дело № 2-784/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Одесский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Тарновского А.В. при секретаре судебного заседания Гляденцевой В.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Одесское Одесского района Омской области 06 октября 2011 года дело по иску Шкиева М.М. к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании бездействия в предоставлении жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не правомерным, обязывании предоставить жильё, У С Т А Н О В И Л: Шкиев М.М. обратился в Одесский районный суд Омской области с иском к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании бездействия по не предоставлению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не правомерным, обязывании предоставить жильё, указав, что он является ребёнком, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления главы администрации Одесского районного самоуправления № 540 от 09.12.1997 года его опекуном назначена Ш.У.К., в связи с тем, что его отец Ш.М.К. имеет другую семью и отказался от его воспитания, а место нахождение его матери Ш.Г.С. не известно. Указанным постановлением жилая площадь за ним не закреплялась. Ш.У.К. являлась опекуном до достижения им возраста 18 лет. Постановлением главы администрации Одесского муниципального района Омской области № 7 от 14 января 2008 года он поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма. Постановлением главы администрации Одесского муниципального района Омской области № 120 от 06 октября 2009 года он включен во внеочередной список в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма. В настоящий момент он не имеет собственного жилья, проживает по адресу: <адрес> в семье опекуна. Просит признать бездействие Администрации Одесского муниципального района Омской области в предоставлении жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей неправомерным. Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке. Истец Шкиев М.М. в судебном заседании поддержал уточнённые исковые требования и показал, что он является ребёнком, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления главы Одесского районного самоуправления № 540 от 09.12.1997 года его опекуном была назначена тётя Ш.У.К., в связи с тем, что его отец Ш.М.К. имеет другую семью и отказался от его воспитания, а место нахождение его матери Ш.Г.С. ему не известно. Указанным постановлением жилая площадь за ним не закреплялась. Ш.У.К. являлась его опекуном до достижения им возраста 18 лет, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы Одесского муниципального района Омской области № 7 от 14 января 2008 года он был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма. Постановлением главы Одесского муниципального района Омской области № 120 от 06 октября 2009 года он включен во внеочередной список в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма. В настоящий момент он не имеет собственного жилья, проживает по адресу: <адрес> в семье опекуна. Он обращался с заявлениями в Администрацию Одесского муниципального района о предоставлении ему жилья, но всё безрезультатно, с места его работы направлялось ходатайство о предоставлении ему жилья, но оно также осталось без ответа. По имеющимся у него сведениям он стоит в очереди на получение жилья под № 35. Он считает, что он отслужил в армии, в отношении него прекращена опека и попечительство более 5 лет назад, ему Администрация Одесского муниципального района обязана предоставить жилье. Он намерен создать свою семью и проживать в жилом помещении, которое ему будет предоставлено. Просит суд признать бездействие Администрации Одесского муниципального района Омской области по предоставлению ему жилого помещения по договору социального найма, незаконным. Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Представитель ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области Бабина Н.А. в судебном заседании уточнённые исковые требования не признала и показала, что жильё предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей согласно очередности. Шкиев М.М. стоит в первоочередном списке под № 35. Когда подойдёт очередь тогда и будет Шкиеву М.М. предоставлено жильё. Когда будет реально обеспечен жильем Шкиев М.М. она сказать суду не может. Почему не дан ответ на ходатайство начальника отдела внутренних дел от 02 марта 2011 года о предоставлении Шкиеву М.М. жилья она сказать суду не может. Просит суд в удовлетворении уточнённых исковых требований Шкиеву М.М. отказать. Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Одесского муниципального района Омской области Харлан О.А. в судебном заседании показала, что уточнённые исковые требования истца она поддерживает в полном объёме. На сегодняшний день Шкиев М.М. стоит в первоочередном списке под номером 7, поскольку в данном списке стоят ещё и дети, не достигшие совершеннолетия и лица которые уже получили жильё. Когда будет предоставлено Шкиеву М.М. жильё она сказать суду не может. С 2007 по 2010 годы ежегодно приобреталось для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по две квартиры в год, на 2011 год выделены деньги на приобретение 4-5 квартир. В отношении Шкиева М.М. прекращена опека ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что Шкиев М.М. имеет полное право на получение жилья, поскольку опека в отношении него прекращена более 5 лет назад, он отслужил в армии и в настоящее время работает. Просит суд уточнённые исковые требования удовлетворить в полном объёме. Выслушав в судебном заседании стороны, представителя третьего лица и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу приведённой нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилых помещениях являются перечисленные в ней юридические факты каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями ст. 8 Закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учёт, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления. При этом, исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктами 14, 15 ст. 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (с изменениями и дополнениями) состоящие на регистрационном учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи. Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Судом установлено, что согласно свидетельства о рождении <данные изъяты>, Шкиев М.М., родился ДД.ММ.ГГГГ, родителями у него значатся: отец Ш.М.К., мать Ш.Г.С. (л.18). В судебном заседании установлено, что согласно постановления Главы Одесского районного самоуправления от 09.12.1997 года № 540 «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Шкиевым М.М.» опекуном над несовершеннолетним Шкиевым М.М. назначена Ш.У.К., поскольку отец Ш.М.К. проживает в Р.Казахстан и имеет другую семью, местонахождение матери Ш.Г.С. неизвестно (л.д.10). Согласно Распоряжения Главы Одесского муниципального района Омской области от 14 января 2008 года № 7 «О постановке на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Шкиев М.М. поставлен на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в общий список (л.д.11-12). Согласно Распоряжения Главы Одесского муниципального района Омской области от 06 октября 2009 года № 120 «О постановке на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Шкиев М.М. включен во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.13). Согласно информации № 02/006/2011-956 предоставленной 26.05.2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, в Едином государственном реестре прав отсутствуют записи о регистрации прав на Шкиева М.М. (л.д.15). Судом установлено, что Шкиев М.М. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается справками, выданными Администрацией Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области (л.д.16-17), копией паспорта (л.д.19). Согласно свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, Ш.У.К. является собственником жилья по адресу: <адрес> (л.д.21). В судебном заседании установлено, что Шкиев М.М. в настоящее время работает в МО МВД России «Одесский», 02 марта 2011 года начальником отдела внутренних дел, Главе Одесского муниципального района Омской области направлялось ходатайство о выделении жилья работнику Шкиеву М.М., но данное ходатайство осталось без удовлетворения (л.д.14). Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области Бабиной Н.А.. В судебном заседании установлено, что опека над Шкиевым М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения прекращена ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение за ним не закреплено. Суд считает, что жилое помещение Шкиеву М.М. должно быть предоставлено вне очереди, обязанность по обеспечению Шкиева М.М. как ребёнка оставшегося без попечения родителей, жилым помещением, во внеочередном порядке действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления - муниципальные районы Омской области. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Истец Шкиев М.М. в судебном заседании предоставил суду доказательства того, что Администрация Одесского муниципального района Омской области проявляет бездействие, не предоставляя ему жилое помещение как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Представитель ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области Бабина Н.А. в судебном заседании не предоставила суду доказательств того, что Шкиев М.М. обеспечен жилым помещением в соответствии с действующим законодательством как лицо, оставшееся без попечения родителей. Суд считает, что более пяти лет Администрация Одесского муниципального района Омской области не предоставляет жилое помещение Шкиеву М.М. относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проявляя бездействие. При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать бездействие Администрации Одесского муниципального района Омской области по предоставлению жилого помещения по договору социального найма Шкиеву М.М., незаконным. Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить Шкиеву М.М. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворён частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, ответчик Администрация Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Уточнённые исковые требования Шкиева М.М. к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании бездействия по предоставлению жилого помещения по договору социального найма незаконным, обязывании предоставить ему жилое помещение по договору социального найма удовлетворить в полном объёме. Признать бездействие Администрации Одесского муниципального района Омской области по предоставлению жилого помещения по договору социального найма Шкиеву М.М., незаконным. Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить Шкиеву М.М. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения с подачей жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 24.10.2011. Председательствующий: судья А.В. Тарновский