Р Е Ш Е Н И Е Одесский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Тарновского А.В. при секретаре судебного заседания Гляденцевой В.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Одесское Одесского района Омской области 1 ноября 2011 года дело № 2-845/2011 года по иску прокурора Одесского района в интересах неопределённого круга лиц, в том числе интересов инвалидов к Одесскому районному потребительскому обществу об обязывании выделить для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов места на стоянке и обязывании оборудовать место для парковки автотранспортных средств инвалидов специальным указателем, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Одесского района обратился в Одесский районный суд Омской области с иском в интересах неопределённого круга лиц, в том числе интересов инвалидов к Одесскому районному потребительскому обществу об обязывании выделить для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов места на стоянке и обязывании оборудовать место для парковки автотранспортных средств инвалидов специальным указателем, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Статья 15 Федерального закона № 181-ФЗ предусматривает, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Указанная норма предусматривает, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. Проведённой проверкой установлено, что на территории автостоянки расположенной около здания магазина «Радуга» Одесского РайПО не выделены места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Отсутствуют специальные указатели (визуальная информация) для стоянки транспортных средств инвалидов. Данное нарушение требований федерального законодательства существенно ограничивает права инвалидов на беспрепятственное посещение объектов торговли. Просит обязать Одесское районное потребительское общество выделить для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов места на стоянке, расположенной около здания магазина «Радуга» по адресу: <адрес>, в количестве 1 места. Обязать Одесское районное потребительское общество оборудовать место для парковки автотранспортных средств инвалидов специальным указателем. Взыскать с ответчика государственную пошлину в местный бюджет. В судебном заседании помощник прокурора Одесского района Омской области Дизер Е.И. поддержал заявленные исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям в полном объёме. Просит суд обязать Одесское районное потребительское общество выделить для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов места на стоянке, расположенной около здания магазина «Радуга» по адресу: <адрес>, в количестве 1 места. Обязать Одесское районное потребительское общество оборудовать место для парковки автотранспортных средств инвалидов специальным указателем. Взыскать с ответчика государственную пошлину в местный бюджет. Представитель ответчика Одесского районного потребительского общества, председатель Совета Ильина О.И. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объёме и показала, что на стоянке расположенной около здания магазина «Радуга» по адресу: <адрес> собственником, которого является Одесское РайПО, на сегодняшний день не обозначено указателем место для стоянки автотранспортных средств инвалидов. Они только лишь заказали знаки, которые будут установлены по мере их изготовления. Просит суд в иске прокурору Одесского района Омской области отказать. Представитель третьего лица Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Одесскому району в судебное заседание не явился о дне слушания дела извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало. В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд считает неявку представителя третьего лица Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Одесскому району неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Одесского района Дизер Е.И., представителя ответчика и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему: Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Статьей 15 вышеуказанного закона предусмотрено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. В судебном заседании установлено, что на территории автостоянки расположенной около здания магазина «Радуга», по адресу: <адрес> принадлежащего Одесскому РайПО не выделены места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, отсутствуют специальные указатели (визуальная информация) для стоянки транспортных средств инвалидов. Данный факт подтверждается информацией о проведении мониторинга доступности учреждений социальной инфраструктуры маломобильным группам населения № 81 от 22 сентября 2011 года предоставленной Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по Одесскому району Омской области (л.д.6). Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика Одесского РайПО Ильиной О.И.. Согласно свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц <данные изъяты>, Одесское районное потребительское общество зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д.15). В соответствии со 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Помощник прокурора Одесского района Омской области Дизер Е.И. в судебном заседании предоставил суду доказательства того, что на территории автостоянки расположенной около здания магазина «Радуга» по адресу: <адрес> принадлежащего Одесскому РайПО не выделены места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, отсутствуют специальные указатели (визуальная информация) для стоянки транспортных средств инвалидов. Представителем ответчика Одесского районного потребительского общества Ильиной О.И. не предоставлены суду доказательства того, что на территории автостоянки расположенной около здания магазина «Радуга» по адресу: <адрес> выделены места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые оборудованы специальными указателями. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Суд считает, что прокурор законно и обоснованно обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку выявленные нарушения законодательства затрагивают права лиц, являющихся инвалидами на беспрепятственное посещение объекта торговли. На основании вышеизложенного, суд считает необходимым обязать Одесское районное потребительское общество выделить для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов места на стоянке расположенной около здания магазина «Радуга» по адресу: <адрес>, в количестве 1 места. Обязать Одесское районное потребительское общество оборудовать место для парковки автотранспортных средств инвалидов специальным указателем. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательствомРоссийской Федерации. В соответствии с п.2 ст.61 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов. Суд считает необходимым оплату государственной пошлины отнести на ответчика Одесское районное потребительское общество. Взыскать с Одесского районного потребительского общества в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей (двести рублей). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Одесского района в интересах неопределённого круга лиц, в том числе интересов инвалидов к Одесскому районному потребительскому обществу об обязывании выделить для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов места на стоянке и обязывании оборудовать место для парковки автотранспортных средств инвалидов специальным указателем удовлетворить в полном объёме. Обязать Одесское районное потребительское общество выделить для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов места на стоянке расположенной около здания магазина «Радуга» по адресу: <адрес>, в количестве 1 места. Обязать Одесское районное потребительское общество оборудовать место для парковки автотранспортных средств инвалидов специальным указателем. Взыскать с Одесского районного потребительского общества в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей (двести рублей). Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения с подачей жалобы через Одесский районный суд Омской областиРешение не обжаловалось, вступило в законную силу 17.11.2011. Председательствующий: судья А.В. Тарновский