Решение по жалобе начальника ТОНД Одесского района УНД ГУ МЧС России по Омской области на постановление мирового судьи от 07.08.2012



дело № 12-16/2012г.

РЕШЕНИЕ

Одесский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Тарновского А.В.

при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Одесское Одесского района Омской области 07 сентября 2012 года дело по жалобе начальника территориального отделения надзорной деятельности Одесского района управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Омской области Новикова А.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка № 18 Одесского района Омской области от 07 августа 2012 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Муниципального казенного образовательного учреждения «Побочинская средняя общеобразовательная школа» о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 18 Одесского района Омской области от 07 августа 2012 года было прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица МКОУ «Побочинская средняя общеобразовательная школа» о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

21 августа 2012 года начальником территориального отделения надзорной деятельности Одесского района управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Омской области Новиковым А.Ю. подана жалоба на постановление мирового судьи судебного участка № 18 Одесского района Омской области от 07 августа 2012 года, в которой указано, что с данным решением мирового судьи судебного участка № 18 Одесского района Омской области территориальное отделение надзорной деятельности Одесского района УНД ГУ МЧС России по Омской области несогласно по основанию, послужившим для вынесения указанного постановления по следующим обстоятельствам.

28.05.2012 года при проведении плановой выездной проверки в отношении МКОУ «Побочинская СОШ» Одесского муниципального района Омской области по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установлено нарушение (невыполнение) следующих требований:

- нештатные формирования МКОУ «Побочинская СОШ» не обеспечены специальным имуществом (средства индивидуальной защиты, медицинское имущество);

- не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

По результатам плановой выездной проверки органом (начальником ТОНД Одесского района УНД ГУ МЧС России по Омской области Новиковым А.Ю.), осуществляющим государственный надзор в отношении МКОУ «Побочинская СОШ» Одесского района Омской области, возбуждено административное производство по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.20.6 КоАП РФ «Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По мнению мирового судьи судебного участка №18 Одесского района Омской области юридическое лицо МКОУ «Побочинская СОШ» предприняло все необходимые меры для соблюдения требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Юридическое лицо МКОУ «Побочинская СОШ» недолжно нести административную ответственность, так как его вина не нашла своего подтверждения в судебном заседании.

МКОУ «Побочинская СОШ» - социально-значимый объект, который входит в перечень объектов повышенной опасности учреждений образования Омской области.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (п. «ж» ст. 14) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет, что организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Указанный Федеральный закон является основополагающим нормативным правовым актом, определяющим необходимость создания резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 12, п. 4 Федерального закона «Об образовании» МКОУ «Побочинская СОШ», является образовательным учреждением общеобразовательного типа. Образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением, своим уставом (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196).

В типовом Положении об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196) в п.4 одним из основных приоритетов деятельности общеобразовательного учреждения является жизнь и здоровье.

Согласно статьи 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне финансируются бюджетными учреждениями - в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений.

Ежегодно работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны обобщать информацию по данным направлениям и направлять предложения в свои бюджетные органы.

В целях реализации своих полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Министерством образования Омской области разработаны методические рекомендации от 05.07.2011 № ИСХ-11/МОБР-7226 "О создании, содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".

При создании резервов материальных ресурсов руководители учреждений исходят из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, возможных размеров причиненного ими ущерба, предполагаемого объема работ по их ликвидации, природных, экономических и иных особенностей территорий, а также необходимости максимально возможного использования имеющихся сил и средств, а также привлечения сил и средств звеньев функциональных и территориальных подсистем, действующих на территории области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007                 № 304 «Об утверждении Положения о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального, федерального характера.

Постановлением Правительства Омской области от 17.05.2006г. № 52-п (в ред. Постановления Правительства Омской области от 25.02.2009г. № 27-п) «О порядке создания, использования и восполнения использованных средств резервов, финансовых и материальных ресурсов Омской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера» не предусмотрен резерв финансовых ресурсов Омской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций локального характера.

Целевой финансовый резерв организации может формироваться следующими способами:

- выделением на отдельном расчетном счету организации собственных денежных средств;

- оформлением банковской гарантии;

- заключением договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Руководитель ежегодно определяет порядок создания и устанавливает уточненный объем финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Размер финансового резерва должен соответствовать расходам, необходимым для ликвидации наиболее опасной из возможных чрезвычайных ситуаций. Он может быть определен самостоятельно в соответствии Плану действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера своей организации, по согласованию с управлением ГОЧС административно территориального образования.

Основанием для выделения средств из целевого финансового резерва по ликвидации чрезвычайных ситуаций является решение комиссии по чрезвычайным ситуациям организации.

Факт заключения договора МКОУ «Побочинская СОШ» с ООО «Техноавиа-Омск» на поставку спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты не гарантирует фактическое поступление средств индивидуальной защиты, т.к. с момента выявления нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (28.05.2012 г.) до рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, мировым судьей судебного участка №18 Одесского района Омской области отсутствуют документы, подтверждающие оплату материалов по договору и фактическое поступление материалов (спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты) в распоряжение МКОУ «Побочинская СОШ».

Непринятие мер по обеспечению специальным имуществом (средства индивидуальной защиты, медицинское имущество) нештатных формирований МКОУ «Побочинская СОШ», созданию резервов финансовых и материальных ресурсов создаёт реальную угрозу жизни и здоровью учащихся и персонала МКОУ «Побочинская СОШ».

Просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 18 Одесского района Омской области от 07 августа 2012 года, дело направить на новое рассмотрение.

Представитель территориального отделения надзорной деятельности Одесского района УНД ГУ МЧС России по Омской области Милашенко Е.Б. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе, дополнив, что ранее проверки юридического лица МКОУ «Побочинская СОШ» по вопросам гражданской обороны и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отделением надзорной деятельности Одесского района УНД ГУ МЧС России по Омской области не проводились. 28 мая 2012 года по данному направлению проводилась плановая проверка. Доказательств того, что юридическое лицо выделенные денежные средства на гражданскую оборону использовало не по назначению он суду представить не может.

Просит суд отменить постановление мирового судьи судебного участка № 18 Одесского района Омской области от 07 августа 2012 года, дело направить на новое рассмотрение.

Представитель юридического лица МКОУ «Побочинская СОШ» Иванова Т.Г. в судебном заседании показала, что вину юридического лица в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ она не признаёт, доводы, изложенные в жалобе начальника территориального отделения надзорной деятельности Одесского района УНД ГУ МЧС России по Омской области считает необоснованными, поскольку учредителем образовательного учреждения МКОУ «Побочинская СОШ» является Одесский муниципальный район. Образовательное учреждение не является бюджетным учреждением. С 1 января 2012 года образовательное учреждение не имеет счетов, расчётные счета для образовательного учреждения находятся в ведении Администрации муниципального района. На вопросы гражданской обороны денежные средства учредителем не выделялись как в 2011 году, так и 2012 году. Финансовые средства на указанные цели должны производится Одесским муниципальным районом, образовательное учреждение собственных денежных средств не имеет. В образовательном учреждении имеется план по гражданской обороне. Юридическим лицом МКОУ «Побочинская СОШ» заключен договор с ООО «Техноавиа-Омск» на поставку спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты, на сегодняшний день произведена проплата за средства индивидуальной защиты, но они ещё не поступили в распоряжение образовательного учреждения. Учреждением ежегодно составляется бюджетная роспись, в которой указываются необходимые расходы для функционирования образовательного учреждения. Полагает, что постановление мирового судьи судебного участка № 18 Одесского района Омской области от 07 августа 2012 года является законным и обоснованным.

Просит суд постановление мирового судьи судебного участка № 18 Одесского района Омской области от 07 августа 2012 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Муниципального казенного образовательного учреждения «Побочинская средняя общеобразовательная школа» о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу начальника территориального отделения надзорной деятельности Одесского района УНД ГУ МЧС России по Омской области без удовлетворения.

Рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя территориального отделения надзорной деятельности Одесского района УНД ГУ МЧС России по Омской области Милашенко Е.Б., представителя юридического лица МКОУ «Побочинская СОШ» Иванову Т.Г., суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом установлено, что согласно акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 218/4 от 28 мая 2012 года территориальным отделом надзорной деятельности Одесского района в ходе проведения плановой выездной проверки выявлены следующие нарушения: нештатные формирования МКОУ «Побочинская СОШ» не обеспечены специальным имуществом (средства индивидуальной защиты, медицинское имущество); не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (л.д.7-8).

Согласно Устава МКОУ «Побочинская СОШ» (л.д.14-23), МКОУ «Побочинская СОШ» является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий Одесского муниципального района Омской области в сфере образования, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств местного бюджета на основании бюджетной сметы. По своей организационно-правовой форме Учреждение является муниципальным казенным образовательным учреждением. Учредителем его является муниципальное образование Одесский муниципальный район Омской области в лице Комитета по образованию Одесского муниципальный район Омской области.

В соответствии со ст.161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Казенные учреждения имеют самостоятельный баланс и лицевой счет, однако в соответствии с Бюджетным законодательством РФ правом собственности на средства, отраженные на лицевых счетах, открытых в федеральном казначействе либо в аналогичном органе исполнительной власти субъекта РФ или органе местного самоуправления, не обладают. Данные средства относятся к средствам бюджета, т.е. входят в состав государственной казны РФ, субъекта РФ или местной казны. Такое государственное или муниципальное образовательное учреждение обладает набором полномочий и обязательств по распоряжению выделенными из бюджета лимитами бюджетных ассигнований и объемами финансирования.

Таким образом, учитывая, что учредителем МКОУ «Побочинская СОШ» является муниципальное образование Одесский муниципальный район Омской области в лице Комитета по образованию Одесского муниципальный район Омской области и финансирование осуществляется из средств бюджета, именно учредитель вправе создавать резервы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании установлено, что согласно договора поставки спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты (л.д.36-38), между ООО «Техноавиа-Омск» и МКОУ «Побочинская СОШ» заключен договор на поставку спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты.

В соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержденнымПриказом МЧС РФ от 9 августа 2010 года № 382 (действовавшим до 18.08.2012 года), должностными лицами МЧС России, уполномоченными осуществлять государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций даются консультации по вопросам осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч.3 ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Представитель юридического лица МКОУ «Побочинская СОШ» Иванова Т.Г. заявила в судебном заседании об отсутствии вины МКОУ «Побочинская СОШ» ввиду отсутствия соответствующего бюджетного финансирования со стороны учредителя.

Представителем территориального отделения надзорной деятельности Одесского района УНД ГУ МЧС России по Омской области Милашенко Е.Б. суду не представлено доказательств того, что МКОУ «Побочинская СОШ» из местного бюджета выделялись средства на цели обеспечения специальным имуществом (средствами индивидуальной защиты, медицинским имуществом) нештатного формирования МКОУ «Побочинская СОШ» и создания резерва материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а МКОУ «Побочинская СОШ» использовало данные средства не по назначению.

Суд считает, что юридическим лицом МКОУ «Побочинская СОШ» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области гражданской обороны.

Суд апелляционной инстанции считает, что вина юридического лица МКОУ «Побочинская СОШ» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1ст. 20.6 КоАП РФ не нашла своего подтверждения в судебном заседании.

При таких обстоятельствах суд считает, что доводы начальника ОНД Одесского района УНД ГУ МЧС России по Омской области Новикова А.Ю. указанные в жалобе являются не состоятельными, оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 18 Одесского района Омской области от 07 августа 2012 года нет, оно является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 18 Одесского района Омской области от 07 августа 2012 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Муниципального казенного образовательного учреждения «Побочинская средняя общеобразовательная школа» по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу начальника территориального отделения надзорной деятельности Одесского района управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Омской области Новикова Андрея Юрьевича без удовлетворения.

Председательствующий: судья                                                       А.В. Тарновский