Решение по иску прокурора к администрации Одесского сельского поселения об обязывании выделить места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов



                            Дело № 2-919/2011г.

    Р Е Ш Е Н И Е

     Именем Российской Федерации

Одесский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Толмачева Е.В.,

при секретаре судебного заседания Ригерт С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Одесское Одесского района Омской области 20 декабря 2011 года гражданское дело по иску прокурора Одесского района в интересах неопределённого круга лиц, в том числе интересов инвалидов к администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области об обязывании выделить для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов места на стоянке и обязывании оборудовать место для парковки автотранспортных средств инвалидов специальным указателем,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Одесского района обратился в Одесский районный суд Омской области с иском в интересах неопределённого круга лиц, в том числе интересов инвалидов к администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области об обязывании выделить для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов места на стоянке и обязывании оборудовать место для парковки автотранспортных средств инвалидов специальным указателем, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Проведённой проверкой установлено, что на территории автостоянки расположенной около здания Межрайонной инспекции ФНС № 6 по Омской области, <адрес>, не выделены места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Отсутствуют специальные указатели (визуальная информация) для стоянки транспортных средств инвалидов. Выявленные нарушения требований законодательства нарушают права лиц, являющихся инвалидами на беспрепятственное посещение Межрайонной инспекции ФНС № 6 по Омской области в Одесском районе.

Просит обязать администрацию Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области выделить для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов места на стоянке, расположенной около здания Межрайонной инспекции ФНС № 6 по Омской области, <адрес> в количестве 1 места. Обязать администрацию Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области оборудовать место для парковки автотранспортных средств инвалидов специальным указателем.

В судебном заседании прокурор Дизер Е.И. поддержал заявленные исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям в полном объёме. Уточнив, что госпошлину взыскивать не следует в виду того, что в качестве ответчика выступает орган местного самоуправления.

Представитель ответчика администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 6 по Омской области Мозоль Т.А. в судебном заседании пояснила, что земельный участок находится у Межрайонной ИФНС России № 6 по Омской области на праве постоянного (бессрочного) пользования и поэтому налоговый орган не вправе распоряжаться земельным участком, не являющимся его собственностью, обязанность по выделению на стоянке мест для инвалидов и оборудования его специальными знаками лежит на собственнике земельного участка, то есть на администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области.      

Представитель третьего лица Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Одесскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права 55 АВ № 543786 от 02 ноября 2007 года земельный участок расположенный по адресу: <адрес> предоставлен Межрайонной инспекции ФНС № 6 по Омской области на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д.12).

Согласно ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

В судебном заседании установлено, что на территории автостоянки около здания Межрайонной инспекции ФНС № 6 по Омской области, по адресу: <адрес>, расположенной на земельном участке, принадлежащем администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, не выделены места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, отсутствуют специальные указатели (визуальная информация) для стоянки транспортных средств инвалидов.

Данный факт подтверждается информацией о проведении мониторинга доступности учреждений социальной инфраструктуры маломобильным группам населения № 81 от 22 сентября 2011 года предоставленной Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по Одесскому району Омской области (л.д. 5).

В соответствии со 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд считает, что прокурор предоставил суду доказательства того, что на территории автостоянки около здания Межрайонной инспекции ФНС № 6 по Омской области, по адресу: <адрес>, расположенной на земельном участке, принадлежащем администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, не выделены места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, отсутствуют специальные указатели (визуальная информация) для стоянки транспортных средств инвалидов.

Представителем ответчика администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не предоставлены суду доказательства того, что на территории автостоянки около здания Межрайонной инспекции ФНС № 6 по Омской области, по адресу: <адрес>, расположенной на земельном участке, принадлежащем администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области выделены места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые оборудованы специальными указателями.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Суд считает, что прокурор законно и обоснованно обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку выявленные нарушения законодательства затрагивают права лиц, являющихся инвалидами на беспрепятственное посещение объекта торговли.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым обязать администрацию Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области выделить для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов места на стоянке расположенной около здания Межрайонной инспекции ФНС № 6 по Омской области, по адресу: <адрес>, расположенной на земельном участке, принадлежащем администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, в количестве 1 места.

Обязать администрацию Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области оборудовать место для парковки автотранспортных средств инвалидов специальным указателем.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, администрация Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Одесского района в интересах неопределённого круга лиц, в том числе интересов инвалидов к администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области об обязывании выделить для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов места на стоянке и обязывании оборудовать место для парковки автотранспортных средств инвалидов специальным указателем удовлетворить в полном объёме.

Обязать администрацию Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области выделить для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов места на стоянке расположенной около здания Межрайонной инспекции ФНС № 6 по Омской области, по адресу: <адрес>, расположенной на земельном участке, принадлежащем администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, в количестве одного места.

Обязать администрацию Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области оборудовать место для парковки автотранспортных средств инвалидов специальным указателем.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение десяти дней со дня его вынесения, с подачей жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 30.12.2011.

Судья:                    Е.В. Толмачев