Решение по иску прокурора в интересах Морозовой Е.А. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



       Дело № 2-314/2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Одесский районный суд Омской области в составе:

Председательствующего судьи Толмачева Е.В.,

при секретаре судебного заседания Ригерт С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Одесское, Омской области 15 мая 2012 года дело по иску прокурора Одесского района Омской области в интересах Морозовой Е.А., <данные изъяты>, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны к администрации Одесского муниципального района Омской области, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Одесского района Омской области обратился в Одесский районный суд Омской области с иском в интересах Морозовой Е.А., <данные изъяты>, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны к администрации Одесского муниципального района Омской области, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны, указав, что прокуратурой Одесского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите ветеранов в деятельности администрации Одесского района в ходе, которой выявлены нарушения. В ходе проведённой проверки установлено, что Морозова Е.А., согласно удостоверения <данные изъяты> является женой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Распоряжением Главы Одесского муниципального района № 98 от 10.04.2012 Морозовой Е.А. отказано в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для отказа в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, является подп. 2 п.1 ст.54 ЖК РФ (свидетельство о государственной регистрации права <данные изъяты>). Данное решение администрации Одесского муниципального района является незаконным, поскольку нарушает право Морозовой Е.А. как члена семьи участника Великой Отечественной войны на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём. Морозова Е.А. проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности дочери вдовы участника ВОВ А.Н.И. Как следует из акта визуального осмотра технического состояния 1 кв. жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> от 17.04.2012, жилой дом <данные изъяты>. Жилой дом построен на ленточно-бетонном фундаменте, имеется неравномерное проседание. Стены каркасно-засыпные обшитые доской, окрашены Перекрытие деревянное. Кровля чердачная, покрыта старым шифером, имеет трещины, вследствие этого имеется протекание потолка. Пол дощатый. Отопление печное, угольное. Оконные блоки деревянные. Дверные и оконные блоки не поражены гнилью. В доме отсутствует благоустройство. Согласно выводам комиссии в связи с техническими нормами жилой дом не соответствует для проживания пенсионера пожилого возраста. Таким образом, Морозова Е.А. проживает в жилом доме, не соответствующем установленным требованиям к жилым помещениям. Просит признать пункт 1 распоряжения Главы Одесского муниципального района от 10.04.2012 года № 98 «Об отказе в постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать Морозову Е.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать администрацию Одесского муниципального района включить Морозову Е.А. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 22.03.2012.

В судебном заседании прокурор Одесского района Омской области поддержал заявленные исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям в полном объёме.

Истец Морозова Е.А. в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Суду представила заявление, согласно которому просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика администрации Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав в судебном заседании прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч.1, 3 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями)- определено обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельства о браке <данные изъяты>, М.И.М. и Б.Е.А. вступили в брак, после регистрации брака ей присвоена фамилия Морозова (л.д.13).

Согласно свидетельства о смерти <данные изъяты> Белостокским сельским Советом Одесского района Омской области М.И.М., умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).

Согласно справки № 21 выданной 06 февраля 2012 года начальником отдела военного комиссариата Омской области по Шербакульскому и Одесскому районам, М.И.М., <данные изъяты> принимал участие в ВОВ в составе 32 мотострелковой бригады 3 Украинского фронта <данные изъяты> (л.д.16).

Согласно удостоверения <данные изъяты>, Морозова Е.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные статьей 21 Закона «О ветеранах» (л.д.9).

Судом установлено, что 22 марта 2012 года Морозова Е.А. обращалась в администрацию Одесского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.10).

Согласно справки о составе семьи № 210 от 21.03.2012 года выданной администрацией Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, Морозова Е.А. проживает по адресу: <адрес> (л.д.12).

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Пунктом 12 данного Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Согласно акта обследования жилищных условий Морозовой Е.А. от 21 марта 2012 года проведённой комиссией администрации Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района установлено, что Морозова Е.А. проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, дом <данные изъяты>, дом каркасно-засыпной, требует капитального ремонта крыши, и стены с северной стороны (л.д.19).

Судом установлено, что согласно акта визуального осмотра технического состояния одноквартирного жилого дома по <адрес>, принадлежащего дочери вдовы участника Великой Отечественной войны от 17.04.2012, жилой дом <данные изъяты>. Жилой дом построен на ленточно-бетонном фундаменте, имеется неравномерное проседание. Стены каркасно-засыпные обшитые доской, окрашены Перекрытие деревянное. Кровля чердачная, покрыта старым шифером, имеет трещины, вследствие этого имеется протекание потолка. Пол дощатый. Отопление печное, угольное. Оконные блоки деревянные. Дверные и оконные блоки не поражены гнилью. В доме отсутствует благоустройство. Согласно выводам комиссии в связи с техническими нормами жилой дом не соответствует для проживания пенсионера пожилого возраста (л.д.6).

Согласно пункта 1 распоряжения № 98 от 10 апреля 2012 года Главы Одесского муниципального района Омской области «Об отказе в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», Морозовой Е.А. отказано в постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании подп. 2 п.1 ст.54 ЖК РФ (свидетельство о государственной регистрации права <данные изъяты>) (л.д.7).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты>, А.Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве собственности принадлежит жилой дом <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.17).

Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 05 апреля 2012 года № 02/028/2012-0075 сведения о правах Морозовой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на имеющиеся объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д.18).

Таким образом, судом установлено, что Морозова Е.А. в настоящее время проживает в жилом доме, который по своим техническим характеристикам не отвечает предъявляемым требованиям для жилого помещения.

Согласно ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 и настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года                    № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утверждён порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём категорий граждан, определённых Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ                         «О ветеранах» за счёт средств», полученных из федерального бюджета в виде субвенций.

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», необходимо завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Суд считает, что Морозова Е.А., <данные изъяты>, вдова умершего участника Великой Отечественной войны является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Суд считает, что отказ в постановке на учёт Морозовой Е.А., <данные изъяты>, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, как нуждающейся в улучшении жилищных условий нарушает её право как члена семьи участника Великой Отечественной войны на меру социальной поддержки по обеспечению жильём.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Прокурор Одесского района Омской области в судебном заседании предоставил суду доказательства того, что вдова участника Великой Отечественной войны Морозова Е.А. нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения.

Ответчиком администрацией Одесского муниципального района Омской области не предоставлены суду доказательства того, что вдова участника Великой Отечественной войны Морозова Е.А. не нуждается в улучшении жилищных условий и не имеет права на обеспечение жилым помещением.

Суд считает, что проживание Морозовой Е.А. в жилом доме, не отвечающем предъявляемым требованиям к жилому помещению не может являться основанием для отказа в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Морозова Е.А. 11.04.2012 года обратилась к прокурору Одесского района Омской области с заявлением об обращении в суд в её интересах за защитой нарушенных жилищных прав.

Таким образом, прокурор законно и обоснованно обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов вдовы умершего участника Великой Отечественной войны Морозовой Е.А.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации ответчик - администрация Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Одесского района Омской области в интересах Морозовой Е.А., <данные изъяты>, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны к Администрации Одесского муниципального района Омской области, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны удовлетворить.

Признать пункт 1 распоряжения Главы Одесского муниципального района от 10.04.2012 года № 98 «Об отказе в постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным.

Признать Морозову Е.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обязать администрацию Одесского муниципального района включить Морозову Е.А. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 22.03.2012.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 15.06.2012.

Судья:                Е.В. Толмачев