З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Одесский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Тарновского А.В. при секретаре судебного заседания Гордиенко М.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Одесское Одесского района Омской области 27 февраля 2012 года дело № 2-142/2012 года по иску прокурора Одесского района Омской области к Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части не предоставления документа содержащего необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о территориальных зонах Одесского сельского поселения Одесского муниципального района и обязывании предоставить установленные законодательством необходимые сведения о территориальных зонах сельского поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Одесского района Омской области обратился в Одесский районный суд Омской области с иском к Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части не предоставления документа содержащего необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о территориальных зонах Одесского сельского поселения Одесского муниципального района и обязывании предоставить установленные законодательством необходимые сведения о территориальных зонах сельского поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка деятельности администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района на предмет соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства. Согласно Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15). В соответствии с п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления должны быть утверждены правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Цели, порядок применения правил землепользования и застройки определены в ст.30 Градостроительного кодекса РФ. Границы территориальных зон определяются в правилах землепользования и застройки. Статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления отнесены вопросы в сфере распоряжения землей с учётом требований правил землепользования и застройки сельских поселений. В соответствии с п.6 ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населённого пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учёта документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения. Состав сведений о территориальных зонах, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости, определён ст.10 Федерального закона № 221-ФЗ. В ходе проверки установлено, что на территории Одесского сельского поселения принят и действует нормативный правовой акт, определяющий правила землепользования и застройки - Решение Совета депутатов Одесского сельского поселения Одесского муниципального района № 4 от 19.06.2009 года об утверждении «Правил землепользования и застройки с. Одесское Одесского сельского поселения». По информации межрайонного отдела № 2 ФГУ «Кадастровая палата» по Омской области выписки из раздела правил землепользования и застройки, определяющие границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон, перечни видов разрешённого использования земельных участков, либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утверждён, в земельную кадастровую палату до сих пор не предоставлены. Таким образом, Администрацией Одесского сельского поселения нарушены требования земельного и градостроительного законодательства. В силу того, что администрация сельского поселения до настоящего времени не предоставила в государственный кадастр недвижимости выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющую границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек-границ территориальных зон, перечни видов разрешённого использования земельных участков, либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утверждён, нарушаются права и свободы неопределённого круга лиц на получение достоверных сведений о территориальном делении и границах территориальных зон сельского поселения, правах муниципального образования на земельные участки, видах разрешённого использования земельных участков. Просит признать незаконным бездействие администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в части не предоставления документа, содержащего необходимые для внесения и государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах Одесского сельского поселения Одесского муниципального района. Обязать администрацию Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области предоставить установленные законодательством необходимые сведения о территориальных зонах Одесского сельского поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. В судебном заседании помощник прокурора Одесского района Омской области Дизер Е.И. поддержал заявленные исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям в полном объёме. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в части не предоставления документа, содержащего необходимые для внесения и государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах Одесского сельского поселения Одесского муниципального района. Обязать администрацию Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области предоставить установленные законодательством необходимые сведения о территориальных зонах Одесского сельского поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. Представитель ответчика Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещён надлежащим образом, о чём свидетельствует расписка, о получении судебной повестки о дне слушания дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд считает неявку представителя ответчика Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Помощник прокурора Одесского района Омской области Дизер Е.И. в судебном заседании не возражал в рассмотрении дела в заочном производстве, дело судом рассмотрено в заочном производстве. Представитель третьего лица Одесского сектора Азовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, предоставил отзыв, согласно которому просил рассмотреть дело в его отсутствие, копию вступившего в законную силу решения суда направить в их адрес. Представитель третьего лица ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, предоставил отзыв, в котором указал, что Согласно Уставу и Приказу Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», ФГУ «ЗКП» по Омской области является государственной некоммерческой организацией, созданной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. В настоящее время Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Омской области переименовано в федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Омской области, согласно п. 57 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № П/200 от 31.05.2011 года. К основным задачам Учреждения относятся обеспечение ведения государственного кадастра объектов недвижимости и оказание государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости. Территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены отдельные градостроительные регламенты. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ (ст. 1) в результате территориального планирования происходит выделение и установление функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. Согласно статье 10 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: 1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; 2) описание местоположения границ таких зон; 3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; 4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; 5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о территориальных и особых зонах, границах представляются в орган кадастрового учёта органами власти согласно ч. 6 ст. 15 Закона о кадастре в порядке информационного взаимодействия. Статьей 15 Закона о кадастре установлена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона, либо отменяется установление зоны, представить в орган кадастрового учёта документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения. Постановлением Правительства РФ от 18.06.2008 года № 618 утверждено Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости. Так, в п.11 данного Постановления предусмотрено, что орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учёта следующие документы: - выписка из утверждённого генерального плана (для населённых пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населённого пункта и перечень координат характерных точек границы населённого пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населённого пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населённых пунктов); - выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешённого использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утверждён. Кроме того, положения Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённые 04.02.2010 года приказом Минэкономразвития РФ №42 (п. 14), предусматривают, запись о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в Реестре имеет следующую структуру: 1) индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий; 2) описание местоположения границы территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий в виде списка координат характерных точек границы территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН; 3) реквизиты правовых актов: - акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территорий и источники официального опубликования этого акта; - акта органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, содержащих градостроительный регламент, и источники официального опубликования этого акта; 4) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах зоны с особыми условиями использования территорий; 5) виды разрешенного использования объектов недвижимости, а также предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, входящих в состав территориальной зоны; 6) дата внесения, изменения либо аннулирования кадастровых сведений. По данным территориального отдела № 2 ФБУ «КП» по Омской области в настоящее время в государственном кадастре объектов недвижимости отсутствует информация об утверждённых правилах землепользования и застройки сельского поселения, а также схема планировочной структуры Генерального плана и карта градостроительного зонирования, а также не представлены в орган кадастрового учёта выписки из раздела правил землепользования и застройки Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешённого использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утверждён. Кроме того, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 18.06.2001 года №78-ФЗ «О землеустройстве» объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населённых пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон. В соответствии со ст. 15, 19 и 20 вышеназванного Федерального закона территориальные зоны отображаются с использованием карта (планов). В настоящее время сведения, предоставляемые в орган кадастрового учёта должны соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ от 30.06.2011 года № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к её составлению», Приказа Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 года N 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства". Просит дело рассмотреть в его отсутствие. Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Одесского района Омской области и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему: В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. В соответствии со ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учётом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии со ст.10 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий. В соответствии с п.6 ст.15 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»,орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населённого пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учёта документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения. В соответствии с п.11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости утверждённого постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года № 618, орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учёта следующие документы: выписка из утверждённого генерального плана (для населённых пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населённого пункта и перечень координат характерных точек границы населённого пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населённого пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов); выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешённого использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утверждён. В соответствии с п.14 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости утверждённого приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 года № 42, запись о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в Реестре имеет следующую структуру: 1) индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий; 2) описание местоположения границы территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий в виде списка координат характерных точек границы территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН; 3) реквизиты правовых актов: акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территорий и источники официального опубликования этого акта; акта органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, содержащих градостроительный регламент, и источники официального опубликования этого акта; 4) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах зоны с особыми условиями использования территорий; 5) виды разрешенного использования объектов недвижимости, а также предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, входящих в состав территориальной зоны; 6) дата внесения, изменения либо аннулирования кадастровых сведений. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населённых пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон. Судом установлено, что решением 5-й сессии Совета депутатов Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области № 4 от 19 июля 2009 года утверждены Правила землепользования и застройки с. Одесское Одесского сельского поселения (л.д.6). Согласно информации № 18 представленной 25 января 2012 года межрайонным отделом № 2 ФБУ «КП» по Омской области прокурору Одесского района, сведения об установлении или изменении территориальных зон от органов местного самоуправления сельских поселений Одесского муниципального района в орган кадастрового учёта не поступали (л.д.5). Согласно п.п.20 п.1 ст.3 Устава Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принятого Советом депутатов Одесского сельского поселения, Решение от 15 ноября 2005 года №1, к вопросам местного значения сельского поселения относятся: утверждение генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сельского поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования сельских поселений, резервирование и изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков в границах сельского поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель сельского поселения (л.д.7-9). Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания свои требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Помощник прокурора Одесского района Омской области Дизер Е.И. в судебном заседании предоставил суду доказательства того, что Администрация Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не предоставила в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах Одесского сельского поселения Одесского муниципального района. Ответчик Администрация Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не предоставила суду доказательства того, что Администрация Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области предоставила в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах Одесского сельского поселения Одесского муниципального района. В силу того, что Администрация Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области до настоящего времени не предоставила в государственный кадастр недвижимости выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющую границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек-границ территориальных зон, перечни видов разрешённого использования земельных участков, либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утверждён, тем самым нарушаются права и свободы неопределённого круга лиц на получение достоверных сведений о территориальном делении и границах территориальных зон сельского поселения, правах муниципального образования на земельные участки, видах разрешённого использования земельных участков. Таким образом, прокурор законно и обоснованно обратился в суд с данным исковым заявлением. На основании изложенного, суд считает необходимым признать незаконным бездействие Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в части не предоставления документа, содержащего необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах Одесского сельского поселения Одесского муниципального района. Обязать Администрацию Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области предоставить установленные законодательством необходимые сведения о территориальных зонах Одесского сельского поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательствомРоссийской Федерации. Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, ответчик Администрация Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Одесского района Омской области к Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части не предоставления документа содержащего необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о территориальных зонах Одесского сельского поселения Одесского муниципального района и обязывании предоставить установленные законодательством необходимые сведения о территориальных зонах сельского поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области удовлетворить в полном объёме. Признать незаконным бездействие Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в части не предоставления документа, содержащего необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах Одесского сельского поселения Одесского муниципального района. Обязать Администрацию Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области предоставить установленные законодательством необходимые сведения о территориальных зонах Одесского сельского поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. Заочное решение может быть обжаловано в суд принявший решение, об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии заочного решения, либо в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня его вынесения с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 07.04.2012. Председательствующий судья: А.В. Тарновский