Дело № 2-16/2012г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Одесский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Толмачева Е.В., при секретаре судебного заседания Ригерт С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Одесское, Омской области 23 января 2012 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Одесского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Желанновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, обязывании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Одесского района Омской области обратился в Одесский районный суд Омской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Желанновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, обязывании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, в исковом заявлении указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации Желанновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. В ходе проведения проверки в с.Желанное Желанновского сельского поселения в южной части села на расстоянии 100 м от границы жилой застройки и на расстоянии 120 м от территории бригады № 3 установлен факт несанкционированного размещения бытовых отходов. Площадь земельного участка, на котором размещены отходы, составляет около 1 га. Санитарно-эпидемиологическое заключение на выбор земельного участка отсутствует. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией Желанновского сельского поселения по очистке территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке. Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц населения с. Желанное, а также лиц временно находящихся на указанной территории. Просит признать незаконным бездействие администрации Желанновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов площадью около 1 га в южной части с. Желанное. Обязать администрацию Желанновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов площадью около 1 га в южной части с. Желанное. В судебном заседании прокурор Дизер Е.И. поддержал заявленные требования в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика администрации Желанновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в лице главы Соловьева Л.В. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время ведутся работы по ликвидацию свалки, однако из-за отсутствия финансирования устранить нарушения не получилось. Представитель третьего лица территориального отдела Роспотребнадзора по Омской области Кисурин В.А. в судебном заседании просил исковые требования прокурора удовлетворить. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Частью 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ч.4 ст. 8 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Судом установлено, что согласно п.п. 18 п. 1 ст. 3 Устава Желанновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принятого Советом депутатов Желанновского сельского поселения, решение № 1 от 15 ноября 2005 года к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д.10 - 12). Согласно Решения Совета депутатов Одесского муниципального района Омской области от 02 апреля 2007 года № 4 «О соглашении по передаче осуществления полномочий по организации утилизации отходов» утверждено соглашение по передаче осуществления полномочий по организации утилизации бытовых отходов между администрацией муниципального района и администрациями сельских поселений. Главам сельских поселений рекомендовано организовать работу по сбору, складированию и утилизации отходов в местах отведенных для организации свалок сухих отходов, в пределах своих полномочий (л.д. 8). Согласно Соглашения между администрацией Одесского муниципального района и администрацией Желанновского сельского поселения о передаче осуществления части своих полномочий от 01 января 2007 года полномочия по организации утилизации бытовых отходов переданы администрации Желанновского сельского поселения (л.д. 9). Судом установлено, что согласно информации от 21 декабря 2011 года предоставленной прокурору Одесского района Омской области заместителем начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в ходе проверки Желанновского сельского поселения, по вопросу размещения, складирования и утилизации твердых бытовых отходов, обнаружено, что на территории населенного пункта с.Желанное в южной части на расстоянии 100 м от границы жилой застройки и на расстоянии 120 м от территории бригады № 3 находится несанкционированная свалка, ориентировочной площадью 1 га. Санитарно-эпидемиологического заключения на выбор земельного участка нет (л.д. 5 - 7). Суд считает, что непринятие администрацией Желанновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области мер к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов негативно влияет на состояние природной среды, и создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным Законом. Прокурор в судебном заседании предоставил суду доказательства того, что администрация Желанновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не принимает должных мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в с. Желанное в южной части на расстоянии 100 м от границы жилой застройки и на расстоянии 120 м от территории бригады № 3. Ответчик администрация Желанновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не предоставила суду доказательства того, что принимает должные меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в с. Желанное в южной части на расстоянии 100 м от границы жилой застройки и на расстоянии 120 метров от территории бригады № 3. Суд считает, что незаконным бездействием администрации Желанновского сельского поселения Одесского муниципального района <адрес> нарушаются права, свободы и законные интересы лиц, проживающих в с. Желанное Одесского муниципального района Омской области, а также лиц временно находящихся на указанной территории. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно обратился в суд с исковым заявлением, поскольку имеющиеся нарушения не обеспечивает охрану жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан. Государственную пошлину в соответствии со ст. 98 ГПК РФ необходимо отнести на ответчика. Однако, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, администрация Желанновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Одесского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Желанновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, обязывании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов удовлетворить в полном объёме. Признать незаконным бездействие администрации Желанновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов площадью около 1 га в южной части с. Желанное. Обязать администрацию Желанновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов площадью около 1 га в южной части с. Желанное. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 24.02.2012. Судья: Е.В. Толмачев