дело № 2-211/2012г. Р Е Ш Е Н И Е Одесский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Тарновского А.В. при секретаре судебного заседания Гордиенко М.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Одесское Одесского района Омской области 11 апреля 2012 года дело по исковому заявлению прокурора Одесского района Омской области в интересах Баклиной Т.А. к Администрации Одесского муниципального района Омской области, Министерству финансов Омской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Одесская ЦРБ» о признании незаконным бездействия по непредставлению мер социальной поддержки Баклиной Т.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и обязывании предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО «Одесская ЦРБ» Баклиной Т.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года по 31 декабря 2011 года, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Одесского района Омской области обратился в Одесский районный суд Омской области с иском в интересах Баклиной Т.А. к Администрации Одесского муниципального района Омской области, Министерству финансов Омской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Одесская ЦРБ» о признании незаконным бездействия по непредставлению мер социальной поддержки Баклиной Т.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и обязывании предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО «Одесская ЦРБ» Баклиной Т.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года по 31 декабря 2011 года, указав, что прокуратурой района проведена проверка по факту не предоставления мер социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Одесская ЦРБ». Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно ч.6 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 (действовавших до 01.01.2012 года) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Положение о праве медицинских и фармацевтических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, утратило силу. Согласно ч.2 ст.72 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счёт соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Меры социальной поддержки медицинских работников государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений, и порядок их предоставления были предусмотрены Законом Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (далее по тексту Кодекс) в редакции, действовавшей до 23.11.2011 года. В настоящее время указанный Кодекс предусматривает данные меры социальной поддержки для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения Омской области. В соответствии со ст.36 Кодекса (в редакции, действовавшей до 23.11.2011 года) указанной категории граждан предоставляются следующие меры социальной поддержки: право на получение мер социальной поддержки: компенсация расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путём деления фактической общей площади жилого помещения, на количество проживающих в нём лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трёх и более человек, 21 кв.м - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера); компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчёта 0,065 т угля и 0,087 куб.м дров на 1 кв.м общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2настоящей статьи: компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчёта 5,52 куб.м газа на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчёта 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Соответственно в настоящее время соответствующий порядок предоставления льгот предусмотрен для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения Омской области. Согласно п.п. 3, 4 ст. 37 Кодекса Омская область (в редакции, действовавшей до 23.11.2011 года) передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твёрдого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии со ст. 17 Кодекса средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. В соответствии с бюджетом Омской области на 2009 год, утверждённого Законом Омской области № 1093-ОЗ от 24.11.2008 года субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на предоставление установленных законодательством мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на 2009 год в части медицинских учреждений не предусмотрены. Аналогичная ситуация имела место в 2010 и в 2011 годах, когда средства на реализацию переданных администрации района государственных полномочий в части компенсации расходов работникам здравоохранения из областного бюджета не предоставлялись. В 2009-2011 годах средства на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации расходов работникам МУЗ «Одесская ЦРБ» (в настоящее время БУЗОО «Одесская ЦРБ») в бюджете Одесского района не предусматривались, администрацией района в адрес МУЗ (БУЗОО) «Одесская ЦРБ» не направлялись. В результате чего меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 36,37 Закона Омской области от 04.07.2008 года №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», медицинскому работнику МУЗ «Одесская ЦРБ» Баклиной Т.А., проживающей по адресу: <адрес>, работающей в БУЗОО «Одесская ЦРБ» в должности медицинской сестры, не предоставлялись с 1 января 2009 года по 31.12.2011 года. Определением Верховного суда Российской Федерации от 28.10.2009 года № 50-Г09-20 положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год», которым приостанавливается действие ст.ст. 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» признаны противоречащими федеральному законодательству. Таким образом, медицинскому работнику МУЗ (БУЗОО) «Одесская ЦРБ» незаконно не были предоставлены социальные гарантии, предусмотренные Законом Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», ст.ст. 36,37 в период с 01.01.2009 года по 31.12.2011 года. В рамках указанных положений ст.7 Конституции Российской Федерации, в статье 1 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 указано, что задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан является установление гарантий социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников. Не предоставление мер социальной поддержки Баклиной Т.А. нарушает её права, охраняемые Конституцией и законами Российской Федерации. Указанное заявление подаётся прокурором в интересах Баклиной Т.А. в защиту нарушенных социальных прав. Просит признать незаконным бездействие администрации Одесского муниципального района Омской области, Министерства финансов Омской области и БУЗОО «Одесская ЦРБ» по непредставлению мер социальной поддержки Баклиной Т.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Обязать администрацию Одесского муниципального района Омской области, Министерство финансов Омской области, БУЗОО «Одесская ЦРБ» предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО «Одесская ЦРБ» Баклиной Т.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года по 31.12.2011 года. В судебном заседании помощник прокурора Одесского района Омской области Дизер Е.И. поддержал уточнённые исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям, дополнив, что работодателем у Баклиной Т.А. до 1 января 2012 года являлось МУЗ «Одесская ЦРБ», в настоящее время МУЗ «Одесская ЦРБ» переименовано в БУЗОО «Одесская ЦРБ» и передано в областную собственность. Прокурор Одесского района по данному делу считает необходимым исключить из числа ответчиков Министерство финансов Омской области и БУЗОО «Одесская ЦРБ», поскольку согласно действовавшего законодательства до 1 января 2012 года обязательства по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам БУЗОО «Одесская ЦРБ» (МУЗ «Одесская ЦРБ») у указанных организаций отсутствуют, обязанность законодателем была возложена на учредителя муниципального учреждения здравоохранения. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Одесского муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки Баклиной Т.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Обязать администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО «Одесская ЦРБ» (МУЗ «Одесская ЦРБ) Баклиной Т.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года по 31.12.2011 года на сумму <данные изъяты>. Истец Баклина Т.А. в судебное заседание не явилась о дне слушания дела извещена надлежащим образом, предоставила суду заявление, в котором указала, что исковые требования прокурора поддерживает и просит удовлетворить их в полном объёме, дело рассмотреть в её отсутствие. Представитель ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, предоставил суду отзыв, в котором указал, что с исковым заявлением не согласен в полном объёме по следующим основаниям:Статья 12 Конституции РФ закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления. Нормативно-правовым актом, определяющим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьей 15 Закона № 131-ФЗ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.Таким образом, органы местного самоуправления обязаны решать только те вопросы, которые прямо указаны в Законе № 131-ФЗ.Статья 15 Закона № 131-ФЗ не относит к вопросам местного значения муниципального района решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений.Согласно части 2 статьи 15.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счёт средств местных бюджетов на осуществление государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьёй 19 Закона № 151-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также иных полномочий, не отнесённых к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ.На основании изложенного, правовые основания для обязывания Администрации Одесского района осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения отсутствуют.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется исключительно федеральными законами в порядке, установленном Законом № 131-ФЗ. Такой федеральный закон согласно части 6 статьи 19 Закона № 131-ФЗ, должен содержать в том числе, способ (методику) расчёта нормативов для определения общего объёма субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные государственные минимальные социальные стандарты, а также перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. При этом положения федеральных законов, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны вводиться в действие ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (часть 7 статьи 19 Закона № 131-ФЗ).В свою очередь, соответствующие положения федерального закона, устанавливающие передачу необходимых материальных ресурсов и определяющие размер субвенций на осуществление государственных полномочий РФ по социальной поддержке работников муниципальных учреждений, а также федеральные законы о федеральном бюджете на 2009, 2010, 2011 годы, входящие в действия такие положения, в настоящее время отсутствуют.Таким образом, наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, федеральный законодатель в то же время не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств.Как уже указывалось ранее, финансовое обеспечение переданных отдельных государственных полномочий РФ осуществляется только за счёт субвенций из федерального бюджета (часть 5 статьи 19 Закона № 131-ФЗ). Вместе с тем органы местного самоуправления могут использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им полномочий, но это является их правом, а не обязанностью (абзац 2 пункта 5 статьи 19 Закона № 131-ФЗ).В связи с этим до тех пор, пока соответствующие государственные полномочия РФ не будут переданы и обеспечены в установленном федеральным законодательством порядке, обязанность по их финансированию не может быть возложена на Администрацию Одесского муниципального района Омской области.Просит отказать прокурору Одесского района в интересах Баклиной Т.А. в иске о признании незаконным бездействия по непредставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта теплой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и обязывании предоставить меры социальной поддержки. Дело рассмотреть в отсутствии представителя ответчика администрации Одесского муниципального района Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Одесского района Дизера Е.И. и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему: Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или он незаконно привлечён к ответственности. Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная зашита, включая социальное обеспечение. Согласно ст.1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что Баклина Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ работает в системе здравоохранения Одесского района, является работником БУЗОО «Одесская ЦРБ» (ранее МУЗ «Одесская ЦРБ»), в настоящее время работает медицинской сестрой, что подтверждается трудовым договором <данные изъяты> (л.д.7-8), копией трудовой книжки <данные изъяты> (л.д.24). Согласно диплома <данные изъяты> Баклина Т.А. окончила Омское областное медицинское училище № 1 по специальности «сестринское дело», присвоена квалификация медицинская сестра (л.д.25). Судом установлено, что Баклина Т.А. проживает с семьей в принадлежащей на праве собственности квартире по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> (л.д.9), паспортом <данные изъяты> (л.д.10). Согласно Устава бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Одесская центральная районная больница», утверждённого распоряжением Министерства здравоохранения Омской области от 26.12.2011 года № 529-р, Муниципальное учреждение здравоохранения «Одесская центральная районная больница» создано на основании постановления Главы администрации Одесского района Омской области от 13 июля 1994 года № 294 и является правопреемником Одесского районного территориального медицинского образования. На основании распоряжения Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 152-рп «О безвозмездной передаче в собственность Омской области учреждений здравоохранения, находящихся в собственности муниципальных образований Омской области» муниципальное учреждение здравоохранения «Одесская центральная больница» передано в собственность Омской области и переименовано в бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Одесская центральная больница». Целью учреждения является охрана здоровья граждан. Учредителем учреждения является Омская область. Функции учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляют: Министерство здравоохранения Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской областью (л.д.46-48). Предметом деятельности названного учреждения является оказание населению Омской области первичной медико-санитарной помощи, в том числе по территориально-участковому принципу, скорой, специализированной медицинской помощи, в том числе лечебной, реабилитационной, консультативно-диагностической, профилактической медицинской помощи. В спорный период (2009-2011 годы) учредителем МУЗ «Одесская ЦРБ» являлось муниципальное образование «Одесский район» Омской области в лице администрации муниципального образования «Одесский район» Омской области, что подтверждается Уставом муниципального учреждения здравоохранения «Одесская центральная районная больница» (редакция №4) утверждённого постановлением Главы муниципального образования «Одесский район» Омской области от 10 марта 2005 года № 77 (л.д.61-62). Согласно справки по оплаченным показаниям за электроэнергию (л.д.54-55) выданной ОАО «Омскэнергосбыт» подтверждается, что Баклина Т.А. в полном объёме производилась оплата за электроэнергию за период времени с января 2009 года по 28 декабря 2011 года. Квитанциями, закупочными актами (л.д.56-58) подтверждается, что Баклиной Т.А. приобретался уголь, и дрова для отопления жилого помещения за период времени с января 2009 года по 31 декабря 2011 года. Согласно ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст.59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населённых пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных посёлках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Статьей 160 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Пунктом 2 ст. 153 указанного Закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации, отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. В спорный период (2009 - 2011 годы) работы истицы Баклиной Т.А. в МУЗ «Одесская ЦРБ» действовала редакция ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации», меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Согласно ч.2 ст. 72 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счёт соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Из подпункта 24 пункта 2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно ст.19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Из части 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно ст.36 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки: 1) компенсация расходов на оплату жилого помещения из расчёта 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трёх и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера); 2) компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчёта 0.065 тн. Угля и 00.087 куб.м. дров на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; 3) компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчёта 5.52 куб.м. газа на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; 4) компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчёта 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Согласно п.п. 3,4 ст.37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в редакции до 01 января 2012 года), Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твёрдого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Судом установлено, что администрацией Одесского муниципального района Омской области правовой акт по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ Одесская ЦРБ не принимался. Согласно статьи 4 Устава Одесского муниципального района Омской области к вопросам местного значения муниципального района, предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам не относится (л.д.61-62). В соответствии с бюджетом Омской области на 2009 год, утверждённого Законом Омской области № 1093-ОЗ от 24.11.2008 года субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на предоставление установленных законодательством мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на 2009 год в части медицинских учреждений не были предусмотрены. Аналогичная ситуация имела место в 2010 и в 2011 годах, когда средства на реализацию переданных администрации района государственных полномочий в части компенсации расходов работникам здравоохранения из областного бюджета не предоставлялись. Судом установлено, что в 2009-2011 годах средства на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации расходов работникам МУЗ «Одесская ЦРБ» (в настоящее время БУЗОО «Одесская ЦРБ») в бюджете Одесского района не предусматривались, администрацией Одесского муниципального района в адрес МУЗ (БУЗОО) «Одесская ЦРБ» такие средства не направлялись. В судебном заседании установлено, что медицинский работник МУЗ «Одесская ЦРБ» Баклина Т.А. в период с января 2009 года по 31.12.2011 года несла расходы по оплате жилого помещения (отопление, электроэнергия), однако до настоящего времени данные расходы ей не компенсированы. Согласно ст.52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. Согласно ч.5 ст.53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.55 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к собственным доходам местных бюджетов относятся: 1) средства самообложения граждан в соответствии со ст.56 настоящего Федерального закона; 2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со ст.57 настоящего Федерального закона; 3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со ст.58 настоящего Федерального закона; 4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со ст.59 настоящего Федерального закона; 5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в соответствии со ст.62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные поступления; 6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; 7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов; 8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления; 9) добровольные пожертвования; 10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления. В силу ч.4 ст.55 указанного закона, в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона. Согласно ч. 1, 2 ст.63 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами; иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов Российской Федерации. Статьями 36, 37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в редакции, действовавшей по 31.12.2011 года) установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в том числе в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24.11.2008 года № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года. Письмом Министерство финансов Омской области от 20 января 2009 года рекомендует приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2009 года № 50-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-O3 «Об областном бюджете на 2009 год». Подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29 декабря 2009 года № 1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области. Статьей 9 Закона Омской области от 09.12.2010 года № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» утверждён объём межбюджетных трансфертов, предоставляемый другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в 2011 году, в сумме 19 011 211 236,14 руб., в том числе в бюджеты муниципальных образований Омской области в сумме 16 917 432 349,14 руб. Утверждено распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов Омской области из Областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа) Омской области на 2011 год. Указанная ст. 15 названного закона ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам. Закреплённое в ч.1 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретённых работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты. В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определённость, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объём не должен уменьшаться. Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами. Пунктом 50 ст.35 Федерального закона № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно ч.6 ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», действующей до 01 января 2012 года, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Исследовав и оценив все доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу, что исковые требования прокурора к администрации Одесского муниципального района о признании незаконным бездействия по не представлению мер социальной поддержки и обязывании предоставить их медицинскому работнику БУЗОО «Одесская ЦРБ (МУЗ «Одесская ЦРБ») Баклиной Т.А. обоснованны, так как решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении, которых находятся соответствующие организации здравоохранения, то есть администрации Одесского муниципального района Омской области. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении № 136-О-П от 03.02.2010 года, во избежание ущемления социальных прав медицинских работников, по оплате жилья и коммунальных услуг, надлежащее правовое регулирование работников медицинских учреждений должны осуществить органы, в ведении которых находятся учреждения здравоохранения; в постановлениях от 17.06.2004 года №12-П и от 15.05.2006 года №5-П, указано, что недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счёт бюджета другого уровня. В силу ст.11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления. Администрацией Одесского муниципального района Омской области мер правового регулирования, в том числе правовых актов, регулирующих права медицинских работников, размер льгот и компенсаций, порядок их предоставления, источник финансирования, не принималось. Доводы ответчика о том, что на администрацию Одесского муниципального района Омской области не может быть возложена обязанность предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам основан на ошибочном толковании закона. Согласно представленного прокуратурой района расчёта, истице Баклиной Т.А. сумма компенсации расходов на оплату отопления и освещения за спорный период должна составлять 19 <данные изъяты> (л.д.60). Данный расчёт является правильным и сомнений у суда не вызывает. Таким образом, совокупность вышеприведенных норм по существу устанавливала обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности. При этом средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматривались в областном бюджете в виде субвенций. Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счёт средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, в частности работников муниципальных учреждений здравоохранения, не освобождало органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности. При таких обстоятельствах суд считает, что уточнённые исковые требования прокурора Одесского района Омской области в интересах Баклиной Т.А. к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по непредставлению мер социальной поддержки Баклиной Т.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и обязывании предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО «Одесская ЦРБ» (МУЗ «Одесская ЦРБ») Баклиной Т.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года по 31 декабря 2011 года на сумму <данные изъяты> подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым признать незаконным бездействие Администрации Одесского муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки Баклиной Т.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО «Одесская ЦРБ» (МУЗ «Одесская ЦРБ») Баклиной Т.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года по 31.12.2011 года на сумму <данные изъяты>. Суд считает обоснованным исключение прокурором Одесского района Омской области по данному делу из числа ответчиков: Министерство финансов Омской области, бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Одесская ЦРБ», поскольку согласно действовавшего законодательства до 1 января 2012 года обязательства по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам БУЗОО «Одесская ЦРБ « (МУЗ «Одесская ЦРБ» у указанных организаций отсутствуют, обязанность законодателем была возложена на учредителя муниципального учреждения здравоохранения, т.е учредителя медицинского учреждения Администрацию Одесского муниципального района Омской области. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательствомРоссийской Федерации. Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, ответчик Администрация Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Уточнённые исковые требования прокурора Одесского района Омской области в интересах Баклиной Т.А. к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по непредставлению мер социальной поддержки Баклиной Т.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и обязывании предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО «Одесская ЦРБ» (МУЗ «Одесская ЦРБ») Баклиной Т.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года по 31 декабря 2011 года на сумму <данные изъяты> удовлетворить в полном объёме. Признать незаконным бездействие Администрации Одесского муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки Баклиной Т.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО «Одесская ЦРБ» (МУЗ «Одесская ЦРБ») Баклиной Т.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года по 31.12.2011 года на сумму <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение обжаловалось, оставлено без изменения, вступило в законную силу 13.06.2012. Председательствующий: судья А.В. Тарновский