Решение по иску Грабарь Е.А. об обязывании предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма.



дело № 2-228/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Одесский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Тарновского А.В.

при секретаре судебного заседания Гордиенко М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Одесское Одесского района Омской области 12 апреля 2012 года дело по иску Грабарь Е.А. к Правительству Омской области, Министерству образования Омской области о признании незаконным бездействия по не предоставлению жилья и обязывании предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма, взыскании расходов по оплате государственной пошлины,

У С Т А Н О В И Л:

Грабарь Е.А. обратилась в Одесский районный суд Омской области с иском к Правительству Омской области, Министерству образования Омской области о признании незаконным бездействия по не предоставлению жилья и обязывании предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма, взыскании расходов по оплате государственной пошлины, указав, что решением Одесского районного суда Омской области от 11 декабря 2007 года её родители Г.А.Н. и Г.С.В. лишены родительских прав. Её опекуном назначена О.В.В., у которой она в настоящее время зарегистрирована. Собственного жилого помещения не имеет. В 2013 году она заканчивает обучение в колледже ГБОУ ВПО ОмГМА Минздрава соцразвития России, и после окончания колледжа ей проживать будет негде. Распоряжением Главы Одесского муниципального района Омской области №120 от 06.10.2009 года она поставлена на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередной список. С тех пор очередь не менялась.

Просит признать бездействие Правительства Омской области, Министерства образования Омской области в связи с не предоставлением ей жилого помещения незаконным. Обязать Правительство Омской области, Министерство образования Омской области приобрести в муниципальную собственность жилое помещение не ниже установленной социальной нормы и предоставить ей вне очереди по договору социального найма. Взыскать с Правительства Омской области, Министерства образования Омской области в её пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Истец Грабарь Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, дополнив, что она в настоящее время обучается на 3 курсе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. По достижению ею совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ над нею прекращено попечительство опекуна О.В.В.. Она в собственности жилья не имеет. В настоящее время проживает у бывшего опекуна О.В.В. по адресу: <адрес>. С заявлениями в Администрацию Одесского муниципального района Омской области, Правительство Омской области, Министерство образования Омской области о предоставлении ей жилья вне очереди как лицу оставшемуся без попечения родителей она не обращалась и таких доказательств суду она представить не может. Распоряжением Главы Одесского муниципального района Омской области №120 от 06.10.2009 года она поставлена на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередной список. С тех пор очередь не менялась. Дом, в котором они проживали ранее принадлежал ООО «Благодаровское» и его разобрали в 2010 году в связи с непригодностью для проживания.

Просит суд признать бездействие Правительства Омской области, Министерства образования Омской области в связи с не предоставлением ей жилого помещения незаконным. Обязать Правительство Омской области, Министерство образования Омской области приобрести в муниципальную собственность жилое помещение не ниже установленной социальной нормы и предоставить ей вне очереди по договору социального найма. Взыскать с Правительства Омской области, Министерства образования Омской области в её пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель ответчика Правительства Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало, предоставил возражения на исковое заявление, в котором указал, что Правительство Омской области считает себя ненадлежащим ответчиком, а требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, право обеспечения жилой площадью по договорам социального найма имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и дети, находящиеся под опекой (попечительством).

В соответствии со статьей 1 Закона № 159-ФЗ к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Кроме того, опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.                   

Поскольку истец принята на учёт граждан нуждающихся в жилом помещении по достижении возраста 18 лет, в соответствии с Законом № 159-ФЗ она не может быть отнесена к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Кроме того, до окончания пребывания в колледже ГБОУ ВПО ОмГМА Министерства здравоохранения и социального развития РФ, где в настоящее время истец обучается, правовые основания для обеспечения её органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм отсутствуют.

        Согласно пункту второму части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации данной категории граждан жилые помещения предоставляются по договорам социального найма. Для этого в соответствии с частью 1 статьи 52 Кодекса данные граждане должны быть приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Кодекса).

В отсутствии соответствующего решения органа местного самоуправления правовые основания для обеспечения указанной категории граждан органами исполнительной власти Омской области по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм отсутствуют.

Правительство Омской области право истца на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма не нарушало, поскольку органом местного самоуправления решение о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма не принято.

         В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Омской области от 5 декабря 2003 года № 483-ОЗ «О Правительстве Омской области» Правительство Омской области постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Омской области. Правительство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области. Частью 1 статьи 4 Закона Омской области определена структура Правительства Омской области, а именно Правительство Омской области состоит из Председателя Правительства Омской области и членов Правительства Омской области. Членами Правительства Омской области являются первый заместитель Председателя Правительства Омской области, заместители Председателя Правительства Омской области, министры Омской области.

Полномочия Правительства Омской области определены в статье 10 Закона Омской области, причём обеспечение их реализации возложено на органы исполнительной власти Омской области в соответствии с их компетенцией (статья 9 Закона Омской области). При этом органы исполнительной власти Омской области обладают правами юридического лица, имеют лицевые счета, печати, штампы и бланки.

Обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе реализация мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к компетенции Министерства образования Омской области в соответствии с подпунктом 4 пункта 7, пунктом 23 пункта 8 Положения о Министерстве образования Омской области, утверждённого Указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 года № 63. Кроме того, Министерство также осуществляет формирование и ведение списков (реестров) детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (подпункт 23.1 пункта 8 Положения о Министерстве).

Обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Следовательно, реализация такой социальной меры влечёт расходование средств в объёмах, предусмотренных соответствующим бюджетом субъекта.

Расходы на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения предусмотрены Законом Омской области от 22 ноября 2011 года № 1403-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

При этом согласно части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам к субъекту Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Главным распорядителем бюджетных средств, выделение которых предусмотрено Законом Омской области от 22 ноября 2011 года № 1403-0З «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, является Министерство, а не Правительство Омской области.

Таким образом, привлечение Правительства Омской области при рассмотрении данного гражданского дела в качестве ответчика и возложение обязанности по исполнению исковых требований противоречит приведённым нормам законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных прав, свобод или законных интересов.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 56 каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем в исковом заявлении не приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства, содержащиеся в исковом заявлении и свидетельствующие о нарушении прав Истца Правительством Омской области, и истцом не доказаны указанные обстоятельства, на которых он основывает свои требования.

         В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, требования истца о взыскании с Правительства Омской области расходов по оплате государственной пошлины не подлежит удовлетворению.

С учётом изложенного просит в удовлетворении заявленных истцом требований отказать.

В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд считает неявку представителя ответчика Правительства Омской области неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, предоставил суду отзыв на исковое заявление, в котором указал, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п.14 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, состоящие на регистрационном учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области.

Детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей согласно Закону № 159-ФЗ являются лица до 18 лет.

Следовательно, реализация меры социальной поддержки по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не отнесена к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (т.е. лиц достигших 18-летнего возраста и после достижения 18-летнего возраста вставших на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма) осуществляется органами местного самоуправления и является расходным обязательством местного бюджета, что предусмотрено статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, истец имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди за счёт средств бюджета Омской области только в случае постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения 18-летнего возраста и отсутствия закрепленного помещения.

Просит дело рассмотреть в его отсутствие и копию решения суда направить в их адрес.

Представитель третьего лица Администрации Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом, предоставил суду ходатайство, в котором указал, что против иска возражений не имеет, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица Комитета по образованию Одесского муниципального района Омской области, выполняющего функции органа опеки и попечительства в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, о чём свидетельствует расписка, о получении судебной повестки о дне слушания дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало.

Представитель третьего лица Администрации Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, о чём свидетельствует расписка, о получении судебной повестки о дне слушания дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд считает неявку представителей третьих лиц: Комитета по образованию Одесского муниципального района Омской области, Администрации Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав в судебном заседании истца и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведённой нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилых помещениях являются перечисленные в ней юридические факты каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями ст.8 Закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учёт, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

При этом, исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 года № 250-ОП установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Закона по социальной поддержке сирот в системе действующего правового регулирования предполагает обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

В силу п.1 ч.1 ст.3 Закона Омской области от 28.12.2005 года № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере», к компетенции Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится реализация государственной политики Омской области в сфере жилищных отношений.

Пунктом 1 ст.7 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» предусмотрено, что в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.

В соответствии с п.14 ст.44 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (с изменениями и дополнениями) состоящие на регистрационном учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи.

Абзацем 10 пункта 2 статьи 1 Закона Омской области от 23 ноября 2011 года № 1407-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Омской области», исключен п.15 ст.44 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» которым Омская область передавала на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Положения о Министерстве образования Омской области утверждённого Указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 года № 63, обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к задачам Министерства. В соответствии с пунктами 23, 23.1 Министерство обеспечивает в соответствии с законодательством реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет формирование и ведение списков (реестров) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с п.1 ст.2 Закона Омской области от 5 декабря 2003 года № 483-ОЗ «О Правительстве Омской области» Правительство Омской области - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Омской области. Правительство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области.

Статьей 9 Закона предусмотрено, что Правительство Омской области возглавляет деятельность органов исполнительной власти Омской области. Система органов исполнительной власти Омской области состоит из Правительства Омской области, министерств Омской области, главных управлений, управлений, иных органов исполнительной власти Омской области. Структура органов исполнительной власти Омской области определяется Губернатором Омской области.

Согласно части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам к субъекту Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Главным распорядителем бюджетных средств, выделение которых предусмотрено Законом Омской области от 22 ноября 2011 года № 1403-0З «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, является Министерство образования Омской области.

Судом установлено, что согласно свидетельства о рождении <данные изъяты>, родителями у Грабарь Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются: отец Г.А.Н., мать Г.С.В. (л.д.8).

Согласно решения Одесского районного суда Омской области от 11 декабря 2007 года Г.А.Н., Г.С.В. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней Грабарь Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9-10).

Согласно распоряжения Главы Одесского муниципального района Омской области № 120 от 06 октября 2009 года Грабарь Е.А. поставлена на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередной список (л.д.13).

Согласно справки об использовании права приватизации № 45 выданной Комитетом по экономическим вопросам и имущественным отношениям Одесского муниципального района Омской области Грабарь Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения за период проживания с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не использовала право бесплатной приватизации жилья на территории Одесского муниципального района и договор социального найма не заключался (л.д.14).

Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений <данные изъяты>, в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на Грабарь Е.А. отсутствуют (л.д.15).

Согласно справки № 12 от 05 марта 2012 года Грабарь Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по сведениям Одесского отдела ГП «Омский центр ТИЗ» в числе собственников объектов недвижимости не значится (л.д.16).

Таким образом, судом установлено, что Грабарь Е.А. как лицо, оставшееся без попечения родителей не имеет собственного жилья.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истец Грабарь Е.А. в судебном заседании предоставила суду доказательства того, что она имеет право на предоставление ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

Ответчики: Правительство Омской области, Министерство образования Омской области не предоставили суду доказательств того, что Грабарь Е.А. не имеет права на предоставление ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

Доводы представителя ответчика Правительства Омской области того, что Правительство Омской области по настоящему делу является ненадлежащим ответчиком, суд считает несостоятельными, поскольку на день рассмотрения дела в судебном заседании Правительством Омской области как высшим исполнительным органом государственной власти Омской области не разработан и не принят Порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договору социального найма в Омской области, а с муниципальных районов Омской области данные полномочия с января 2012 года сняты.

Судом установлено, что согласно распоряжения Главы Одесского муниципального района № 120 от 06 октября 2009 года, Грабарь Е.А. была включена во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, когда ей исполнилось 18 лет.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года                № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) к лицам которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Судом установлено, что у Грабарь Е.А. родители были лишены родительских прав в отношении неё, когда ей исполнилось <данные изъяты>

Согласно постановления Главы Одесского муниципального района Омской области от 27 февраля 2007 года № 90 «Об установлении попечительства над несовершеннолетней Грабарь Е.А.» назначена О.В.В. попечителем несовершеннолетней Грабарь Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и было закреплено за несовершеннолетней Грабарь Е.А. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> (л.д.11).

Согласно акта обследования жилого помещения закрепленного за несовершеннолетней Грабарь Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в доме произошёл пожар, пожаром повреждена большая часть дома, дом не пригоден для проживания и не подлежит восстановлению (л.д.31).

Согласно справки № 377 от 05 апреля 2012 года выданной администрацией Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области Грабарь Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована по адресу: <адрес>. Жилой дом по указанному адресу принадлежал ООО «Благодаровское», разобран в 2010 году ООО «Благодаровское» в связи с непригодностью проживания (л.д.45).

Согласно справки б/н выданной 05 апреля 2012 года ООО «Благодаровское», жилой дом по адресу: <адрес>, в котором проживала, Грабарь Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения был разобран СПК «колхоз Благодаровский» в 2010 году в связи с тем, что он пришёл в негодность и для проживания был не пригоден (л.д.46).

Кроме того, как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей», а также из вышеприведённой ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими возраста 23-летнего возраста.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью должна быть реализована до достижения ими 23 летнего возраста.

Доводы представителя ответчика Правительства Омской области того, что истцом не представлено доказательств того, что нарушены права Грабарь Е.А. органами исполнительной власти Омской области в связи с непредставлением ей жилого помещения, суд считает несостоятельными, поскольку со дня прекращения попечительства над Грабарь Е.А. ДД.ММ.ГГГГ и постановки её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий во внеочередной список прошло более 2 лет, вместе с тем жильем она не обеспечена до настоящего времени, закреплённого за ней жилья в настоящее время не имеет.

Суд считает, что жилое помещение Грабарь Е.А. должно быть предоставлено вне очереди, обязанность по обеспечению лиц оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями во внеочередном порядке действующим законодательством возложена на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каковым является Правительство Омской области и главного распорядителя бюджетных средств, выделенных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения -Министерство образования Омской области.

На основании вышеизложенного суд считает, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма Грабарь Е.А. как лицу, оставшемуся без попечения родителей возлагается на Правительство Омской области и Министерство образования Омской области.

Доводы истца Грабарь Е.А. о признании бездействия Правительства Омской области, Министерства образования Омской области в связи с не предоставлением ей жилого помещения незаконным, суд считает несостоятельными, поскольку действующим в то время законодательством до 1 января 2012 года предоставление жилья по договорам социального найма лицам оставшимся без попечения родителей возлагалось на муниципальные районы Омской области, с 1 января 2012 года такие полномочия с муниципальных районов сняты. Судом установлено, что истец Грабарь Е.А. не обращалась в Правительство Омской области Министерство образования Омской области о предоставлении ей жилья как лицу оставшемуся без попечения родителей и это не оспаривалось ею в судебном заседании.

Суд считает необходимым в данной части иска отказать.

Вместе с тем суд считает необходимым обязать Правительство Омской области, Министерство образования Омской области предоставить Грабарь Е.А. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления во внеочередном порядке.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворён частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчики Правительство Омской области, Министерство образования Омской области освобождаются от уплаты государственной пошлины по данному делу.

В этой части иска суд считает необходимым отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Грабарь Е.А. к Правительству Омской области, Министерству образования Омской области о признании незаконным бездействия по не предоставлению жилья и обязывании предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма, взыскании расходов по оплате государственной пошлины удовлетворить в части.

Обязать Правительство Омской области, Министерство образования Омской области предоставить Грабарь Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления во внеочередном порядке.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение обжаловалось, оставлено без изменения, вступило в законную силу 13.06.2012.

Председательствующий: судья                                                       А.В. Тарновский