Дело № 2-313/2012 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Одесский районный суд Омской области в составе: Председательствующего судьи Толмачева Е.В., при секретаре судебного заседания Ригерт С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Одесское, Омской области 15 мая 2012 года дело по иску прокурора Одесского района Омской области в интересах Мацюк С.М., <данные изъяты>, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны к администрации Одесского муниципального района Омской области, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Одесского района Омской области обратился в Одесский районный суд Омской области с иском в интересах Мацюк С.М., <данные изъяты>, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны к администрации Одесского муниципального района <адрес>, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите ветеранов в деятельности администрации <адрес> в ходе, которой выявлены нарушения. В ходе проведённой проверки установлено, что Мацюк С.М. согласно удостоверения <данные изъяты> является женой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». 14.03.2012 Мацюк С.М., являющаяся вдовой участника Великой Отечественной войны, обратилась в администрацию Одесского района с заявлением о постановке на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом в заявлении указала, что в жилом доме отсутствуют коммунальные удобства. Распоряжением Главы Одесского муниципального района № 77 от 26.03.2012 Мацюк С.М. отказано в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для отказа в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, является подп. 2 п.1 ст.54 ЖК РФ (свидетельство о государственной регистрации права <данные изъяты>). Данное решение администрации Одесского муниципального района является незаконным, поскольку нарушает право Мацюк С.М. как члена семьи участника Великой Отечественной войны на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём. Отказ в предоставлении мер социальной поддержки не может являться законным основанием, поскольку Мацюк С.М. проживает в жилом доме, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. На основании изложенного вдова участника Великой Отечественной войны Мацюк С.М. имеет право на признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учёт в качестве таковой. Более того, Мацюк С.М., <данные изъяты> вдова участника ВОВ, труженик тыла, ветеран труда в виду имущественного положения, преклонного возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в связи, с чем имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем. Обращение в суд в интересах Мацюк С.М. обусловлено её состоянием здоровья, преклонным возрастом, а также тяжёлым материальным положением, что исключает возможность её самостоятельного обращения в суд. Просит признать пункт 1 распоряжения Главы Одесского муниципального района от 26.03.2012 года № 77 «Об отказе в постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать Мацюк С.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать администрацию Одесского муниципального района включить Мацюк С.М. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 14.03.2012. В судебном заседании прокурор Одесского района Омской области поддержал заявленные исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям в полном объёме. Истец Мацюк С.М. в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от неё в суд не поступало. Представитель ответчика администрации Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Выслушав в судебном заседании прокурора Одесского района и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему: Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями)- определено обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения. В судебном заседании установлено, что согласно свидетельства о браке <данные изъяты>, М.Д.Г. и О.С.М. вступили в брак, после регистрации брака ей присвоена фамилия Мацюк (л.д.14). Согласно свидетельства о смерти I-КН № 284216 выданного 21 ноября 1995 года Одесской сельской администрацией Омской области М.Д.Г., умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15). Согласно справки № 2 выданной 12 января 2012 года начальником отдела военного комиссариата Омской области по Шербакульскому и Одесскому районам, М.Д.Г., <данные изъяты> принимал участие в ВОВ в составе 5 гв.корпуса, 20 танковой бригады с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16). Согласно удостоверения серии <данные изъяты>, Мацюк С.М. имеет право на льготы и преимущества, установленные статьей 21 Закона «О ветеранах» (л.д.13). Судом установлено, что 14 марта 2012 года Мацюк С.М. обращалась в администрацию Одесского муниципального района <данные изъяты> <данные изъяты>, Мацюк С.М. проживает по адресу: <адрес>, совместно с ней проживают: <данные изъяты>, (л.д.20). В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Пунктом 12 данного Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Согласно акта проверки жилищных условий заявителя от 17 января 2012 года проведённой комиссией администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района установлено, что Мацюк С.М. проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, проживает с дочерью, имеется водопровод, отопление печное. Комиссия считает, что Мацюк С.М. необходимо обеспечить жильем как вдову участника ВОВ (л.д.17). Судом установлено, что согласно акта визуального осмотра технического состояния одноквартирного жилого дома по <адрес>, принадлежащего на праве собственности дочери вдовы участника Великой Отечественной войны от 10.04.2012, жилой дом построен в <данные изъяты>. Жилой дом построен на ленточно-бетонном фундаменте. Перекрытие деревянное, пол деревянный, стены кирпичные, окна деревянные. Кровля чердачная металлическая. Отопление местное, водяное. Имеется провисание потолка (коридор, кухня). Водопровод имеется. В доме отсутствует санузел, ванна, канализация. Согласно выводам комиссии жилой в связи с техническими нормами жилой дом не соответствует для проживания пенсионера пожилого возраста (л.д.6). Согласно пункта 1 распоряжения № 77 от 26 марта 2012 года Главы Одесского муниципального района Омской области «Об отказе в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», Мацюк С.М. отказано в постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании подп. 2 п.1 ст.54 ЖК РФ (свидетельство о государственной регистрации права <данные изъяты>) (л.д.77). Согласно свидетельства о государственной регистрации права 55 АА 432963 от 03.11.2011 года, З.Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве собственности принадлежит жилой дом <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>. Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 05 марта 2012 года № 01/045/2012-2697 сведения о правах Мацюк С.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на имеющиеся объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д.22). Таким образом, судом установлено, что Мацюк С.М. в настоящее время проживает в жилом доме, который по своим техническим характеристикам не отвечает предъявляемым требованиям для жилого помещения. Согласно ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 и настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утверждён порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём категорий граждан, определённых Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» за счёт средств», полученных из федерального бюджета в виде субвенций. Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», необходимо завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Суд считает, что Мацюк С.М, 1921 года рождения, вдова умершего участника Великой Отечественной войны является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд считает, что отказ в постановке на учёт Мацюк С.М., <данные изъяты>, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, как нуждающейся в улучшении жилищных условий нарушает её право как члена семьи участника Великой Отечественной войны на меру социальной поддержки по обеспечению жильём. В соответствии со 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Прокурор Одесского района Омской области в судебном заседании предоставил суду доказательства того, что вдова участника Великой Отечественной войны Мацюк С.М. нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения. Ответчиком администрацией Одесского муниципального района Омской области не предоставлены суду доказательства того, что вдова участника Великой Отечественной войны Мацюк С.М. не нуждается в улучшении жилищных условий и не имеет права на обеспечение жилым помещением. Суд считает, что проживание Мацюк С.М. в жилом доме, не отвечающем предъявляемым требованиям к жилому помещению не может являться основанием для отказа в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Мацюк С.М. 10.04.2012 года обратилась к прокурору Одесского района Омской области с заявлением об обращении в суд в её интересах за защитой нарушенных жилищных прав. Таким образом, прокурор законно и обоснованно обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов вдовы умершего участника Великой Отечественной войны Мацюк С.М. На основании вышеизложенного, суд считает необходимым признать пункт 1 распоряжения Главы Одесского муниципального района от 26.03.2012 года № 77 «Об отказе в постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать Мацюк С.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать администрацию Одесского муниципального района включить Мацюк С.М. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 14.03.2012. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательствомРоссийской Федерации. Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, ответчик администрация Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Одесского района Омской области в интересах Мацюк С.М., <данные изъяты>, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны к Администрации Одесского муниципального района Омской области, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны удовлетворить. Признать пункт 1 распоряжения Главы Одесского муниципального района от 26.03.2012 года № 77 «Об отказе в постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать Мацюк С.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать администрацию Одесского муниципального района Омской области включить Мацюк С.М. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 14.03.2012. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 15.06.2012. Судья: Е.В.Толмачев