Решение по иску прокурора к Администрации Побочинского сельского поселения об обязывании организовать на территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Одесский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Тарновского А.В.

при секретаре судебного заседания Гордиенко М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Одесское Одесского района Омской области 24 мая 2012 года дело № 2-340/2012 года по иску прокурора Одесского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в организации на территории сельского поселения сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и обязывании организовать на территории поселения сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Одесского района Омской области обратился в Одесский районный суд Омской области с иском в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в организации на территории сельского поселения сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и обязывании организовать на территории поселения сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, указав, что прокуратурой района проведена проверка в деятельности Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области соблюдения природоохранного законодательства.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст.18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно преамбуле к Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.2 ч.1 Федерального закона от 06.10.2003 года                 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации направлено на непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, путём принятия решений в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 7, 14, 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Нормами ст.ст. 4, 8, 21, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и другим требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Как указано в Методических рекомендациях о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населённых пунктов РФ, которые утверждены Постановлением Госстроя РФ № 152 от 21.08.2003 года, генеральная схема очистки должна обеспечивать организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий и удовлетворять требованиям «Санитарных правил содержания территорий населённых мест» (СанПиН 42-128-4690-88, утверждённых 05.08.1988 года Минздравом СССР и действующих на территории РФ в соответствии с Письмом Роспотребнадзора от 10.04.2007 года). Генеральная схема определяет очередность осуществления мероприятий, объёмы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора отходов, необходимое количество оборудования и инвентаря и другое.

В соответствии с п. п. 1.2, 1.8, 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные Правила содержания территорий населённых мест» система санитарной очистки и уборки территорий населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, в соответствии с Генеральной схемой очистки населённого пункта, утверждённой решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Планово-регулярная очистка должна проводиться по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждением санэпидслужбы. В каждом населённом пункте периодичность удаления твёрдых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Срок хранения отходов в дворовых сборниках в холодное время суток должен быть не более трёх суток, в тёплое время суток - не более одних суток.

Постановлением Госстроя РФ № 152 от 21.08.2003 года и ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года, не предусмотрена отсрочка органам местного самоуправления по разработке генеральной схемы очистки территорий населённого пункта.

В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 12, 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного Кодекса. Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (ст.14 п.1 п.п.1, ст.15 п.1 п.п.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.

Анализ вышеприведённых норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. С целью обеспечения охраны окружающей среды законодательством предписана обязанность собирать, вывозить, утилизировать и перерабатывать бытовые и промышленные отходы.

Установлено, что Администрация Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской не обеспечивает надлежащим образом организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также их утилизацию и переработку, нарушая тем самым права неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания.

В населённых пунктах поселения не организован надлежащим образом плановый процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, отсутствует генеральная схема чистки населённых пунктов и график на вывоз твёрдых бытовых отходов.

Таким образом, выполнение СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные Правила содержания территорий населённых мест» на территории Побочинского сельского поселения не обеспечено.

Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в указанном муниципальном образовании.

Нарушение требований законодательства по обращению отходов производства и потребления приводит к загрязнению атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных водных источников, что в свою очередь может привести к возникновению и распространению инфекционных и других заболеваний, то есть создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

Просит признать незаконным бездействие Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в организации на территории Побочинского сельского поселения сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Обязать Администрацию Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области организовать на территории поселения сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Помощник прокурора Одесского района Омской области Дизер Е.И. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по основаниям указанным в исковом заявлении.

Просит суд признать незаконным бездействие Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в организации на территории Побочинского сельского поселения сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Обязать Администрацию Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области организовать на территории поселения сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Представитель ответчика Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился о дне слушания дела извещён надлежащим образом предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Таврического отдела территориального управления «Роспотребнадзора» по Омской области в Одесском районе в судебное заседание не явился о дне слушания дела извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало.

Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Одесского района Дизера Е.И. и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.8 данного Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.18 ч.1 ст.3 Устава Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области (л.д.9-11) к вопросам местного значения сельского поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года                 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Статьями 4, 8, 21, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как указано в Методических рекомендациях МДК 7-01.2003 «О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населённых пунктов Российской Федерации» утверждённых постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 года № 152, генеральная схема очистки должна обеспечивать организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий и удовлетворять требованиям «Санитарных правил содержания территорий населённых мест» (СанПиН 42-128-4690-88). Генеральная схема определяет очередность осуществления мероприятий, объёмы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора отходов, необходимое количество оборудования и инвентаря и другое.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.8, 2.2.1 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест» утверждённых Минздравом СССР 5 августа 1988 года                 № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и места и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населённого пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населённого пункта, утверждённой решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трёх суток, в тёплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населённом пункте периодичность удаления твёрдых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 12, 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п.1 ч.1 ст.14, п.1 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.

Анализ вышеприведённых норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. С целью обеспечения охраны окружающей среды законодательством предписана сельским поселениям обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

Судом установлено, что Администрация Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской не обеспечивает надлежащим образом организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В населённом пункте в с.Побочино Одесского района Омской области не организован надлежащим образом плановый процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определены места контейнерных площадок и порядок их обслуживания, отсутствует генеральная схема чистки населённого пункта и график на вывоз твёрдых бытовых отходов, тем самым нарушаются права неопределённого круга лиц проживающих на территории Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области на благоприятную среду обитания. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в указанном муниципальном образовании.

Суд считает, что нарушение требований законодательства по обращению отходов производства и потребления приводит к загрязнению атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных водных источников, что в свою очередь может привести к возникновению и распространению инфекционных и других заболеваний, то есть создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии со 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Помощник прокурора Одесского района Омской области Дизер Е.И. в судебном заседании предоставил суду доказательства того, что Администрацией Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не организован на территории поселения сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Ответчиком Администрацией Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не представлены суду доказательства того, что на территории поселения организован сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно обратился в суд с данным исковым заявлением, поскольку затрагиваются права и законные интересы неопределённого круга лиц.

На основании изложенного, суд считает необходимым признать незаконным бездействие Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в организации на территории Побочинского сельского поселения сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Обязать Администрацию Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области организовать на территории поселения сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательствомРоссийской Федерации.

Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик Администрация Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Одесского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в организации на территории сельского поселения сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и обязывании организовать на территории поселения сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями удовлетворить в полном объёме.

Признать незаконным бездействие Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в организации на территории Побочинского сельского поселения сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Обязать Администрацию Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области организовать на территории поселения сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня его вынесения с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 26.06.2012.

Председательствующий судья:           А.В. Тарновский