Решение по иску прокурора к Администрации Одесского муниципального района, МКОУ `Белостокская СОШ` о понуждении устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Одесский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Тарновского А.В.

при секретаре судебного заседания Гордиенко М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Одесское Одесского района Омской области 25 января 2012 года дело № 2-13/2012 года по иску прокурора Одесского района Омской области в защиту интересов неопределённого круга, в том числе несовершеннолетних к Администрации Одесского муниципального района Омской области, муниципальному казенному образовательному учреждению «Белостокская средняя общеобразовательная школа» о признании бездействия в несоблюдении правил санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным и понуждении устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Одесского района Омской области обратился в Одесский районный суд Омской области с иском к Администрации Одесского муниципального района Омской области, муниципальному казенному образовательному учреждению «Белостокская средняя общеобразовательная школа» о признании бездействия в несоблюдении правил санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным и понуждении устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности муниципального казенного образовательного учреждения «Белостокская средняя общеобразовательная школа (далее МКОУ «Белостокская СОШ»), в ходе которой установлено, что в указанном учреждении не в полной мере выполняются требования санитарно-эпидемиологического законодательства.

Согласно статье 6 Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, провозглашено право каждого ребёнка на жизнь. Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Частью 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы.

Статьей 43 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании», статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов.

Исходя из вышеизложенных положений Закона органы местного самоуправления, являющиеся учредителями общеобразовательных и дошкольных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.

В соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляются в пределах собственных финансовых средств.

Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 51 указанного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании» финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных и дошкольных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указание на обязанность осуществления финансирования содержания зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из местного бюджета помимо ст. 29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст. 31 данного Закона.

Так, в статье 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий отнесено к полномочиям муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, получивших лицензию.

В соответствии со статьей 28 Федерального Закона от 30.03.1999 года                № 52-ФЗ (ред. 30.12.2006) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).

Согласно пункту 3.7 СанПиН 2.4.2.2821-10 для сбора отходов на территории хозяйственной зоны оборудуется площадка, на которую устанавливаются мусоросборники (контейнеры). Площадка размещается на расстоянии не менее 25,0 м от входа на пищеблок и окон учебных классов и кабинетов и оборудуется водонепроницаемым твёрдым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны. Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки.

Согласно п.6.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 °С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 20 °С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 °С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °С, душевых - 25 °С.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 23.07.2008 № 45 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования"

Согласно п. 10.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 питьевой режим в образовательном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в ёмкости.

В нарушение указанных норм на территории хозяйственной зоны МКОУ «Белостокская СОШ» не оборудована площадка для сбора отходов с мусоросборниками (контейнерами) с плотно закрывающимися крышками, с водонепроницаемым твёрдым покрытием, размеры которой должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м. во все стороны; здание МКОУ «Белостокская СОШ» не оборудовано внутренними туалетами для мальчиков и девочек; не все учебные помещения и кабинеты МКОУ «Белостокская СОШ» оснащены бытовыми термометрами; температура в учебных кабинетах начальных классов равна от 11 до 16,5 °С, в кабинете математики - 12 °С, спортзале - 15 °С, мастерской - 9 °С, рекреация - 11 °С; в образовательном учреждении не организован питьевой режим.

Не устранение вышеуказанных норм может поставить в опасность жизнь и здоровье персонала и обучающихся в указанном учреждении, повышает риск возникновения простудных, соматических, обострения хронических заболеваний органов дыхания, мочеполовой, костно-мышечной системы.

В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 20.02.2008 года № 62 «Об утверждении порядка и критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» государственная поддержка образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, осуществляется из средств федерального бюджета Российской Федерации по итогам конкурсного отбора.

Конкурсный отбор Учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, проводится с целью оказания им государственной поддержки посредством предоставлениясубсидий. Субсидии выделяются для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической учебной базы, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников Учреждений.

Участниками конкурса могут быть Учреждения, в деятельности которых не зафиксированы нарушения образовательного и трудового законодательства. Критериями конкурсного отбора являются, помимо прочего создание условий для сохранения здоровья обучающихся, обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в Учреждении.

Таким образом, нарушения правил санитарно-эпидемиологического законодательства, имеющиеся в МКОУ «Белостокская СОШ», препятствуют получению указанным учреждением государственной поддержки на развитие инновационной деятельности, что непосредственным образом сказывается на качестве образовательного процесса, нарушает права несовершеннолетних на качественное образование и является недопустимым.

Просит признать бездействие Администрации Одесского муниципального района Омской области, муниципального казенного образовательного учреждения «Белостокская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в несоблюдении правил санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным.Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области и администрацию МКОУ «Белостокская СОШ» принять неотложные меры по устранению нарушений правил санитарно-эпидемиологического законодательства. Взыскать с МКОУ «Белостокская СОШ» государственную пошлину.

Помощник прокурора Одесского района Омской области Дизер Е.И. в судебном заседании поддержал уточнённые исковые требования по основаниям указанным в исковом заявлении, дополнив, что на территории хозяйственной зоны МКОУ «Белостокская СОШ» не оборудована площадка для сбора отходов с мусоросборниками (контейнерами) с плотно закрывающимися крышками, с водонепроницаемым твёрдым покрытием, размеры которой должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м. во все стороны; здание МКОУ «Белостокская СОШ» не оборудовано внутренними туалетами для мальчиков и девочек; в образовательном учреждении не организован питьевой режим.

Просит признать бездействие Администрации Одесского муниципального района Омской области, муниципального казенного образовательного учреждения «Белостокская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в несоблюдении правил санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным.Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области и администрацию МКОУ «Белостокская СОШ» принять неотложные меры по устранению нарушений правил санитарно-эпидемиологического законодательства: оборудовать площадку для сбора отходов с мусоросборниками (контейнерами) с плотно закрывающимися крышками, с водонепроницаемым твёрдым покрытием, здание МКОУ «Белостокская СОШ» оборудовать внутренними туалетами для мальчиков и девочек; в образовательном учреждении организовать питьевой режим. Взыскать с МКОУ «Белостокская СОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета.

Представитель ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области Журавлев С.А. в судебном заседании уточнённые исковые требования признал в полном объёме и показал, что Администрация муниципального района является учредителем МКОУ «Белостокская средняя общеобразовательная школа», а также собственником здания образовательного учреждения, выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательном учреждении имеют место, не устранены недостатки из-за отсутствия денежных средств в бюджете района. Для устранения выявленных недостатков требуется более 400 тысяч рублей. Администрацией Одесского муниципального района изыскиваются денежные средства для устранения данных недостатков. Директор образовательного учреждения МКОУ «Белостокская средняя общеобразовательная школа» Письменный С.Ю. несколько раз обращался с заявками в Администрацию района о выделении денежных средств на эти цели, но из-за недостаточного финансирования невозможно оперативно решить данную проблему. При появлении в бюджете района денежных средств указанные недостатки будут устранены.

Представитель ответчика МКОУ «Белостокская СОШ» в лице директора школы Письменный С.Ю. в судебном заседании уточнённые исковые требования признал частично и показал, что Администрация муниципального района является учредителем МКОУ «Белостокская средняя общеобразовательная школа», а также собственником здания образовательного учреждения, выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательном учреждении имеют место, не устранены недостатки в полном объёме из-за отсутствия денежных средств. Для устранения выявленных недостатков требуется более 400 тысяч рублей. Он несколько раз обращался с заявками в Администрацию Одесского муниципального района о выделении денежных средств на эти цели, но деньги выделены не были. В настоящее время решается вопрос о составлении сметы и выделении денежных средств на данные виды работ. При появлении денежных средств указанные недостатки будут устранены. В настоящее время в школе температурный режим нормальный, поскольку произведена частично замена системы отопления, установлены дополнительно отопительные радиаторы и промыта система отопления. Питьевой режим в школе установлен следующим образом: в столовой школы находится питьевой бачок и несколько кружек для питья.

Представитель третьего лица комитета по образованию Одесского муниципального района Омской области Журавлев Е.Ю. в судебном заседании показал, что с уточнёнными исковыми требованиями он согласен. Выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательном учреждении имеют место, не устранены недостатки в полном объёме из-за отсутствия денежных средств в бюджете района. Для устранения выявленных недостатков требуется более 400 тысяч рублей. В настоящее время решается вопрос о составлении сметы и выделении денежных средств на данные виды работ. При появлении денежных средств указанные недостатки будут устранены. В настоящее время в школе температурный режим нормальный, поскольку произведена частично замена системы отопления, установлены дополнительно отопительные радиаторы и промыта система отопления. В удовлетворении уточнённых исковых требований не возражает.

Представитель третьего лица Таврического отдела территориального управления «Роспотребнадзора» по Омской области в Одесском районе Кисурин В.А. в судебном заседании показал, что уточнённые исковые требования прокурора района он поддерживает, поскольку на территории хозяйственной зоны МКОУ «Белостокская СОШ» не оборудована площадка для сбора отходов с мусоросборниками (контейнерами) с плотно закрывающимися крышками, с водонепроницаемым твёрдым покрытием, размеры которой должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м. во все стороны; здание МКОУ «Белостокская СОШ» не оборудовано внутренними туалетами для мальчиков и девочек; в образовательном учреждении не организован питьевой режим. На данные нарушения он указывал неоднократно. Имеющиеся нарушения способствуют возникновению простудных, соматических, обострения хронических заболеваний органов дыхания, мочеполовой, костно-мышечной системы. Просит удовлетворить уточнённые исковые требования.

Представитель третьего лица Администрации Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области глава поселения Шпраер А.К. в судебном заседании показал, что с уточнёнными исковыми требованиями он согласен, Администрация муниципального района является учредителем МКОУ «Белостокская средняя общеобразовательная школа», а также собственником здания образовательного учреждения, выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательном учреждении имеют место, не устранены недостатки в полном объёме из-за отсутствия денежных средств в бюджете района. Для устранения выявленных недостатков требуется более 400 тысяч рублей. Директор школы Письменный С.Ю. несколько раз обращался с заявками в Администрацию Одесского муниципального района о выделении денежных средств на эти цели, но деньги выделены не были. В настоящее время решается вопрос о составлении сметы и выделении денежных средств на данные виды работ. При появлении денежных средств указанные недостатки будут устранены. В настоящее время в школе температурный режим нормальный, поскольку произведена частично замена системы отопления, установлены дополнительно отопительные радиаторы и промыта система отопления, мусорные контейнеры стоят, но без крышек.

Выслушав в судебном заседании стороны, представителей третьих лиц и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Согласно статье 6 Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, провозглашено право каждого ребёнка на жизнь. Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п.п.3 п.3 ст.32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Подпунктами 1, 4 пункта 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п.п.1 п.2 ст.32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии с ч.2 ст.161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.

Согласно ст. 51 указанного Закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с п.п.11 п.1 ст.4 Устава Одесского муниципального района Омской области принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Одесский район» от 06 июня 2005 года № 7, к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти Омской области (л.д.6-8).

Согласно Устава Муниципального казенного образовательного учреждения «Белостокская средняя общеобразовательная школа» Одесского муниципального района Омской области утверждённого приказом Комитета по образованию Одесского муниципального района Омской области от 31 октября 2011 года № 511, МКОУ «Белостокская СОШ» является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий Одесского муниципального района Омской области в сфере образования, финансовое обеспечение деятельности, которого осуществляется за счёт средств местного бюджета на основании бюджетной сметы. Учредителем учреждения является муниципальное образование Одесский муниципальный район Омской области в лице Комитета по образованию Одесского муниципального района Омской области (л.д.9-11).

В судебном заседании установлено, что собственником здания Муниципального казенного образовательного учреждения «Белостокская средняя общеобразовательная школа» Одесского муниципального района Омской области является Администрация Одесского муниципального района.

В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Согласно п.3.7 СанПиН 2.4.2.2821-10, для сбора отходов на территории хозяйственной зоны оборудуется площадка, на которую устанавливаются мусоросборники (контейнеры). Площадка размещается на расстоянии не менее 25,0 м от входа на пищеблок и окон учебных классах и кабинетов и оборудуется водонепроницаемым твёрдым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны. Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки.

В соответствии с п.10.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45, питьевой режим в образовательном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в ёмкости.

В судебном заседании установлено, что на территории хозяйственной зоны МКОУ «Белостокская СОШ» не оборудована площадка для сбора отходов с мусоросборниками (контейнерами) с плотно закрывающимися крышками, с водонепроницаемым твёрдым покрытием, размеры которой должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м. во все стороны; здание МКОУ «Белостокская СОШ» не оборудовано внутренними туалетами для мальчиков и девочек; в образовательном учреждении не организован питьевой режим.

Суд считает, что не соблюдение МКОУ «Белостокская СОШ», Администрацией Одесского муниципального района Омской области санитарно-эпидемиологического законодательства и не устранение вышеуказанных нарушений может поставить в опасность жизнь и здоровье персонала и обучающихся в указанном учреждении, повышает риск возникновения простудных, соматических, обострения хронических заболеваний органов дыхания, мочеполовой, костно-мышечной системы.

В соответствии со 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Помощник прокурора Одесского района Омской Дизер Е.И. в судебном заседании предоставил суду доказательства того, что в МКОУ «Белостокская СОШ» имеются нарушения правил санитарно-эпидемиологического законодательства и Администрацией Одесского муниципального района Омской области, а также МКОУ «Белостокская СОШ» не предпринимаются действенные меры по устранению данных нарушений.

Ответчиками: Администрацией Одесского муниципального района Омской области и МКОУ «Белостокская СОШ» не представлены суду доказательства того, что нарушения правил санитарно-эпидемиологического законодательства в здании МКОУ «Белостокская СОШ» устранены в полном объёме.

Судом установлено, что директором муниципального казенного образовательного учреждения «Белостокская средняя общеобразовательная школа» Письменным С.Ю. 12 ноября 2010 года, 20 января 2011 года, 26 мая 2011 года, 18 июля 2011 года Главе Одесского муниципального района К.В.Н. направлялись заявки об оборудовании внутреннего туалета в здании школы, однако более одного года вопрос о строительстве туалета учредителем образовательного учреждения Администрацией Одесского муниципального района не решён положительно (л.д.28-31).

Суд усматривает в этом бездействие ответчика Администрации Одесского муниципального района в устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в муниципальном казенном образовательном учреждении «Белостокская средняя общеобразовательная школа».

По мнению суда, что установление в образовательном учреждении надлежащего питьевого режима, установка контейнеров для сбора мусора с закрывающимися крышками не требует значительных затрат и является вполне выполнимым мероприятием, частичное выполнение выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства не может быть оправданным со стороны ответчиков.

Доводы в судебном заседании представителя ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области Журавлева С.А., представителя муниципального казенного образовательного учреждения «Белостокская средняя общеобразовательная школа» Письменного С.Ю. об отсутствии денежных средств и невозможности устранить нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства в кратчайший срок, суд считает несостоятельными, поскольку отсутствие денежных средств и тяжёлое финансовое положение, как учредителя, так и общеобразовательного учреждения не является основанием для невыполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно предъявляет иск к Администрации Одесского муниципального района Омской области, муниципальному казенному образовательному учреждению «Белостокская средняя общеобразовательная школа», поскольку учащиеся образовательного учреждения не могут защитить свои права в виду их несовершеннолетия.

На основании изложенного, суд считает необходимым признать бездействие Администрации Одесского муниципального района Омской области, муниципального казенного образовательного учреждения «Белостокская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в несоблюдении правил санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным.

Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области и администрацию муниципального казенного образовательного учреждения «Белостокская средняя общеобразовательная школа» принять неотложные меры по устранению нарушений правил санитарно-эпидемиологического законодательства: оборудовать площадку для сбора отходов с мусоросборниками (контейнерами) с плотно закрывающимися крышками, с водонепроницаемым твёрдым покрытием, здание муниципального казенного образовательного учреждения «Белостокская средняя общеобразовательная школа» оборудовать внутренними туалетами для мальчиков и девочек; в образовательном учреждении организовать питьевой режим.

Государственную пошлину в соответствии со ст.98 ГПК РФ необходимо отнести на ответчиков.

Однако в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, Администрация Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.

В соответствии с п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Следовательно, суд считает необходимым государственную пошлину в размере 200 рублей взыскать в доход местного бюджета с муниципального казенного образовательного учреждения «Белостокская средняя общеобразовательная школа».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Уточнённые исковые требования прокурора Одесского района Омской области в защиту интересов неопределённого круга, в том числе несовершеннолетних к Администрации Одесского муниципального района Омской области, муниципальному казенному образовательному учреждению «Белостокская средняя общеобразовательная школа» о признании бездействия в несоблюдении правил санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным и понуждении устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить в полном объёме.

Признать бездействие Администрации Одесского муниципального района Омской области, муниципального казенного образовательного учреждения «Белостокская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в несоблюдении правил санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным.

Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области и администрацию муниципального казенного образовательного учреждения «Белостокская средняя общеобразовательная школа» принять неотложные меры по устранению нарушений правил санитарно-эпидемиологического законодательства: оборудовать площадку для сбора отходов с мусоросборниками (контейнерами) с плотно закрывающимися крышками, с водонепроницаемым твёрдым покрытием, здание муниципального казенного образовательного учреждения «Белостокская средняя общеобразовательная школа» оборудовать внутренними туалетами для мальчиков и девочек; в образовательном учреждении организовать питьевой режим.

Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения «Белостокская средняя общеобразовательная школа» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей (двести руб.).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня его вынесения с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 28.02.2012.

Председательствующий судья:           А.В. Тарновский