями)- определено обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения. В судебном заседании установлено, что согласно свидетельства о браке <данные изъяты>, М.А.И. и Ш.Е.А. вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ, после регистрации брака присвоены фамилии: мужу Мирошниченко, жене Мирошниченко. Согласно свидетельства о смерти <данные изъяты> Одесской сельской администрацией Одесского района Омской области, М.А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справки № 27/2 выданной 05 июля 2011 года военным комиссариатом Омской области - отдел по Щербакульскому и Одесскому районам, М.А.И., <данные изъяты> являлся участником Великой Отечественной войны, принимал участие в боевых действиях в составе 45 артиллерийского полка, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находился в плену с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л/д. 24). Согласно удостоверения серии <данные изъяты> Бюджетным учреждением «Центр социальных выплат и материально- технического обеспечения по Одесскому району» Мирошниченко Е.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен (умерших) военнослужащих статьей 21 Закона « О ветеранах» (л/д. 21). Согласно удостоверения <данные изъяты> Управлением социальной защиты населения администрации Омской области Мирошниченко Е.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (л/д. 20). Судом установлено, что 18 июля 2011 года Мирошниченко Е.А. обращалась в администрацию Одесского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с непригодностью жилья. Согласно справке № 3057 от 18 августа 2011 года выданной администрацией Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, Мирошниченко Е.А. проживает по адресу: <адрес>, совместно с ней проживает сын Мирошниченко А.А. (л.д. 14). В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Пунктом 12 данного Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Согласно акта от 14 июля 2011 года проверки жилищных условий проведённой комиссией администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района установлено, что Мирошниченко Е.А. проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Дом общей площадью 67,0 кв.м, жилой площадью 34,8 кв.м, состоит из 3 комнат, дом каркаснозасыпной, кирпичный, имеется водопровод, телефон, отопление печное, канализация, горячая вода, ванная отсутствуют. Комиссия считает, что Мирошниченко Е.А. в обеспечении жильем не нуждается (л/д. 17, 18). Согласно распоряжения № 239 от 21 июля 2011 года главы Одесского муниципального района Омской области «Об снятии (отказе) с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», Мирошниченко Е.А. отказано в постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку на основании свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты> имеет в собственности жилье (л.д. 5). Согласно свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты> выданного Учреждением юстиции <адрес> по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, Мирошниченко Е.А. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 67,0 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> (л/д. 6). Таким образом, судом установлено, что Мирошниченко Е.А. в настоящее время проживает в жилом доме, который по своим техническим характеристикам не отвечает предъявляемым требованиям для жилого помещения. Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 и настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утверждён порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём категорий граждан, определённых Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» за счёт средств», полученных из федерального бюджета в виде субвенций. Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», необходимо завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Таким образом, суд считает, что Мирошниченко Евдокия Алексеевна, <данные изъяты>, вдова умершего участника Великой Отечественной войны является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд считает, что отказ в постановке на учёт Мирошниченко Е.А., <данные изъяты>, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, как нуждающейся в улучшении жилищных условий нарушает её право как члена семьи участника Великой Отечественной войны на меру социальной поддержки по обеспечению жильём. В соответствии со 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Представитель истца Мирошниченко А.А. в судебном заседании предоставил суду доказательства того, что вдова участника Великой Отечественной войны Мирошниченко Е.А. нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения. Ответчиком администрацией Одесского муниципального района Омской области не предоставлены суду доказательства того, что вдова участника Великой Отечественной войны Мирошниченко Е.А. не нуждается в улучшении жилищных условий и не имеет права на обеспечение жилым помещением. Суд считает, что проживание Мирошниченко Е.А. в жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности, не отвечающем предъявляемым требованиям к жилому помещению, не может являться основанием для отказа в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, ответчик администрация Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Мирошниченко Е.А., <данные изъяты>, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны к администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны удовлетворить в полном объёме. Признать распоряжение главы Одесского муниципального района Омской области от 21.07.2011 года № 239 «Об снятии (отказе) с учёта граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать Мирошниченко Е.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать администрацию Одесского муниципального района включить Мирошниченко Е.А. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 18.07.2011 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение десяти дней со дня его вынесения, с подачей жалобы через Одесский районный суд Омской области. Судья: Е.В. Толмачев Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 11.10.2011.