Именем Российской Федерации Одесский районный суд Омской области в составе: Председательствующего судьи Толмачева Е.В., при секретаре судебного заседания Ригерт С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Одесское, Омской области 26 октября 2011 года дело по исковому заявлению Хмарук Л.А. к ГУ-ОПС Пенсионного фонда РФ в Одесском районе Омской области о признании права на досрочную пенсию, У С Т А Н О В И Л: Хмарук Л.А. обратилась в Одесский районный суд Омской области с исковым заявлением, в котором указала, что 07 сентября 2011 года она обратилась в ГУ- ОПС в Одесском районе Омской области с заявлением о назначении досрочной пенсии, в связи с достижением льготного пенсионного стажа. После окончания пединститута им. М.Горького в 1985 году, 15 августа назначена учителем истории в Русановскую среднюю школу Нововоршавского района Омской области, где работала до 07.08.1986 года. В связи с переводом в Одесское РОНО, уволена. С 28 августа 1986 года работала учителем истории в Громогласовской основной школе Одесского района по 27 августа 2005 года, стаж составил 19 лет. С 28 августа 2005 года принята воспитателем в Муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Муниципального образования Омской области, а с 7 апреля 2006 года переведена заведующей реабилитационного отделения. Стаж работы составил 8 месяцев 9 дней. С 7 апреля 2006 года по настоящее время работает заведующей отделением социальной реабилитации в БУ «СРЦН Одесского района», стаж работы 5 лет 5 месяцев. Таким образом, непрерывный стаж работы составляет 26 лет 1 месяц 22 дня. Все время она непосредственно работала с детьми. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации прав граждан от 09.09.2011 года отказала ей в назначении льготной пенсии и включения периода работы с 07.04.2006 года по 07.09.2011 года в льготный стаж, дающий право на досрочную пенсию, мотивируя тем, что она работа в должности заведующей отделением реабилитации в «Социально-реабилитационном центре» не предусмотрена Списками утвержденными постановлением Правительства № 781 от 29.10.2001 года, а также с 19.03.2003 года по 06.04.2003 года, с 12.10.2003 года по 23.10.2003 года - отпуск по уходу за ребенком. Просила суд признать незаконным протокол № 121 от 09.09.2011 года заседания комиссии по рассмотрению вопросов реабилитации прав граждан. Включить в педагогический стаж периоды работы в качестве заведующего отделением социальной реабилитации в БУ «СРЦН Одесского района» с 07.04.2006 года по 07.09.2011 года. Назначить выплату пенсии с момента возникновения права на пенсию. Истец Хмарук Л.А. в судебном заседании просила суд исковые требования удовлетворить по указанным в заявлении основаниям. Представитель ответчика Минц А.Г. в судебном заседании исковые требования Хмарук Л.А. не признала, пояснила, в специальный стаж истца не включен период отпуска по уходу за ребенком, а также период работы в должности заведующей отделением реабилитации в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних с 03.04.2006 года по 31.03.2011 года, так как должность не предусмотрена Списками должностей и учреждений утвержденными постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2001 года. В связи с изложенным, просила отказать в удовлетворении исковых требований Хмарук Л.А. в полном объеме. Оценивая доводы сторон, суд принял во внимание следующие обстоятельства. Судом установлено, что Хмарук Л.А. 07.09.2011 года обратилась в ГУ ОПС ПФР в Одесском районе Омской области с заявлением о назначении досрочной пенсии, представила все необходимые документы. Протоколом Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 09 сентября 2011 года за № 121 установлено наличие у Хмарук Л.А. льготного стажа - 21 год 6 месяцев 3 дня (л.д. 6). Согласно решению об отказе в удовлетворении пенсии от 09.09.2011 года ГУ-ОПС ПФР в Одесском районе Омской области рассмотрев заявление Хмарук Л.А. принял решение об отказе в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого льготного стажа для назначения пенсии по старости (л.д. 7). В соответствии с данными трудовой книжки <данные изъяты> выданной Хмарук Л.А., <данные изъяты> она имеет среднее/высшее образование, в различные периоды осуществляла трудовую деятельность в учреждениях образования, в том числе в оспариваемый период с 07.04.2006 года по настоящее время в должности заведующей отделением реабилитации в «Социально-реабилитационном центре» (л.д. 14 - 21). В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно п. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно действующей системе пенсионного обеспечения установление для определенных категорий лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в общеобразовательных учреждениях, а лишь с такой выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основано на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации). В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации 29 октября 2002 года издано Постановление № 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и медицинских учреждениях для детей. Так, согласно п. 5 указанных Правил периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пунктах 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы) нормы рабочего времени (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. В силу п.п. «а» п. 8 Правил в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений в пунктах 1.1, 1.2, 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год. Согласно п. 11 Правил работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка. Следовательно, указанными выше Списками в разделе «Наименование учреждений» (п. 1.13) предусмотрено учреждение - социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, однако «Наименование должностей» (п. 1) данного Списка не содержит указание на должность, которую занимает истец Хмарук Л.А., должность заведующей отделением реабилитации в «Социально-реабилитационном центре», и в связи с этим, требования истца о зачете в льготный стаж спорного периода не основаны на нормах действующего законодательства, а поэтому удовлетворению не подлежат. Кроме того, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 19.03.2003 по 06.04.2003, с 12.10.2003 по 23.10.2003 года также не подлежит зачету в льготный стаж по следующим основаниям. Судом установлено, что истец Хмарук Л.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 19.03.2003 по 06.04.2003, с 12.10.2003 по 23.10.2003 года, то есть после вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Таким образом, период нахождения Хмарук Л.А. в отпуске по уходу за ребенком, предоставленный после 6 октября 1992 года обоснованно не учтен ответчиком при исчислении льготного стажа истца. Таким образом, льготный стаж истца Хмарук Л.А. составил - 21 год 06 месяцев 03 дня. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении искового заявления Хмарук Л.А. к ГУ-ОПС Пенсионного фонда РФ в Одесском районе Омской области о признании права на досрочную пенсию, отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение десяти дней с подачей жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение обжаловалось, оставлено без изменения, вступило в законную силу 30.11.2011. Судья: Е.В.Толмачев