Решение по иску прокурора в интересах Купич С.В. о внеочередном предоставлении жилого помещения.



дело № 2-11/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Одесский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Тарновского А.В.

при секретаре судебного заседания Гордиенко М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Одесское Одесского района Омской области 22 февраля 2012 года дело по иску прокурора Одесского района Омской области в интересах Купич С.В. к Правительству Омской области, Министерству образования Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Одесского района Омской области обратился в Одесский районный суд Омской области с иском в интересах Купич С.В. к Администрации Одесского муниципального района Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, указав, что Купич С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что отец умер, а мать была лишена родительских прав.

Купич С.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Распоряжением главы администрации Одесского муниципального района Омской области № 114 от 10.07.2008 года Купич С.В. включена во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных ч.2 ст.57 ЖК РФ случаев.

В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в приёмных семьях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст.ст. 4, 5 указанного Федерального закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п.3 ч.1 ст.8 данного Федерального закона, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу п.1 ч.1 ст.3 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» от 28.12.2005 года № 722-0З, к компетенции Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится реализация государственной политики Омской области в сфере жилищных отношений.

Пунктом 1 ст. 7 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» предусмотрено, что в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.

В соответствии с п.14 Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ состоящие на регистрационном учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.

Согласно Положению о Министерстве образования Омской области, утверждённого Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 года № 63 «Об утверждении положения о министерстве образования Омской области», задачей Министерства является обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает в соответствии с федеральным и областным законодательством меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящий момент Купич С.В. не имеет собственного жилья, проживает в семье бывшего опекуна по адресу: <адрес>.

Согласно требованиям ст.45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В силу требований ст.45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации подготовка данного искового заявления обусловлена обращением к прокурору Одесского района Омской области Купич С.В. о защите её жилищных прав.

Просит обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить Купич С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке.

24 января 2012 года по данному гражданскому делу на основании заявления прокурора Одесского района Омской области судом была произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области на надлежащего ответчика Правительство Омской области (л.д.32).

Судом по собственной инициативе 10 февраля 2012 года привлечено к участию по данному делу в качестве соответчика Министерство образования Омской области (л.д.50).

В судебном заседании помощник прокурора Одесского района Омской области Дизер Е.И. поддержал уточнённые исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении дополнив, что Купич С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что отец умер, а мать была лишена родительских прав.Купич С.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>.Распоряжением главы администрации Одесского муниципального района Омской области № 114 от 10.07.2008 года Купич С.В. включена во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.В настоящий момент Купич С.В. не имеет собственного жилья, проживает в семье бывшего опекуна по адресу: <адрес>. Доводы ответчика Правительства Омской области и соответчика Министерства образования Омской области того, что Купич С.В. была принята на учёт граждан нуждающихся в жилом помещении по достижении возраста 18 лет и таким образом не относится к категории лиц оставшихся без попечения родителей, считает несостоятельными, поскольку Купич С.В. согласно действующего законодательства является лицом имеющим статус ребёнка оставшегося без попечения родителей до 23 лет, закреплённое жильё находится в аварийном состоянии, другого жилья не имеет, до 23 лет встала на учёт для обеспечения жильём, жилым помещением в настоящее время не обеспечена и ей жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди. Абзацем 10 пункта 2 статьи 1 Закона Омской области от 23 ноября 2011 года № 1407-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Омской области», исключен п.15 ст.44 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» которым Омская область передавала на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. На день рассмотрения дела в судебном заседании Правительством Омской области не принят порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма. В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Положения о Министерстве образования Омской области утверждённого Указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 года № 63, обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к задачам Министерства. В соответствии с пунктами 23, 23.1 Министерство обеспечивает в соответствии с законодательством реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет формирование и ведение списков (реестров) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Главным распорядителем бюджетных средств, выделение которых предусмотрено Законом Омской области от 22 ноября 2011 года № 1403-0З «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, является Министерство. Таким образом, Правительство Омской области и Министерство образования Омской области обязаны предоставить Купич С.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке.

Просит суд обязать Правительство Омской области, Министерство образования Омской области предоставить Купич С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления во внеочередном порядке.

Истец Купич С.В. в судебном заседании поддержала уточнённые исковые требования и показала, что родителями у неё значатся отец К.В.И. и мать К.Т.В.. Мать К.Т.В. согласно решения Одесского района Омской области от 30 ноября 1999 года лишена родительских прав в отношении неё, а также сестёр П.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и К.Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Отец К.В.И. умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановления Главы муниципального образования «Одесский район» № 529 от 16 ноября 2004 года опекуном над ней и её сестрой К.Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения была назначена её тетя М.Т.И.. С ноября 2004 года и до совершеннолетия до ДД.ММ.ГГГГ она проживала у опекуна. Квартира, в которой они проживали ранее по адресу: <адрес> была закреплена за ними, однако указанное жилое помещение находится в аварийном состоянии и грозит обвалом, в нём никто не проживает. Другого жилья она не имеет и правом приватизации жилья она не воспользовалась. В настоящее время она проживает в доме вместе со своим трёхмесячным ребёнком у бывшего опекуна М.Т.И. по адресу: <адрес>. 07 июля 2008 года она обращалась с заявлением к Главе Одесского муниципального района Омской области о постановке её на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно распоряжения Главы Одесского муниципального района Омской области от 10 июля 2008 года № 114 она включена во внеочередной список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Она считает, что она имеет полное право на предоставление ей жилья по договору социального найма как лицу, оставшемуся без попечения родителей, на учёт она встала до исполнения ей 23 лет. С того момента как над ней прекращено попечительство ей жильё не предоставлено.

Просит суд уточнённые исковые требования удовлетворить в полном объёме, обязать Правительство Омской области, Министерство образования Омской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления во внеочередном порядке.

Представитель ответчика Правительства Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, предоставил возражение на исковое заявление, в котором указал, что С.В. Купич обратилась в суд с исковым заявлением о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения.

Правительство Омской области, ознакомившись с доводами, изложенными в исковом заявлении, считает себя ненадлежащим ответчиком, а требования истца не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

1. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, право обеспечения жилой площадью по договорам социального найма имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и дети, находящиеся под опекой (попечительством).

В соответствии со статьей 1 Закона № 159-ФЗ к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Кроме того, опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.                   

В случае если истец принята на учёт граждан нуждающихся в жилом помещении по достижении возраста 18 лет, в соответствии с Законом № 159-ФЗ она не может быть отнесена к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и заявленные требования не подлежат удовлетворению.

2. Согласно пункту второму части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации данной категории граждан жилые помещения предоставляются по договорам социального найма. Для этого в соответствии с частью 1 статьи 52 Кодекса данные граждане должны быть приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Кодекса).

В отсутствии соответствующего решения органа местного самоуправления правовые основания для обеспечения указанной категории граждан органами исполнительной власти Омской области по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм отсутствуют.

Кроме того, Правительство Омской области право истца, предусмотренное исковым заявлением, не нарушало, поскольку органом местного самоуправления решение о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма не принято.

3. В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Положения о Министерстве образования Омской области утверждённого Указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 года № 63, обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к задачам Министерства. В соответствии с пунктами 23, 23.1 Министерство обеспечивает в соответствии с законодательством реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет формирование и ведение списков (реестров) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Главным распорядителем бюджетных средств, выделение которых предусмотрено Законом Омской области от 22 ноября 2011 года № 1403-0З «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, является Министерство.

Согласно части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам к субъекту Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Омской области от 5 декабря 2003 года № 483-0З «О Правительстве Омской области» -Правительство Омской области постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Омской области. Правительство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области. Частью 1 статьи 4 Закона Омской области определена структура Правительства Омской области, а именно Правительство Омской области состоит из Председателя Правительства Омской области и членов Правительства Омской области. Членами Правительства Омской области являются первый заместитель Председателя Правительства Омской области, заместители Председателя Правительства Омской области, министры Омской области.

Полномочия Правительства Омской области определены в статье 10 Закона Омской области, причём обеспечение их реализации возложено на органы исполнительной власти Омской области в соответствии с их компетенцией (статья 9 Закона Омской области). При этом органы исполнительной власти Омской области обладают правами юридического лица, имеют лицевые счета, печати, штампы и бланки.

Обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Следовательно, реализация такой социальной меры влечёт расходование средств в объёмах, предусмотренных соответствующим бюджетом субъекта.

Законом Омской области от 22 ноября 2011 года № 1403-0З «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрены расходы на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения. При этом само по себе Правительство Омской области в качестве главного распорядителя бюджетных средств в названном законе не указано.

Таким образом, привлечение Правительства Омской области при рассмотрении данного гражданского дела в качестве ответчика и возложение обязанности по удовлетворению исковых требований не соответствует указанному требованию федерального законодательства.

4. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных прав, свобод или законных интересов.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Между тем доказательства, подтверждающие обстоятельства, содержащиеся в исковом заявлении и свидетельствующие о нарушения прав Истца Правительством Омской области, не указаны в исковом заявлении.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 56 каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом не представлено доказательств нарушения его прав Правительством Омской области, а также не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельства, содержащиеся в исковом заявлении и свидетельствующих о нарушения его прав иными органами исполнительной власти Омской области.

На основании изложенного просит в удовлетворении заявленных истцом требований отказать. Дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель соответчика Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, предоставил суду отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п.14 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, состоящие на регистрационном учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области. Детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей согласно Закону № 159-ФЗ являются лица до 18 лет.

Следовательно, реализация меры социальной поддержки по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не отнесена к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (т.е. лиц достигших 18-летнего возраста и после достижения 18-летнего возраста вставших на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма) осуществляется органами местного самоуправления и является расходным обязательством местного бюджета, что предусмотрено статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, истец имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди за счёт средств бюджета Омской области только в случае постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения 18- летнего возраста. Вместе с тем согласно материалам дела истец поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении после достижения 18-летнего возраста. Документов подтверждающих незаконный отказ органов местного самоуправления в постановке истца на учёт до достижения 18-летнего возраста не представлено. Просит дело рассмотреть в его отсутствие и копию решения суда направить в их адрес. В удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Администрации Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом, предоставил суду ходатайство, в котором указал, что с заявленными требованиями не согласен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица Комитета по образованию Одесского муниципального района Омской области, выполняющего функции органа опеки и попечительства Харлан О.А. в судебном заседании показала, что уточённые исковые требования прокурора Одесского района Омской области она поддерживает в полном объёме поскольку, Купич С.В. относится к числу лиц оставшихся без попечения родителей. Мать Купич С.В.-К.Т.В. согласно решения Одесского района Омской области от 30 ноября 1999 года лишена родительских прав в отношении Купич С.В., отец Купич С.В.- К.В.И. умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановления Главы муниципального образования «Одесский район» № 529 от 16 ноября 2004 года опекуном над Купич С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения была назначена М.Т.И.. С ноября 2004 года и до совершеннолетия до ДД.ММ.ГГГГ Купич С.В. проживала у опекуна, проживает там и в настоящее время. Квартира, в которой Купич С.В. ранее проживала по адресу: <адрес> была закреплена за ней и сестрой К.Д.В., однако указанное жилое помещение находится в аварийном состоянии и грозит обвалом, в нём никто не проживает. Другого жилья Купич С.В. не имеет и правом приватизации жилья она не воспользовалась. ДД.ММ.ГГГГ Купич С.В. обращалась с заявлением к Главе Одесского муниципального района Омской области о постановке её на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно распоряжения Главы Одесского муниципального района Омской области от 10 июля 2008 года № 114 Купич С.В. включена во внеочередной список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Она считает, что Купич С.В. имеет полное право на представление ей жилья по договору социального найма как лицу, оставшемуся без попечения родителей, на учёт она встала до исполнения ей 23 лет. С того момента как над Купич С.В. прекращено попечительство ей жильё не предоставлено. Почему Купич С.В. не была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до достижения ею возраста 18 лет она сказать суду не может. С января 2012 года жильё по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей муниципальными районами Омской области не предоставляется. Считает, что Купич С.В. имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма.

Просит суд уточнённые исковые требования удовлетворить в полном объёме, обязать Правительство Омской области, Министерство образования Омской области предоставить Купич С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления во внеочередном порядке.

Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Одесского района Омской области Дизера Е.И., истца Купич С.В., представителя третьего лица Харлан О.А. и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведённой нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилых помещениях являются перечисленные в ней юридические факты каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями ст.8 Закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учёт, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

При этом, исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 года № 250-ОП установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Закона по социальной поддержке сирот в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

В силу п.1 ч.1 ст.3 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» от 28.12.2005 года № 722-0З, к компетенции Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится реализация государственной политики Омской области в сфере жилищных отношений.

Пунктом 1 ст. 7 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» предусмотрено, что в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.

В соответствии с п.14 ст.44 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (с изменениями и дополнениями) состоящие на регистрационном учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи.

Абзацем 10 пункта 2 статьи 1 Закона Омской области от 23 ноября 2011 года № 1407-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Омской области», исключен п.15 ст.44 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» которым Омская область передавала на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Положения о Министерстве образования Омской области утверждённого Указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 года № 63, обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к задачам Министерства. В соответствии с пунктами 23, 23.1 Министерство обеспечивает в соответствии с законодательством реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет формирование и ведение списков (реестров) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с п.1 ст.2 Закона Омской области от 5 декабря 2003 года № 483-ОЗ «О Правительстве Омской области» Правительство Омской области - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Омской области. Правительство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области.

Статьей 9 Закона предусмотрено, что Правительство Омской области возглавляет деятельность органов исполнительной власти Омской области. Система органов исполнительной власти Омской области состоит из Правительства Омской области, министерств Омской области, главных управлений, управлений, иных органов исполнительной власти Омской области. Структура органов исполнительной власти Омской области определяется Губернатором Омской области.

Согласно части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам к субъекту Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Главным распорядителем бюджетных средств, выделение которых предусмотрено Законом Омской области от 22 ноября 2011 года № 1403-0З «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, является Министерство образования Омской области.

Судом установлено, что согласно свидетельства о рождении <данные изъяты>, родителями Купич С.В. являются: отец К.В.И., мать К.Т.В. (л.д.29).

Согласно свидетельства о смерти <данные изъяты>, К.В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

Согласно решения Одесского районного суда Омской области от 30 ноября 1999 года К.Т.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних: К.Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Купич С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.16-17).

Согласно свидетельства о смерти <данные изъяты>, К.Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

Согласно Распоряжения Главы Одесского муниципального района Омской области от 10 июля 2008 года № 114 «О постановке на очередь на улучшение жилищных условий» Купич С.В. включена во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.5).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества № 02/014/2011-140 от 24 июня 2011 года предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Купич С.В. принадлежит 1/84 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок <данные изъяты> (л.д.6).

В судебном заседании установлено, что Купич С.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес> в семье бывшего опекуна М.Т.И..

Согласно справки об использовании права приватизации № 30 выданной Комитетом по экономическим вопросам и имущественным отношениям Одесского муниципального района Омской области Купич С.В. за период проживания с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не использовала право бесплатной приватизации жилья на территории Одесского муниципального района и договор социального найма не заключался (л.д.7).

Судом установлено, что согласно справки № 548 выданной 07.07.2008 года Комитетом по образованию Одесского муниципального района Омской области, Купич С.В. имеет статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Находилась на государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).

Судом, бесспорно, установлено, что на сегодняшний день Купич С.В. не имеет в собственности жилья, закрепленное постановлением № 529 от 16 ноября 2004 года Главы муниципального образования «Одесский район», жилое помещение в виде квартиры по адресу: <адрес> является непригодным для проживания.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Помощник прокурора Одесского района Дизер Е.И., истец Купич С.В. в судебном заседании предоставили суду доказательства того, что Купич С.В. имеет право на предоставление ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

Ответчик Правительство Омской области, соответчик Министерство образования Омской области не предоставили суду доказательств того, что Купич С.В. не имеет права на предоставление ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

Доводы представителя ответчика Правительства Омской области того, что Правительство Омской области по настоящему делу является ненадлежащим ответчиком, суд считает несостоятельными, поскольку на день рассмотрения дела в судебном заседании Правительством Омской области как высшим исполнительным органом государственной власти Омской области не разработан и не принят Порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договору социального найма в Омской области, а с муниципальных районов Омской области данные полномочия с января 2012 года сняты.

Доводы представителя ответчика Правительства Омской области и представителя соответчика Министерства образования Омской области того, что Купич С.В. была принята на учёт граждан нуждающихся в жилом помещении по достижении возраста 18 лет и таким образом не относится к числу лиц оставшихся без попечения родителей, суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»                  (с изменениями и дополнениями) к лицам которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Судом установлено, что у Купич С.В. умер отец К.В.И., когда ей было 16 лет, а мать К.Т.В. была лишена родительских прав в отношении неё, когда истцу исполнилось 11 лет.

Кроме того как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей», а также из вышеприведённой ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими возраста 23-летнего возраста.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью должна быть реализована до достижения ими 23 летнего возраста.

Доводы представителя ответчика Правительства Омской области того, что истцом не представлено доказательств того, что нарушены права Купич С.В. органами исполнительной власти Омской области в связи с непредставлением ей жилого помещения, суд считает несостоятельными, поскольку со дня прекращения попечительства над Купич С.В., ДД.ММ.ГГГГ прошло более 5 лет, а со дня постановки её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий прошло более 3 лет, вместе с тем жильем она не обеспечена.

Суд считает, что жилое помещение Купич С.В. должно быть предоставлено вне очереди, обязанность по обеспечению лиц оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями во внеочередном порядке действующим законодательством возложена на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каковым является Правительство Омской области и главного распорядителя бюджетных средств, выделенных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения -Министерство образования Омской области.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Купич С.В. 22.12.2011 года обратилась к прокурору Одесского района Омской области с заявлением об обращении в её интересах с иском в суд за защитой нарушенных жилищных прав.

Таким образом, прокурор законно и обоснованно обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Купич С.В..

На основании вышеизложенного суд считает, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма Купич С.В. как лицу, оставшемуся без попечения родителей возлагается на Правительство Омской области и Министерство образования Омской области.

На основании изложенного суд считает необходимым обязать Правительство Омской области, Министерство образования Омской области предоставить Купич С.В. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления во внеочередном порядке.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательствомРоссийской Федерации.

Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик Правительство Омской области, соответчик Министерство образования Омской области освобождаются от уплаты государственной пошлины по данному делу.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Уточнённые исковые требования прокурора Одесского района Омской области в интересах Купич С.В. к Правительству Омской области, Министерству образования Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить в полном объёме.

Обязать Правительство Омской области, Министерство образования Омской области предоставить Купич С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления во внеочередном порядке.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение обжаловалось, оставлено без изменения, вступило в законную силу 25.04.2012.

Председательствующий: судья                                                       А.В. Тарновский