Решение по иску Карагодиной Н.В. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника ВОВ.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Одесский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Тарновского А.В.

при секретаре судебного заседания Гордиенко М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Одесское Одесского района Омской области 02 мая 2012 года дело № 2-256/2012 года по иску Карагодиной Н.В. вдовы умершего участника Великой Отечественной войны к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны,

У С Т А Н О В И Л:

Карагодина Н.В. обратилась в Одесский районный суд Омской области с иском к Администрации Одесского муниципального района Омской области, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны, в исковом заявлении указала, что она является женой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе на обеспечение жильем. 07.02.2012 года она обратилась в Администрацию Одесского района с заявлением о постановке на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В заявлении указала, что перемерзает туалет, пол гнилой, окна гнилые, в квартире запах выгребной ямы. Распоряжением Главы Одесского муниципального района № 45 от 10.02.2012 года ей было отказано в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для отказа послужило наличие на праве собственности жилой площади. Считает, что данное решение Администрации Одесского муниципального района является незаконным. Она проживает по адресу: <адрес>. <данные изъяты>. Квартира находится на 1 этаже многоквартирного дома. В квартире имеется канализация, но она находится в неисправном состоянии во всём доме (подвал дома не отапливается, вода перемерзает, нечистоты напрямую поступают в подвал). В квартире неприятный запах нечистот. Пол, окна прогнили. В связи с тем, что вода проходит через подвал, то она перемерзает с осени до весны. Она является инвалидом по зрению. Родственников у неё нет. По состоянию здоровья и отсутствия денежных средств она не может самостоятельно улучшить свои жилищные условия. Считает, что её квартира не соответствует предъявляемым требованиям к жилым помещениям.

Просит признать распоряжение Главы Одесского муниципального района от 10 февраля 2012 года № 45 «Об отказе в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ. Обязать Администрацию Одесского муниципального района включить её как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п с момента обращения в органы местного самоуправления с 07.02.2012 года.

Истец Карагодина Н.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что она проживает в двухкомнатной квартире многоквартирного дома, в квартире смонтирована канализация, однако она неисправна и все нечистоты стекают в подвал. В квартире установлено газовое отопление, проведён водопровод, однако с зимы и до осени он перемерзает, поскольку подвал не утеплён. В квартире неприятный запах нечистот, пол, окна прогнили и требуют замены. В квартире дальнейшее проживание невозможно, по состоянию здоровья она не может проживать в данной квартире, денежных средств на приобретение другого жилья она не имеет.

Просит суд признать распоряжение Главы Одесского муниципального района от 10 февраля 2012 года № 45 «Об отказе в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ. Обязать Администрацию Одесского муниципального района включить её как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п с момента обращения в органы местного самоуправления с 07.02.2012 года.

Представитель ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился о дне слушания дела был извещён надлежащим образом, о чём свидетельствует расписка, о получении судебной повестки о дне слушания дела, предоставил суду заявление, в котором указал, с исковыми требованиями согласны, просит дело рассмотреть в отсутствии представителя ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области.

Представитель третьего лица Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, о чём свидетельствует почтовое уведомление о получении судебной повестки о дне слушания дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд считает неявку представителя третьего лица Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав в судебном заседании истца и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч.1, 3 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ                «О ветеранах» (с изменениями)- определено обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельства о заключении брака <данные изъяты>, К.Н.В. заключила брак с К.Н.С., после заключения брака ей присвоена фамилия Карагодина (л.д.15).

Согласно свидетельства о смерти <данные изъяты>, К.Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

Согласно справки № 12 выданной 23 января 2012 года начальником отдела военного комиссариата Омской области по Шербакульскому и Одесскому районам, К.Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения призван Одесским РВК 18 января 1943 года. Принимал участие в Великой Отечественной войне в составе 290 стрелкового полка с января 1943 года по май 1945 года (л.д.17).

Согласно удостоверения <данные изъяты>, Карагодина Н.В. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен, погибших военнослужащих статьей 21 Закона «О ветеранах» (л.д.18).

Судом установлено, что 07.02.2012 года Карагодина Н.В. обратилась в Администрацию Одесского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с тем, что туалет перемерзает, пол гнилой, окна гнилые, запах выгребной ямы (л.д.6).

Согласно Распоряжения от 10 февраля 2012 года № 45 Главы Одесского муниципального района Омской области «Об отказе в постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий», Карагодиной Н.В. было отказано в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подп.2 п.1 ст.54 ЖК РФ (л.д.8).

Согласно справки о составе семьи № 7490 от 23.11.2011 года выданной Администрацией Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, Карагодина Н.В. проживает по адресу: <адрес> (л.д.20).

Судом установлено, что Карагодина Н.В. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается договором передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10); техническим паспортом квартиры по адресу: <адрес> (л.д.11-12); копией лицевого счёта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13); свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> (л.д.14); выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества № 02/006/2012-114 от 08 февраля 2012 года (л.д.19).

Согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Пунктом 12 данного Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Согласно акта проверки жилищных условий заявителя от 21 декабря 2011 года, проведённого комиссией Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района установлено, что Карагодина Н.В. проживает по адресу: <адрес>. <данные изъяты>. Квартира находится на первом этаже многоэтажного дома. Канализация в доме имеется, но в доме она не исправна, поэтому в квартире неприятный запах, пол прогнил. Комиссия считает, что Карагодина Н.В. нуждается в улучшении жилищных условий (л.д.21).

Данное обстоятельство также подтверждается актом проверки жилищных условий заявителя от 18 апреля 2012 года, согласно которого квартира, в которой проживает Карагодина Н.В. по адресу: <адрес> находится на первом этаже двухэтажного многоквартирного дома. Из подвала в квартиру тянет сырость, поэтому пол прогнил. Вода проходит через подвал, поэтому в холодное время перемерзает (л.д. 29).

Таким образом, судом установлено, что Карагодина Н.В. в настоящее время проживает в жилом помещении, который по своим техническим характеристикам не отвечает предъявляемым требованиям для жилого помещения.

Согласно ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 и настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года                    № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утверждён порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём категорий граждан, определённых Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ                         «О ветеранах» за счёт средств», полученных из федерального бюджета в виде субвенций.

Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», необходимо завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Глава Лукьяновского сельского поселения Мацюк Д.П. обращался с ходатайством к Главе Одесского муниципального района Корнейчику В.Н. о постановке Карагодиной Н.В. на очередь на улучшение жилищных условий (л.д.7).

Суд считает, что Карагодина Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдова умершего участника Великой Отечественной войны является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Суд считает, что отказ в постановке на учёт Карагодиной Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, как нуждающейся в улучшении жилищных условий нарушает её право как члена семьи участника Великой Отечественной войны на меру социальной поддержки по обеспечению жильём.

В соответствии со 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истец Карагодина Н.В. в судебном заседании предоставила суду доказательства того, что она как вдова участника Великой Отечественной войны нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения.

Ответчиком Администрацией Одесского муниципального района Омской области не предоставлено суду доказательств того, что вдова участника Великой Отечественной войны Карагодина Н.В. не нуждается в улучшении жилищных условий и не имеет права на обеспечение жилым помещением.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым признать распоряжение Главы Одесского муниципального района от 10 февраля 2012 года № 45 «Об отказе в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным. Признать Карагодину Н.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ. Обязать Администрацию Одесского муниципального района включить Карагодину Н.В. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п с момента обращения в органы местного самоуправления с 07.02.2012 года.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательствомРоссийской Федерации.

Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик Администрация Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Карагодиной Н.В. вдовы умершего участника Великой Отечественной войны к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на обеспечение жилым помещением как участника Великой Отечественной войны удовлетворить в полном объёме.

Признать распоряжение Главы Одесского муниципального района от 10 февраля 2012 года № 45 «Об отказе в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным.

Признать Карагодину Н.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ.

Обязать Администрацию Одесского муниципального района включить Карагодину Н.В. как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п с момента обращения в органы местного самоуправления с 07.02.2012 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня его вынесения с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 04.06.2012.

Председательствующий судья:          А.В. Тарновский