Решение по иску Лебедь Е.Ф. к администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



       Дело № 2-296/2012 года

      Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Одесский районный суд Омской области в составе:

Председательствующего судьи Толмачева Е.В.,

при секретаре судебного заседания Ригерт С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Одесское, Омской области 03 мая 2012 года дело по иску Лебедь Е.Ф. к администрации Одесского муниципального района Омской области, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны,

У С Т А Н О В И Л:

Лебедь Е.Ф. обратилась в Одесский районный суд Омской области с иском к администрации Одесского муниципального района Омской области, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны, указав, что согласно удостоверения <данные изъяты> является женой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». 01.03.2012 года она обратилась в администрацию Одесского района с заявлением о постановке на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом в заявлении указала, что дом сырой и ветхий, стены растрескались, пол провалился и очень холодный, окна сгнили и в щели дует, в отдельных местах провис потолок. Зимой очень холодно, канализация и водопровод отсутствуют. Распоряжением Главы Одесского муниципального района № 62 от 07.03.2012 года ей отказано в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное решение администрации Одесского муниципального района считает незаконным. Она зарегистрирована по адресу: <адрес> Жилой дом старой постройки, имеет глубокие трещины на стенах, окна сгнили и рассыпаются, пол в отдельных местах прогнил и провалился, холодный, потолок в отдельных местах провисает. Водопровод и канализация отсутствуют. В доме печное отопление и зимой очень холодно. В связи с невозможностью проживания в старом саманном доме они с мужем Л.В.Т. были вынуждены перейти жить в дом сына Л.Н.В., в котором проживали вместе с мужем до его смерти (апрель 2005 года). Она продолжала проживать в доме сына одна. В мае 2008 года она упала, получив при этом травму. Она является инвалидом первой группы, ей требуется постоянный посторонний уход. Поскольку по состоянию здоровья она не может ухаживать сама за собой, с августа 2011 года она переехала к сыну в <адрес>, где проживает до настоящего времени. Считает, что дом, в котором она проживала в <адрес>, не соответствует предъявленным требованиям к жилым помещениям. Просит признать распоряжение Главы Одесского муниципального района от 07.03.2012 года № 62 «Об отказе в постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать администрацию Одесского муниципального района включить ее как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 01.03.2012 года.

В судебном заседании представитель Лебедь Е.Ф. поддержал заявленные исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям в полном объёме.

Представитель ответчика администрации Одесского муниципального района Омской области Журавлев С.А. в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, предоставил суду заявление, в котором указал, что просит дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика, с исковыми требованиями согласен.

Выслушав в судебном заседании истца и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями)- определено обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения.

В судебном заседании установлено, что согласно повторного свидетельства о браке <данные изъяты> Л.В.Т. и М.Е.Ф. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после регистрации брака ей присвоена фамилия Лебедь (л.д. 11).

Согласно свидетельства о смерти <данные изъяты>, Л.В.Т., умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

Согласно справки № 30 выданной 21 февраля 2010 года начальником отдела военного комиссариата Омской области по Шербакульскому и Одесскому районам, Л.В.Т., <данные изъяты> являлся участником Великой Отечественной войны. Принимал участие в войне с Японией с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

Согласно удостоверения <данные изъяты>, Лебедь Е.Ф. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен умерших военнослужащих статьей 21 Закона «О ветеранах» (л.д. 17).

Судом установлено, что 01 марта 2012 года Лебедь Е.Ф. обращалась в администрацию Одесского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с отсутствием в собственности жилья (л.д. 5).

Согласно копии лицевого счета № 136 от 20.02.2012 года выданной администрацией Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, Лебедь Е.Ф. проживает по адресу: <адрес> (л.д. 9).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Пунктом 12 данного Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Согласно акта проверки жилищных условий заявителя от 20 февраля 2012 года проведённой комиссией администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района установлено, что Лебедь Е.Ф. проживает по адресу: <адрес>. Дом состоит из 2 комнат <данные изъяты>. Дом ветхий, стены саманные, без фундамента, комнаты темные, сырые, отопление печное, благоустройства отсутствуют. По заключении комиссии Лебедь Е.Ф. нуждается в улучшении жилищных условий (л.д. 19 - 20).

Согласно распоряжения от 07 марта 2012 года Главы Одесского муниципального района Омской области «Об отказе в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», Лебедь Е.Ф. отказано в постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 6).

Согласно справки № 2925/2012 выданной ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» 22 февраля 2012 года Лебедь Е.Ф. в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значится (л.д. 15).

Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области № 02/006/2012-173 от 21 февраля 2012 года, сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации прав на жилые помещения Лебедь Е.Ф. отсутствуют (л.д. 14).

Таким образом, судом установлено, что Лебедь Е.Ф. не имеет в собственности жилья, в настоящее время проживает в жилом доме, который по своим техническим характеристикам не отвечает предъявляемым требованиям для жилого помещения.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 и настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года                    № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утверждён порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём категорий граждан, определённых Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ                         «О ветеранах» за счёт средств», полученных из федерального бюджета в виде субвенций.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», необходимо завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Суд считает, что Лебедь Е.Ф., <данные изъяты>, вдова умершего участника Великой Отечественной войны является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Суд считает, что отказ в постановке на учёт Лебедь Е.Ф., <данные изъяты>, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, как нуждающейся в улучшении жилищных условий нарушает её право как члена семьи участника Великой Отечественной войны на меру социальной поддержки по обеспечению жильём.

В соответствии со 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представитель Лебедь Е.Ф. в судебном заседании предоставил суду доказательства того, что Лебедь Е.Ф. как вдова участника Великой Отечественной войны нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения.

Ответчиком администрацией Одесского муниципального района Омской области не предоставлены суду доказательства того, что вдова участника Великой Отечественной войны Лебедь Е.Ф. не нуждается в улучшении жилищных условий и не имеет права на обеспечение жилым помещением.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым признать распоряжения Главы Одесского муниципального района от 07.03.2012 года № 62 «Об отказе в постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным.

Признать Лебедь Е.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обязать администрацию Одесского муниципального района включить Лебедь Е.Ф. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 01.03.2012 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательствомРоссийской Федерации.

Однако, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик администрация Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Лебедь Е.Ф. к администрации Одесского муниципального района Омской области, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны удовлетворить.

Признать распоряжения Главы Одесского муниципального района от 07.03.2012 года № 62 «Об отказе в постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным.

Признать Лебедь Е.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обязать администрацию Одесского муниципального района включить Лебедь Е.Ф. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления с 01.03.2012 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение не обжаловалось, вступило в силу 04.06.2012.

Судья:                Е.В. Толмачев